Напоминание

Адаптация первоклассников


Автор: Тома Людмила Николаевна
Должность: педагог- психолог
Учебное заведение: МОУ "СОШ п.Синегорский"
Населённый пункт: Саратовская обл. Озинский р-н, п.Синегорский
Наименование материала: Занятие
Тема: Адаптация первоклассников
Раздел: начальное образование





Назад





МОУ «СОШ п. Синегорский»

Разработка психолого -

педагогического занятия:

«Адаптация первоклассников в

детском коллективе»

Подготовила: педагог – психолог

МОУ «СОШ п. Синегорский»

Тома Л.Н.

2016 г.


Цель: Создание условий для адаптации первоклассников в школе и

друг с другом.

Ход занятия:
Психолог приветствуют детей, здоровается с ними. «Я очень рада встрече с вами. Вы пришли в школу и школа стало местом, где вы узнаете много нового и интересного, получите ответы на разные сложные вопросы. И, конечно, здесь вы встретили много друзей. А для того, чтобы мы все лучше узнали друг друга, мы с вами с начало познакомимся. Встаньте, пожалуйста в круг.
ЗНАКОМСТВО. ИГРА «ЦВЕТЫ»
«Я психолог. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя психолога) Психолог: «Я школьный психолог. Меня зовут Людмила Николаевна… Давайте познакомимся. Когда я скажу: «Три-четыре» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Ну-ка попробуем! Ой-ой-ой!... Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Давайте попробуем по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена шепотом. Опять что-то не то… Никто не кричал, а все равно ничего не понятно. А вы много имен услышали? Тоже нет? Наверное, дело в том, ребята, что все говорят одновременно. Вместе работать хорошо, играть весело, петь здорово, а вот отвечать плохо: когда сразу все говорят разные слова, то ничего не понятно. Давайте попробуем поговорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего будущего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот, до чего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя. У меня в руке цветы с вашими именами, каждому я дам один из цветков. Спасибо! Теперь все имена были слышны. Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы могут вам их выполнить. Психолог просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы» «Поднимите цветы те, кто проснулся сегодня с хорошим настроением …» (Называет по очереди несколько букв). «Давайте вырастим на нашей доске большую цветочную поляну. Сделаем это так. Я буду звать к доске некоторых ребят, они выйдут сюда и
прикрепят свои цветы на доску. Вам надо слушать внимательно, не вас ли назову. Я прошу выйти к доске, все тех, кого зовут… Учитель достает табличку с надписью «НАШ КЛАСС». «Ребята посмотрите, как много цветов у нас получилось, так же много, как и нас. И мы все один класс (помещает табличку над именами). Вот он, какой наш класс.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ»
Сейчас я попрошу вытянуть ручки и посмотреть на них. Молодцы! А теперь я попрошу потрогать у себя руки, а теперь у своего соседа. Какие они руки? А руки могут быть злыми? А могут руки быть добрыми? А успокоить могут руки? Покажите как? А дружить могут руки? А как мы с вами можем подружиться друг с другом с помощью рук? А ваш класс дружный? А можно и я буду с вами дружить!» А вы любите играть? Игра: «Спящий кот» Дети выполняют движения под стихотворение. Вышли мыши как то раз Посмотреть который час Раз, два, три, четыре Мыши дёрнули за гири Вдруг раздался страшный гром Разбегайтесь мышки вон. Игра : «Дракончик»
Психолог:
«Спасибо! Садитесь, пожалуйста, на свои места и посмотрите на меня!»
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
А сейчас мы поиграем в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны
быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать работать.
ЗАДАНИЕ «ПОДАРОК КЛАССУ»
«Давайте сделаем Вашему классу подарок: украсим его золотистыми солнышками! Пусть каждый из вас нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение! Тогда наш класс станет самым светлым и самым уютным». (Используется тихая музыка во время выполнения задания). «Кто закончил рисунок, положите карандаши на место, а рисунок перед собой. Я подойду, и вы мне тихонько скажете, какое место в классе понравилось вашему солнышку»
Рефлексия.

Цель:
способствовать сплочению группы, создать положительный эмоциональный фон в конце занятия. А сейчас, давайте все встанем в круг. Сейчас, мы будем передавать вот этот цветок по кругу, пока он не вернётся снова ко мне. Передавая цветок, пусть каждый из вас поделится частичкой своего тепла и пожелает добра, радости и счастья. Давайте скажем друг другу добрые слова.
Самоанализа занятия
Адаптация в первом классе - особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности - учебную, изменяется социальное окружение - появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни.

Самоанализ мероприятия
1. Общие сведения о занятии:
Краткая характеристика детского коллектива:
В классе на момент проведения занятия присутствовало 15 человек. В первую очередь, на что обратила внимание, на воспитание в детях доброго, вежливого отношения друг к другу и к посторонним. Присутствующие дети пришли уже сложившимися коллективом. Большинство детей привыкли быть в центре внимания, старались показать себя с хорошей стороны. Очень подвижны, активны, много отвлекались во время занятия. Агрессивность по отношению друг к другу и педагогу не проявляли. При проведении занятия выявлено, что в основном дети готовы к обучению в школе и с удовольствием выполняют все предлагаемые педагогам задания. В классе дети показали высокий уровень развития, так же у большинства развиты внимание, речь, память. Некоторые из детей не внимательно слушали и выполняли задания педагога. Часто отвлекались, переспрашивали друг друга. Это связанно с гиперактивностью учащихся.
Оснащённость занятия:
были использованы шаблоны цветов и варежек, картинки раскраски, цветные карандаши. 2. Тема занятия:
Адаптации первоклассников в детском коллективе
3. Цель занятия:
Создание условий для адаптации первоклассников в

школе и друг с другом.

Главным условием проведения занятия является
: создание ситуации успеха для ребенка, способствующей формированию положительного эмоционального отношения к интеллектуальной деятельности и развитию познавательного интереса;
Занятия способствует:
развитию эмоционально волевой сферы первоклассника (прежде всего произвольного поведения) высших психических функций: памяти, внимания, различных форм мышления.
4. Содержание занятия:
Занятие соответствует цели; развивает творческие способности детей; способствует развитию интереса к обучению;
5. Структура занятия:
1) вступительная часть: приветствие, организационный момент; 2) основная часть: блок игр, упражнений , бесед; 3) заключительная часть: рефлексия.
6. Форма и методы обучения:

основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, а так же различные игры, которые помогают детям: быстрее узнать друг друга, настроиться на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение и др. 7
. Общие результаты занятия:
Всё запланировано было выполнено; цели занятия реализованы полностью.


В раздел образования