Автор: Пахомова Ольга Васильевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ № 14 Населённый пункт: с.Соколовское, Гулькевичский район, Краснодарский край Наименование материала: Статья Тема: Растим читателя Раздел: начальное образование
Краснодарский край
Гулькевичский район
МБОУ СОШ № 14
«Воспитание у детей
дошкольного и младшего
школьного возраста любви
к книге, чтению»
Учитель Пахомова О.В.
с.Соколовское
Н.Г.Долинина (в 70-х годах прошлого века учитель литературы, автор книг и
статей) пишет: «То, что переживает каждый человек, как и каждый
литературный герой, - неповторимо, и в то же время повторяет чувства
миллионов людей». Вопросы каждого следующего поколения актуальны во
все времена. …В чём счастье? Что такое дружба и что такое любовь? В чём
долг каждого человека перед всеми остальными людьми? Эти же вопросы
задают себе и многие литературные герои великих произведений. «Что такое
жизнь и что такое счастье?» - спрашивает Пьер Безухов в «Войне и мире».
Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и
что такое «я»? Размышляйте об этом вместе с литературными героями, и
ответы будут найдены – утверждают признанные профессионалы по
вопросам чтения детей и подростков.
Бытует мнение, что библиотеки – это умирающее явление и, к сожалению, на
данный момент такое мнение не единственное. Даже на государственном
уровне звучат предложения заменить библиотеку из книг бумажных на
библиотеку электронную. Закачаем электронные ресурсы, предоставим их
ребёнку, и дело сделано – ребёнок активно и плодотворно приобщается к
культуре. Всё вроде бы становится легко и просто. Да, современная культура
требует от человека не просто осмысления и восприятия, но и умения
работать с самой разной по форме информацией. Современный
информационно-потребительский бег, в котором участвуют и взрослые и
дети, ориентирован не на раздумья, а на результаты. При всём этом аксиомой
остаётся то, что литература, книга, текст – это не просто чтение, а
определённая философия жизни. Она одновременно отражает и творит
окружающее, передаёт социокультурный опыт. Работа с книгой в
современной ситуации осложнена многими обстоятельствами. Литературный
рынок настолько широк, что неискушённому читателю трудно разобраться,
что читать, а что нет. Родителям иногда трудно понять, что лучше всего
предложить своим детям сейчас, а что оставить на потом, а может быть,
совсем исключить из круга детского чтения. Непонимание этого может
привести к различным негативным последствиям. Ребёнок может бояться
самого вида книги, будет стараться спрятаться от неё, любым образом уйти от
процесса чтения – особенно чтения самостоятельного. Этот процесс будет
для него трудным и утомительным. вплоть до появления неврозов, а сам
процесс общения с книгой оставит неприятные эмоции и впечатления на всю
жизнь. Кроме того, у чтения и детской литературы в современном мире
появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий
раннего развития, а также телевидения и интернета.
Как же сделать так, чтобы маленький читатель заинтересовался книгой,
воспринимал библиотеку не только как место хранения и обмена книг, а
чтение для него стало бы творческим процессом? Надо превратить
посещение библиотеки в процесс интересный и увлекательный как для детей,
так и для их родителей, продумать его и определённым образом организовать.
Книга для ребёнка, особенно для ребёнка маленького, - это один из способов
познания мира и приобретения новых сведений о нём, а также возможность
впервые соприкоснуться с миром творчества. Работа строится с учётом этих
закономерностей, а также возрастных особенностей детей. Ребёнок может
посмотреть картинки один или с помощью взрослого, поиграть с книжкой-
игрушкой, порисовать, пообщаться с другими детьми, а затем почитать ту же
книжку, что рассматривал, или другую. Взаимодействие ребёнка с
окружающим в данном случае может быть разнообразным, но в любом
случае он оказывается погружённым в мир интересных книг, к которым он
потом по своему желанию возвращается.
Роль библиотекаря меняется: будучи взрослым человеком, он помогает найти
нужную или интересующую ребёнка или родителей книгу, сориентироваться
в бескрайнем море детской литературы, понять, что интересно ребёнку на
данный момент, а что нет, организовать взаимодействие ребёнка с книгой, а
если надо – оказать ему эмоциональную поддержку и помощь. В одном из
социологических опросов младшие школьники высказали своё видение
библиотекаря как «доброй тётеньки, которая всегда поймёт и всегда поможет
тебе».
Родителям не хватает элементарных знаний, умений и навыков по
воспитанию юных читателей. В этом им могут помочь библиотеки,
возрождая традиции семейного чтения. Большинство советов, с которыми вы
сейчас познакомитесь , успешно реализуют на практике родители
Великобритании, Испании, Германии, США и др. стран.
Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению можно до 9 лет. Позже
это сделать очень трудно, а подчас и невозможно. Так что основная задача по
воспитанию читателей ложится на плечи родителей.
Все родители мечтают:
- Мы хотим видеть своих детей здоровыми.
- Мы хотим, чтобы они были счастливы.
И все они, без исключения, хотят научить своего ребёнка тому, как он может
добиться успеха. Для этого он должен прежде всего научиться читать.
Процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия
в школе – это обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об
удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой. И это
абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно
родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на
многочисленные «почему».
Поэтому ранний возраст – благодатное время для того, чтобы развить в
своём ребёнке любовь к книге, чтению.
Как это сделать?
Вот несколько полезных и интересных идей. Для начала ответы на вопросы,
которые часто возникают у родителей.
Зачем нужны книги в раннем возрасте?
