Система организации работы по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников
Автор: Швецова Татьяна Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ ЛАП № 135 Населённый пункт: Самарская область, город Самара Наименование материала: статья Тема: Система организации работы по формированию культуры здорового образа жизни у младших школьников Раздел: начальное образование
Система организации работы по формированию культуры здорового
образа жизни у младших школьников
«Чтобы сделать ребёнка умным и
рассудительным, сделайте его крепким и
здоровым» Ж. – Ж. Руссо
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы - это здоровье.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия
общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий
точный прогноз на будущее. Наблюдающееся в последние годы значительное ухудшение
здоровья населения России, особенно детей, стало общегосударственной проблемой. Во
многих документах Министерства РФ подчёркивается, что одним из необходимых условий
достижения нового, современного качества общего образования является создание в
учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный
характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения
определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного
и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих
технологий должна стать главным направлением в деятельности учителя, работающего с
детьми начальной школы.
Хорошо дидактически спланированный урок – самый здоровьеориентированный для
всех его участников. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды
деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и
педагогами.
Какие же дидактические требования предъявляются к современному уроку?
Дидактические требования к современному уроку
чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных
элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение
места в общей системе уроков;
определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями
учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки и
подготовленности учащихся;
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения,
стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе урока,
выбор, обеспечивающий познавательную активность;
сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и
максимальную самостоятельность в учении учащихся;
создание условий успешного учения учащихся
Психологические требования к уроку
учёт возрастных особенностей;
учёт психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента,
воображения, воли, эмоциональной сферы)
Гигиенические требования к уроку
температурный режим;
освещённость кабинета
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-
ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих
ситуаций, они относятся к тем жизненно-важным факторам, благодаря которым дети
учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие
самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании
опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение
сферы общения и деятельности ребёнка, развитие его саморегуляции (от внешнего
контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной
жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования
ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить
развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических чувств,
потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми,
природой, искусством.
Все здоровьесберегающие технологии , применяемые в учебно-
воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
1 .Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия
образовательного процесса.
2 .Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической
активности школьников.
3 .Разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на
уроках и во внеурочной деятельности.
Группы здоровьесберегающих технологий
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом
зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности,
возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком
уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Необходимо помнить и о гигиенических условиях урока , которые влияют на
состояние здоровья обучающихся и учителя:
обстановка и гигиенические условия в классе (температурный режим, режим
проветривания, освещение класса и доски) Учебные помещения должны
проветриваться во время перемен. До начала занятий и после их окончания
необходимо осуществлять сквозное проветривание учебных помещений.
Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями. В
тёплые дни целесообразно проводить занятия при открытых форточках.
Освещение: учебные помещения школ должны иметь естественное освещение.
Классная доска должна быть оборудована софитами и освещаться двумя
установленными параллельно ей зеркальными светильниками.
количество видов учебной деятельности (опрос, письмо, чтение, слушание,
списывание и т.д.);
средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности;
место и длительность применения ТСО;
поза ребёнка, чередование позы;
наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов
оздоровления (физкультминуток, гимнастики для глаз, массажа активных точек);
наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (вешняя мотивация: оценка,
похвала, поддержка; стимуляция внутренней мотивации: стремление больше
узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу);
психологический климат на уроке ( взаимоотношения на уроке: учитель-ученик,
ученик-ученик);
эмоциональные разрядки на уроке (шутка, улыбка, юмористическая или
поучительная картинка, поговорка, музыкальная минутка)
Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят
личность ребёнка, обеспечение безопасных, комфортных условий её развития и
реализации природных возможностей.
Педагогика сотрудничества. Её можно рассматривать как создающую все условия
для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов. Цель
школы, реализующей педагогику сотрудничества,- разбудить, вызвать к жизни внутренние
силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.
Проявление гуманного отношения к детям, отсутствие прямого принуждения, приоритет
положительного стимулирования, любовь к детям в сочетании с проявлениями
демократизации отношений - правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на
собственную точку зрения-оказывают благоприятное воздействие на психику детей,
способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня
психологического здоровья.
Психолого-педагогические технологии
Снятие эмоционального напряжения . Использование игровых технологий, игровых
обучающих программ, оригинальных заданий и задач позволяют снять эмоциональное
напряжение. Этот приём также позволяет решить одновременно несколько различных
задач : обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения
развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой
темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности.
Создание благоприятного психологического климата на уроке. Одним из
важнейших аспектов является именно психологический комфорт учащихся во время
урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления
обучающихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих
возможностей каждого ребёнка.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Охрана здоровья
ребёнка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических
условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных
заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. С этой целью в начальной
школе разработана программа внеурочной деятельности «ЗОЖ» («Здоровый образ
жизни»). На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных
предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания, но и показать ученику,
как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно
заботиться о своём здоровье.
Реализация основных направлений программы «ЗОЖ»
убеждение учащихся ежедневно выполнять утреннюю гимнастику, соблюдать режим
дня;
проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня;
посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети
выполняемой работы в классе;
контроль над сменой видов деятельности школьников в в течение дня;
проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на
переменах;
обеспечение каждого учащегося горячим питанием в столовой;
контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений;
привлечение учащихся к занятиям во внеурочное время в спортивных секциях,
действующих в школе и вне е;
в рамках обучения детей правильному отношению к собственному здоровью
проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с
привлечением родителей;
создание комфортной атмосферы в школе и классных коллективах, толерантных
отношений всех участников образовательного процесса.
Очень важен учёт индивидуально-психологических особенностей школьников при
организации учебной деятельности. Типы восприятия у учащихся разные. В зависимости
от этого выделяют визуалов, кинестетиков и аудиалов. Учителю необходимо строить уроки
с учётом различного типа восприятия.
Визуалы стремятся увидеть, понаблюдать, разглядывать.
Кинестетики предпочитают ощущать, касаться, чувствовать.
Аудиалы стремятся услышать.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и
ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего
возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером
демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что
будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно,
интеллектуально, духовно, но и физически.
Швецова Т. Г.
Учитель нач. кл. МБОУ
ЛАП №135 г.о.Самара