Автор: Красикова Елена Станиславовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Гимназия № 7 "Сибирская" Населённый пункт: Новосибирск Наименование материала: конспект Тема: Россия - Родина моя Раздел: начальное образование
Классный час во 2Г классе, 20.02.2016г.
Учитель: Красикова Елена Станиславовна
Тема: Россия – Родина моя.
Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя.
Вы часто слышите слово «родина». Как вы понимаете его значение? Сегодня
мы поговорим об этом. На нашем классном часе мы ответим на следующие
вопросы:
-как произошло слово «родина»?
-с чего начинается Родина?
-откуда взялось такое название – Россия?
-что такое отчий дом?
2.Информационный блок.
1.Как произошло слово «родина»?
Ученик читает стихотворение З. Александровой «Если скажут слово
«родина»
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор
Или степь, от маков красная,
Золотая целина.
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.
Слово «родина» произошло от древнего слова «род», которое обозначает
группу людей, объединенных кровным родством. А еще Род – имя
древнейшего бога наших предков – славян. Родители, родня, родственники,
родичи, родина – слова с одним корнем.
Родина. Отчизна. Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью, а пишем
с большой буквы. Ведь ими мы называем свою страну. В древнерусской
летописи есть старинная песня о Русской земле.
Учитель зачитывает эту песню «О светло светлая».
О светло светлая
И прекрасно украшенная
Земля Русская!
Многими красотами
Удивлена еси:
Озерами многими,
Реками и и кладезьми месточестными,
Горами крутыми,
Холмами высокими,
Дубравами частыми,
Полями дивными,
Зверями различными,
Птицами бесчисленными,
Городами великими,
Селами дивными,
Виноградами обительными,
Домами церковными
И князьями грозными,
Боярами честными,
Вельможами многими!
Всего еси исполнена,
Земля Русская,
О, правоверная
Вера христианская!
2.С чего начинается Родина?
-Что такое для человека Родина? С чего она начинается? (дети высказывают
предположения).
Родина – это место, где человек родился и вырос.
Родина – это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес первое
слово.
Родина начинается с близких нам людей – мамы и папы, братьев и сестер,
дедушки и бабушки, родственников и друзей. Каждый решает сам, как и с
чего начинается для него Родина.
Ученик читает стихотворение А. Жигулина «О, Родина!».
О, Родина! В неярком блеске
Я взором треперным ловлю
Твои проселки, перелески-
Все, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой.
Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. У этого
дерева, как и у всякого другого, есть корни. Корни питают дерево,
удерживают его от падения. Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад,
сто, тысячу лет назад. Это наши деды и прадеды. Это их дела, живущие
рядом с нами в разных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных
храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев и
поэтов. Чем человек больше знает о своих корнях, тем дороже ему родная
земля и слаще воздух Отечества.
3.Откуда взялось такое название – Россия?
Оно происходит от старинного слова «русь». Когда-то нашу страну называли
Русью. Мнения ученых о происхождении этого слова разделились. Одни
полагают, что слово «русь» произошло от слова «русло». Русло – это ложе
реки, по которому она течет между берегов. Русью назвали страну, которая
лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черными морями.
Другие ученые считают, что древнее название нашей страны имеет совсем
другое происхождение: в северных деревнях русью называют то место в
доме, где светло, где пригревает солнышко. «Поставить цветок на русь», -
говорят люди. Спелую, золотистую рожь крестьяне называли русой, человека
со светлыми волосами – русым. Значит, мы можем сказать, что Русь – светлое
место, страна света, солнца, добрых людей.
4.Что такое отчий дом?
Для многих Родина начинается с отчего дома. «Отчий дом» значит
«отцовский». Это слово происходит от того же корня, что и слово
«отечество». Они близки и по значению: отечество – земля наших отцов,
отчий дом – дом нашего отца. И каким бы ни был наш отчий дом, где бы он
ни находился, он всегда будет нам дорог и близок. С детства знакомые места
– это наша малая родина, наш родной край.
Стихотворение Л. Татьяничевой «Когда говорят о России»
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
В лугах, на ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озера
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звездный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Речка и берег моря, хлебные поля и березовая роща, тайга и степь – все эти
знакомые с детства картины сливаются в единый большой образ Родины. Все
это наше с вами богатство.
Стихотворение М. Дудина «Берегите Землю!»
Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,-
Всех судеб связущие нити.
Берегите Землю! Берегите…
3.Рефлексия
Чтение учениками стихотворения «Родина» К. Симонова.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песочный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту гордость земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,
Да можно голодать и холодать,
Идти на смерть… но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
- На все ли вопросы мы с вами ответили?
Что особенно запомнилось?
О чем еще захотелось узнать?