Занятие - наблюдение в природе на свежем воздухе "Май - весна лесная"
Автор: Азова Лариса Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: казенное учреждение Ханты – Мансийского автономноггры "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Берегиня" Населённый пункт: Г. п Пионерский Советский район Тюменская область ХМАО - Югра Наименование материала: методическая разработка Тема: Занятие - наблюдение в природе на свежем воздухе "Май - весна лесная" Раздел: начальное образование
казенное учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Берегиня»
Подготовила воспитатель
Азова Л. М.
Стационарное отделение.
г. п. Пионерский
Цель:
формирование представлений о характерных признаках весны.
Задачи:
1.
Познакомить с народными приметами, пословицами и поговорками о
весеннем месяце мае.
2.
Развивать познавательную активность несовершеннолетних.
3.
Углублять знания о весне по существенным признакам в мае.
4.
Воспитывать любовь, интерес к природе, родному краю и бережное
отношение к окружающему миру.
Оборудование:
рисунок
дерева
березы
с
прорезами
над
веточками,
зеленые
листочки,
облака,
вырезанные
из
цветного
картона.
Силуэты
солнышек.
Технические средства: цифровой фотоаппарат.
Дата проведения: 04.05. 2016 год
Время проведения: 17.00
Место проведения: территория учреждения.
Возраст: 3 -12 лет.
Предварительная работа:
занятие – наблюдение в природе на свежем
воздухе «Зеленый наряд Природы». Чтение рассказ В. Бианки "Три весны".
Вечер загадок «Весна - красна». Рисование пальчиками «Встречаем май».
Заучивание наизусть стихотворений
о весеннем месяце - мае. Творческая
работа с раскрасками «Времена года. Весна». Чтение сказки «12 месяцев»
С. Я. Маршак.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ведущий. Сегодня мы будем наблюдать в природе за весенним месяцем.
Как называется этот месяц, подскажут вам загадки.
В чера деревья в почках, сегодня все в листочках,
Трава сочная бушует, весенний месяц всех балует! /Май/.
Я весны последний месяц, и тем самым интересен,
Снег могу преподнести, и тепла от всей души! /Май/.
В саду яблони цветут, соловьи кругом поют,
Пчёлы на цветы летят, майский мёд собрать спешат! /Май/.
Д ождь пролился серебром, гром и молния при нём,
Изредка ветра бывают, как же месяц называют? /Май/.
П чёлы летают, нектар собирают,
А мёд этим месяцем, их называют! /Май/.
П обедоносной поступью, идёт весенний месяц,
И ароматом нежным, преследует сирени! / Май/.
В ырвались листочки, из созревшей почки,
Зацвели цветочки, на клумбах, на лугу. / Май/.
(Ответы детей).
Ведущий. Загадки
нам
подсказали,
что
мы
будем
наблюдать
за
маем.
За каким весенним месяцем приходит май? Правильно, месяц май приходит
за апрелем. В мае начинается третья весна – лесная. Кто догадается, почему в
мае весну называют лесной? Молодцы! Весна в мае называется лесной,
потому что лес одевается листвою, все зеленеет, цветут цветы, расцветает
сирень,
черемуха,
рябина.
У
нас
на
территории
есть
деревья,
которые
зацвели. Давайте узнаем,
какие деревья зацвели.
(Ответы детей).
Все
деревья вы назвали правильно.
Предлагаю вам поиграть
в игру «1, 2, 3 – к дереву беги!».
Я буду называть дерево, а вы, по сигналу должны бежать к деревьям, которые
я называю. И, так, игра начинается! Отлично! Вы все справились с
заданием игры.
Ведущий. В мае земля надевает свой самый лучший наряд. Погода в мае
бывает переменчивая. В этом месяце бывают грозы. У птиц грачей, ворон,
галок, сорок, скворцов появляются птенцы. У животных волка, лисы, зайца,
мед вед я
поя вля ют ся
д етеныши.
Поя вля ют ся
майские
ж у к и .
Когда
на
деревьях
появятся
листья,
прилетают
певчие
птицы
-
соловьи.
В
к о н ц е
м а я
п р и л е т а е т
к у к у ш к а .
В
старину
говорили:
«Прилетела
кукушка
–
скоро
наступит
лето».
А сейчас я вам расскажу,
как месяц май называли в старые времена.
