Напоминание

Формирование коммуникативно - нравственных качеств личности учащихся начальных классов специальной коррекционной школы-интерната в урочной деятельности


Автор: Баева Оксана Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: КОГОБУ ШИ ОВЗ д.Удмуртский Сурвай
Населённый пункт: Кировская область Унинский район д.Удмуртский Сурвай
Наименование материала: статья
Тема: Формирование коммуникативно - нравственных качеств личности учащихся начальных классов специальной коррекционной школы-интерната в урочной деятельности
Раздел: начальное образование





Назад





Формирование

коммуникативно

-

нравственных

качеств

личности

учащихся

начальных

классов

специальной

коррекционной

школы-

интерната в урочной деятельности
« Незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» В.А. Сухомлинский Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, непосредственностью в поведении. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного духовно-нравственного воспитания детей. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Дети должны усвоить основные
положительные

и

отрицательные

нравственные

качества

человека
: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость;
важные категории и понятия этики
: добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида;
общие понятия гражданско-правового сознания:
Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим. На уроках необходимо приучать детей к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, учить слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. Идёт определённая работа по формированию коммуникативной компетентности учащихся. Учитель наблюдает, как на уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок, в случае необходимости направляет и корригирует их деятельность. Немаловажное значение для нравственного воспитания учащихся имеет иллюстрированный материал учебников. Он делает содержание задач, упражнений
наглядным, доступным, помогает формировать творческое воображение школьников. Схемы, чертежи, таблицы, оформленные чётко, красиво, аккуратно воспитывают у них эстетические чувства. Учителю необходимо обращать внимание учащихся на эту сторону учебных книг. Анализ учебников по математике показывает, что правильное использование даже небольшого количества текстовых задач в процессе обучения их решению даёт возможность учителю успешно решать задачи нравственного воспитания на уроках математики. Можно составить
классификацию содержания текстовых задач,
направленных на формирование нравственных компетенций младших (и старших) школьников, которые группируются следующим образом: 1. Задачи о труде, воспитывающие бережливость, ответственность, рациональность, уважительное отношение к трудовой деятельности и её результатам, к людям труда. 2. Задачи, отражающие культурно-исторические события, достижения науки, техники, освоение космического пространства и воспитывающие чувства гордости, патриотизма, любви к Родине, своему народу, служение Отечеству. 3. Задачи, нацеленные на формирование духовных интересов школьников, воспитывающие способность восприятия чувства эстетической красоты, чувства меры, пропорции, чёткость, аккуратность (к такому виду задач, как правило, принадлежит задачи геометрического характера). 4. Задачи об охране окружающей среды, воспитывающие экологическое сознание и формирующие чувства любви к животным, бережное отношение к природе, понимание её красоты. 5. Задачи, прививающие интерес к спорту и воспитывающие волевые качества: упорство и терпение в достижении цели, честность в борьбе, справедливость, ответственность за порученное дело. 6. Задачи о связи обучения с жизнью: об участии в общественно-полезном труде школьников (сборе лекарственных трав, металлолома, макулатуры, о проведении походов, экскурсий, о посещениях театра, кино, музеев и др.). 7. Задачи экономического содержания, направленные на воспитание и формирование основ экономического мышления.
Например :
задача в 4 классе. В помощь библиотеке школьники подклеили книги. 8 мальчиков подклеили по 7 книг, а 7 девочек по 6 книг. Сколько всего книг подклеили дети? Эта задача на воспитание бережливости и уважительного отношения к труду. После разбора и решения задачи уместно провести беседу, направленную на формирование этих качеств. Задача в 3 классе. За 4 одинаковых карандаша и альбом заплатили 20 руб. Альбом стоил 12 руб. Сколько стоил один карандаш?
Эта задача экономического содержания, направленные на воспитание и формирование основ экономического мышления. Имеющиеся у детей определённые представления об основных категориях нравственности – о добре и зле, о хорошем и плохом, об отношении к Родине, обществу, людям, труду наивны, своеобразны и в повседневной жизни школьники не всегда следуют нравственным нормам, возникает необходимость совершенствования работы по нравственному воспитанию на уроках чтения и русского языка. Формируя и развивая у воспитанников нравственные качества на уроках русского языка решается 
формирование коммуникативной компетенции через раскрытие субъективного