они помогают развивать связь между ребёнком и родителями;
помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря
иллюстрациям;
прививают навыки слушания;
помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению;
развивают кругозор и эмоциональную сферу, помогают развивать
воображение;
доставляют ребёнку удовольствие.
Когда читать?
как только ребёнок родится;
выделять несколько минут, но каждый день;
приучать ребёнка ждать время для чтения;
читать в любом месте;
не только выбирать время, когда ребёнок в хорошем расположении
духа, но и утешать ребёнка, показав ему красивую книжку, когда он
плачет или капризничает.
Как читать?
выбирать удобное место;
читать наизусть стихи, которые вам самим запомнились с детства;
рассматривать книжки-картинки;
читать с выражением;
давать ребёнку возможность самому выбрать книгу;
перечитывать любимые книги.
А теперь - советы библиотекарей и психологов .
1.
Рассказывайте, пойте, играйте с ребёнком
Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются,
кушают или засыпают, вечером и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребёнок, с
которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и
воспроизводить слова, услышанные тогда (как казалось вам) он ещё ничего
не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без
ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ними обо всех простых для
вас, но очень важных для ребёнка делах, которые вы делаете каждый день
вместе. Комментируйте свои действия: «моем ручки», «садимся на стул»,
описывайте то. что видите – так вы готовите внимательного слушателя.
2.
Выделяйте время для чтения каждый день .
Начинайте читать с первых же месяцев жизни. Читая малышу. вы как бы
расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения,
пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребёнок учится слушать
книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо,
запоминать слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а
не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой
прмежуток времени. когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед
сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.
Не забывайте, что ребёнку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат
или сестра, любой член семьи. Всё время обращайтесь к книге и чтению.
Купите несколько книг домой, чтобы ребёнок мог с ними возиться.
3.
Выбирайте книги с осторожностью
Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги
ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи
библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожей на эту. Ведь именно там
есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того
профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что
все необходимые ребёнку книги есть у вас дома – это ошибка многих
родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть
разнообразнее публичных. Вашего ребёнка просто может вдохновлять
пример других читающих детей. Это очень важно для формирования
маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и
читатели как бы передают эстафету вашему ребёнку. Это поможет ему
привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и
взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учёбе , поможет
подготовиться к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него
неведомой страной. «Как много интересных книг и все их можно прочитать
самому». Так появляется стимул к чтению.
4.
Окружите ребёнка материалами для чтения
Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть
обязательно и свои собственные. Какие? Прежде всего те, в которых он
сможет не только почитать , но и раскрасить картинки, что-то самостоятельно
вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много и они сугубо для
индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу
склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками,
фотографиями и многими др. вещами . Вы можете помочь ребёнку записать
текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте,
воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его
«собственных» книг всем членам семьи.
5.
Медленно и с удовольствием
Важно не только , что вы читаете, но и как вы читаете! Когда читаете быстро
и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами
получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами. Пытайтесь читать разными
голосами за разных героев, передавая их характер. Читайте, когда надо, с
разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу
время вдуматься в то , что слышит, «переварить» прочитанное, понять
события, место и героев. Обязательно задавайте вопросы (ненавязчиво!) и
отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам
рассказывает и передаёт свои впечатления от прочитанного.
Присматривайтесь во время чтения к ребёнку. Иногда он явно не хочет
прерывать чтение, особенно, если история незнакомая, и он слышит её
впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросит вас , о
чём книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно
быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и
предопределение будущего отношения к учёбе.
6.
Читайте снова… и снова
Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. На ваше
предложение почитать что-нибудь новенькое отвечают отказом. Что делать в
таком случае? Читайте именно то, что просит ребёнок. Это не каприз.
Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания происходит
медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого.
Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению,
воспитание полноценного восприятия книги.
7.
Читайте везде и всегда
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая
приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями
обязательно лежит книга .
Когда ваш ребёнок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте
чтение вывесок, газет и т.д. – всё пойдёт на пользу делу.
8.
Не заставляйте ребёнка читать
Никогда не усаживайте за чтение, если малыш этого не хочет. Это один из
самых действенных способов убить у него интерес к чтению, книге. Не хочет
– оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки –
путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребёнок , школьник ,
читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики.
Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к
его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые
популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут
библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг.
9. Показывайте ребёнку свою заинтересованность в его чтении
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребёнке
любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не
Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш
ребёнок.
Просите вашего ребёнка почитать вам, когда он уже научится читать. Не
урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы заняты
домашними делами. Если ребёнок делает ошибки при чтении, то, когда
ошибка не имеет значения для восприятия текста, - не перебивайте его сразу,
не дайте ему потерять увлечённости историей, которую он читает вам,
преисполненный важности. Можно позже вернуться и прочитать слово
правильно.
Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение.
Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или
проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории ,
сказки. Вам некогда почитать и это он делает для вас. Нет лучшего способа
поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь,
ужаснитесь вместе с ним.
Всё это несложно. И если последуете этим советам, то незаметно для себя
воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребёнку будет намного легче
учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с лёгкостью будет
находить и творчески перерабатывать любую информацию. И всё это
обязательно приведёт его к успеху!
Используемая литература:
1.И.Тихомирова «Как воспитать талантливого читателя». Журнал «Семейное
чтение», № 4-5, 2010.
2.С.Кукушкина «Вхождение ребёнка в мир книги». Журнал «Семейное
чтение», № 4-5, 2010.
3.Л.Лукзен «Растим читателя». Журнал «Семейное чтение», № 4-5, 2010.