Напоминание

Фокусы из бумаги


Авторы: Головлева Надежда Васильевна, Смирнова Екатерина Геннадьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Трудармейский дом творчества"
Населённый пункт: Кемеровская область, Прокопьевский район
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фокусы из бумаги
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Трудармейский дом творчества»

Методическая разработка мастер-класса

«Бумажные фокусы»

Исполнитель:

Головлева Надежда Васильевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Трудармейский дом творчества»

Прокопьевский муниципальный район

(89515715388)

Смирнова Екатерина Геннадьевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «Трудармейский дом творчества»

Прокопьевский муниципальный район

(89515918091)

Кемерово 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Мастер- класс………………………………………………………………6

Заключение………………………………………………………………..22

Литература………………………………………………………………...23

Введение

Художественно – эстетическое воспитание занимает одно из ведущих

мест в содержании воспитательного процесса и является его приоритетным

направлением.

Для

эстетического

развития

личности

ребенка

огромное

значение

имеет

разнообразная

художественная

деятельность

изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей

эстетического

воспитания

является

формирование

у

детей

эстетических

интересов,

потребностей,

эстетического

вкуса,

а

также

творческих

способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также

развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и

оригами [2].

Родина оригами – Япония. Искусство складывания бумаги зародилось в

стране восходящего солнца много веков назад. В далёкой древности оригами

имело

религиозное

предназначение,

было

храмовым

искусством.

Изготовление

красочных

фигурок

являлось

священным

ритуальным

действием.

Японцы

видели

мистическую

связь

между

религиозными

ритуалами и изделиями из сложенной бумаги. «Ори» означает «сложенный»,

а «ками» - «бумага» [3].

Утратив со временем своё ритуальное предназначение, оригами вышло

за пределы храмов. Умение складывать из бумаги считалось у придворных

одним

из

признаков

хорошего

образования.

В

те

времена

бумага

была

материалом редким и дорогим. Лишь спустя несколько столетий оригами

стало

достоянием

каждого

японца,

украшением

японского

быта,

карнавальных шествий, народных праздников [4].

Во второй половине XIX века оригами перешло границы Японии. В

странах

Европы

начали

знакомиться

с

классическими

фигурками,

выполненными в технике оригами.

Бурное

развитие

оригами

началось

только

после

второй

мировой

войны, главным образом благодаря усилиям всемирно известного мастера

Акиры Йошизавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с

помощью которых можно записывать схему складывания любой фигурки. В

настоящее время оригами распространено во многих странах мира [5].

Значение оригами для развития ребенка

Учит

детей

различным

приемам

работы

с

бумагой

(сгибание,

складывание, надрезание, склеивание);

Развивает у детей способность работать руками, приучает к точным

движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук,

происходит развитие глазомера;

Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на

процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям;

Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку,

должен

запомнить

последовательность

ее

изготовления,

приемы

и

способы складывания;

Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: квадрат,

круг,

треугольник,

угол,

сторона,

вершина,

при

этом

происходит

обогащение словаря ребенка специальными терминами;

Развивает пространственное воображение;

Развивает

художественный

вкус

и

творческие

способности

детей,

активизирует их воображение и фантазию;

С п о с о б с т вуе т

с о зд а н и ю

и г р о в ы х

с и туа ц и й ,

р а с ш и р я е т

коммуникативные способности

Другая, не менее обширная область применения искусства складывания

игры,

фокусы

и

развлечения.

Не

случайно

многие

западные

пропагандисты оригами были именно фокусниками и иллюзионистами.

Складывание объемной фигурки из плоского листа – фокус уже сам по

себе.

Если

же

получившуюся

фигурку

из

бумаги

можно

еще

как-то

обыграть, то успех в аудитории обеспечен. Изготовление любой бумажной

фигурки

не

требует

много

времени,

при

минимальном

опыте

она

получится у каждого, а бумага всегда найдется под рукой [1].

Цель

итоговой

работы: поделиться

опытом

проведения

занятия,

способствовать повышению профессионального мастерства педагогов в

процессе

активного

педагогического

общения

по

освоению

техники

оригами.

Задачи:

1.

Познакомить педагогов с техникой работы с бумагой

2.

Научить

последовательности

действий,

использованию

методов

и

приемов при проведении фокусов из бумаги

3.

Создать

условия

для

самореализации

и

стимулирования

роста

творческого

потенциала

педагогов

в

процессе

проведения

мастер-

класса

4.

Способствовать

интеллектуальному

и

эстетическому

развитию

педагогов

Мастер-класс

Не секрет, что оригами развивает мелкую моторику рук, усидчивость,

точность, терпение. Кропотливая работа положительно влияет на развитие

воображения, формирование вкуса, тренировку памяти. Но не всем детям

интересно

складывать

кораблики,

самолетики,

коробочки.

Непосед

могут

увлечь

загадки,

фокусы,

головоломки.

Наиболее

эффективны

для

демонстрации работы из бумаги, с помощью которых можно показать какой-

нибудь фокус. Обычно после его демонстрации зрители просят научить их

делать подобные трюки.