опыта учащихся с использованием разнообразных форм и методов организации

учебной деятельности;

активизация

эмоционально-мыслительных

процессов:

единства

слова,

действия, мысли и воображения детей.
Работа строится так, чтобы почти на каждом уроке к уже имеющимся у детей представлениям об общечеловеческих нравственных ценностях и понятиях добавить слова, активировать эмоционально-мыслительные процессы и ч е р е з раскрытие субъективного опыта обучающихся закрепить их и в поступках учащихся.
Например:
русский язык 3 класс. В упражнении предложен текст, его нужно прочитать и записать ответы на вопросы. Была перемена. Ребята бегали по классу. Витя встал на парту. Парта сломалась. Пришёл учитель. Стал спрашивать, кто сломал парту. Страшно было Вите, но он встал и сказал правду. Учитель ответил на это: « Плохо, что вы бегали по классу. Ещё хуже, что парту сломали. А за правду спасибо». После серии вопросов для анализа восприятия учащимися текста уместно задать вопрос : как ты думаешь, что должен сделать Витя потом ? русский язык 4класс. Упражнения на составление рассказа-описания различных животных, птиц. Идёт уточнение и обогащение жизненного опыта учащихся, воспитание нравственности, формирование речевых умений. На уроках чтения в учебниках предусмотрены целые разделы и отдельные произведения, способствующие воспитанию детей в духе гуманности, доброты, отзывчивости, взаимопомощи. В младших классах часто используется
рассказ на этическую тему
. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций: -служить источником знаний, -обогащать нравственный опыт личности опытом других людей, -служить способом использования положительного примера в воспитании. К условиям эффективности этического рассказа относятся следующие: -рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. - в младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей. После изучения произведений из раздела «Что такое хорошо, что такое плохо» (4 класс) на обобщающем уроке по данной теме, развивая нравственную культуру поведения во взаимоотношениях детей со сверстниками и взрослыми, соотнося поступки и характеристики героев, обобщаются знания о необходимости и востребованности таких понятий, как «товарищество», «взаимовыручка», «дружба», «доброе отношение к людям». Очень поучительны и интересны рассказы В.Осеевой. Н-р: «Волшебное слово» 3 класс. Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов об уважительном отношении к старшему поколению способствует уточнению нравственных представлений «уважение», «мудрость», «опыт», «отзывчивость», расширяет жизненный опыт детей, так как затрагиваются их отношения с близкими. Далее детям предлагается ответить на вопросы: 1. На кого вы хотите быть похожими и почему? 2.В каких произведениях говорится о добре, добром отношении к окружающим? 3. Почему нужно уважать старших? 4.Назовите пословицы, подходящие по смыслу к пройденным рассказам. «Смеяться над старыми – значит прежде времени смеяться над собою». «Дружбу за деньги не купишь». «Дружба – как стекло: разобьёшь – не сложишь». «Крепкую дружбу и топором не разрубишь». «Человек без друзей, что дерево без корней». 5. Продолжи пословицу: « Не имей сто….» «Нет друга – ищи, а …» «С кем поведёшься…» Развивая у детей нравственную культуру поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, необходимо учить детей разбираться в поведении и поступках людей, воспитывать желание следовать нормам поведения, принятым в обществе. При этом можно использовать метод проблемных вопросов, к числу которых относятся речевые задания. Например, при организации класса к уроку и его завершении: 1.Вы входите в класс и здороваетесь с учителем. Какое из приветствий теплее, вежливее? Почему? -Здравствуйте! -Здравствуйте, Галина Ивановна! 2.Уходя из дома(школы), вы прощаетесь. Какое из ваших прощаний теплее? Почему? -До свидания!
-До свидания, бабушка(мама, т.д.)! Наряду со словесной вежливостью воспитываю культуру поведения. Например в 4 классе: 1.Вы звоните и случайно попадаете не туда, куда вам надо. Как вы спросите? Почему? -Какой у вас номер? -Простите, ваш номер такой-то? 2. Вы открываете дверь кабинета и видите, что не туда попали. Как вежливо удалиться? Почему? -Ой, я не туда попал! -Простите, я, вероятно, ошибся! Коллективное обсуждение поставленных перед детьми вопросов способствует уточнению речевых конструкций, расширяет их жизненный опыт. Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ребенку продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразия применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.


В раздел образования