У римлян месяц май назван в честь богини земли Майи, которой в первый
день мая приносили жертвы. Майя – богиня плодородия, вешнего обновления
земли. Отсюда май – месяц цветов и любви. Старославяне называли месяц
май «травень», «цветень», «летень».
На Украине месяц май до сих пор
называют «травень». Много народных пословиц и примет про май, которые
передавались из поколения в поколение, до сих пор применяются в народе.
Например: зацвела черемуха, сирень, рябина – жди в мае холодов.
Ведущий.
Когда
будет
цвести
черемуха,
сирень
и
рябина
мы
с
вами
понаблюдаем, будет холодно, или тепло. А сейчас предлагаю вам игру
«Вопрос
–
ответ».
За
правильный
ответ
участники
получают
солнышко.
Победителем игры станет участник, который соберет наибольшее количество
солнышек. Игра начинается.
Игра «Вопрос – ответ».
Ведущий.
1.
З а
к а к и м
в е с е н н и м
м е с я ц е м
п р и х о д и т
м е с я ц
май? /За апрелем/.
2.
У каких птиц в мае появляются птенцы? /У сорок, скворцов, галок,
ворон, грачей/.
3.
Назовите
дерево,
которое
кода
цветет,
в
мае
наступают
холода.
/Черемуха/.
4.
У каких животных в мае появляются детеныши? /У медведя, зайца,
лисы, волка/.
5.
Какой жук появляется в мае? /Майский/.
6.
Как называют месяц май на Украине? /Травень/.
7.
Как называется третья весна в мае? /Лесная/.
8.
По какой птице в народной примете определяют, что скоро наступит
лето? /Кукушке/.
9.
Какие певчие птицы прилетают в мае, когда на деревьях появляются
листья? /Соловьи/.
10.
Если в мае много майских жуков, какое будет лето? /Сухое, жаркое/.
11.
Что случается с деревьями в мае? /Цветут, одеваются листвою/.
Ведущий.
Молодцы! Вы хорошо отвечали, дали много правильных ответов.
Участник,
набравший
наибольшее
количество
жетонов
становится
победителем.
В царстве Весны есть много интересных игр с цветами. Предлагаю вам
принять
участие
в
игре
«Собери
цветок».
Правила
игры
простые.
На полянке серединки цветов разного цвета. По сигналу надо собрать цветы.
К серединке цветов надо класть лепестки такого же цвета. Каждый участник
может брать только один лепесток.
Начинаем игру.
Ведущий.
Посмотрите,
какая
яркая
полянка
получилась
у
вас!
Вы
достойно
справились
с
правилами
игры.
И
подарили
нам
хорошее
весеннее настроение!
Наше путешествие в царство Весны мы продолжим к народным приметам,
пословицам.
Н а р од ны е
пр име т ы ,
по с ло в ицы
пе р ед а ва лис ь
из
п о ко л е н и я
в поколение и основывались на наблюдении человека.
Народные приметы и пословицы.
1.
Май, май, да шубу не снимай.
2.
Прилетела кукушка – скоро наступит лето.
3.
Май весну кончает, лето начинает.
4.
Май холодный — не будешь голодный.
5.
Дождь в мае хлеба подымает.
6.
Пришел май — только успевай да не зевай.
7.
Много в мае майских жуков – к жаркому, сухому лету.
Ведущий.
В царстве Весны мы познакомились с народными приметами и
пословицами. Чтобы хорошо запомнить пословицы и приметы, предлагаю
поиграть в игру.
«Закончи примету или пословицу».
Май, май, да шубу … /не снимай/.
Прилетела кукушка, … /скоро наступит лето/.
Май весну кончает, лето… / начинает/.
Май холодный - не будешь… / голодный/.
Дождь в мае хлеба… / подымает/.
Пришел май — только успевай да… / не зевай/.
Много в мае майских жуков – к жаркому и…. / сухому лету/.
Ведущий.
Молодцы,
ребята,
вы
хорошо
запомнили
пословицы
и приметы. Наше путешествие подошло к концу, если вам понравилось
путешествие
в
природе,
выберите
зеленые
листочки
и
прикрепите
их
к веточкам березки. А, если путешествие не понравилось, выберите облачко
и прикрепите его вверху нашего рисунка. Посмотрите, какая нарядная стала
березка!
На прощание давайте поводим хоровод около березки, которая
растет у нас на территории и споем ей песню «Во поле
б е р е з а
с т о я л а » .