С помощью листка бумаги вы сможете стать

настоящим

волшебником,

которого

будут

слушаться

переворачивающиеся

полоски и соединяться вместе половинки разбитого сердца. Впрочем, чем

говорить

о

таких

трюках

возьмите

в

руки

бумагу

и

решите

сами

все

головоломки, загадки и проделайте все фокусы [1].

«Невозможный объект»

В работе обычно используют белую или цветную, окрашенную одинаково

с двух сторон бумагу. Готовую фигурку ставят на стол. Задача партнера –

сделать такую же конструкцию из квадрата. Ножницы использовать можно, а

вот

брать

образец

в

руки

нельзя.

Иногда,

особенно

для

малышей,

это

оказывается не так просто!

1.

Для работы надо взять либо белый, либо одинаково окрашенный с двух

сторон квадрат

2.

Сделайте надрез до средней линии

3.

Сделайте два надреза с противоположной стороны

Загните правую часть назад

4.

Поднимите

центральную

часть

под

прямым

углом

к

основной

плоскости

5.

Невозможный

объект

готов

к

демонстрации.

Одна

сторона

бумаги

помечена цветом только для наглядности

«Предсказания»

Обычный

квадратик

бумаги

можно

использовать

для

развития

пространственного

воображения.

С

его

помощью

вы

можете

проверить

способности своих друзей к предсказаниям. Смотрите как это делается!

1.

Согните квадрат пополам

2.

Отрежьте прямые уголки получившегося треугольника. Какая фигурка

возникает, если раскрыть бывший треугольник?

3.

Догадаться не трудно – получится неправильный шестиугольник

4.

Теперь задачка чуть труднее. Снова согните квадрат пополам

5.

Согните пополам получившийся треугольник и поверните его прямым

углом кверху

6.

Снова отрежьте прямой угол. Что получится если раскрыть фигурку?

7.

Ответ уже не так очевиден – в центре квадрата возникает квадратная

дырка

8.

Задача третья. Снова сгибаем квадрат пополам. Потом сгибаем пополам

треугольник…

9.

Его опять сгибаем пополам и поворачиваем его прямым углом кверху

10. Отрезаем прямой угол. Что получится, если раскрыть фигурку?

11. Догадаться еще труднее – нечто вроде греческого креста

12.

Понятно,

что

головоломку

можно

еще

усложнить

не

останавливайтесь на пункте 10, а сложите получившийся треугольник

еще раз пополам. Отрежьте прямой уголок. И вот что получится, если

раскрыть фигурку.

«Два кольца»

Поиграем со знаменитой лентой Мебиуса. Наверняка вы слышали о ней.

Это странное свернутое из обычной полоски бумаги колечко имеет только

одну поверхность. Держа его в руках, вам не удастся показать, где у такого

кольца лицевая, а где изнаночная сторона! У ленты Мебиуса есть и другие, не

менее странные свойства. Что, например, произойдет, если разрезать ее на

две полосы? Что получится? Давайте исследуем этот вопрос!

1.

Начнем с обычного колечка. Вырежьте из бумаги полоску, намажте ее

клеем в районе штриховки и склейте в колечко

2.

Что получится, если разрезать такое колечко вдоль пополам?

3.

Нетрудно догадаться – два более тонких кольца!

4.

Теперь

сделаем

ленту

Мебиуса.

Перед

тем,

как

склеить

вторую

полоску в кольцо, поверните ее правый край на противоположную

сторону

5.

Склеиваем противоположные края полоски вместе.

6.

Лента

готова.

Можете

ли

вы

предположить

что

получится,

если

разрезать ее вдоль пополам?

7.

Угадать трудно. Получается одно длинное и причудливо изогнутое

кольцо

8.

Давайте

продолжим

исследования.

Третью

полоску

перекрутим

дважды

9.

Склеим ее в кольцо

10. Разрежем такое кольцо вдоль пополам. Что выйдет в этот раз?

11. Догадаться опять трудно: два изогнутых кольца соединенные вместе!

«Полоска-акробат»

В Европе и Японии эту забавную фигурку называют «Коттон-кон» - по

звукам, которые она издает, перевертываясь вверх тормашками на столе.

Впрочем, слушается полоска далеко не всяких, а только тех кто знает ее

секрет! Какой? Сложите полоску и все узнаете сами!

1.

Возьмите для работы достаточно большой квадрат, например 25х25 см

Согните лист по горизонтали

2.

Согните край к линии перегиба

3.

Согните другой край к линии перегиба

4.

Согните уголки со всех сторон

5.

Обратите внимание – нижняя полоска получилась вдвое толще, чем

верхняя

6.

Перегните боковые стороны к середине

7.

Отогните верхнюю и нижнюю части под прямыми углами

8.

Готово! Поставьте фигурку толстой полоской кверху и слегка толкните.

Модель совершит настоящий кульбит – с легким стуком перевернется

«на спину». Если же наверху окажется тонкая полоска, переворота не

получится. Незаметно для зрителей меняя положение полос можно

заставить их гадать – почему фигурка слушается только вас [1]?

Заключение

Данный

материал

можно

использовать

педагогам

дополнительного

образования в соответствии с запланированными темами занятий, а также

при проведении развлекательных мероприятий.

Занятия оригами способствуют не только развитию тонких движений

пальцев,

но

и

улучшают

внимание,

память,

мышление

и

творческие

способности. Кроме этого, занимаясь с детьми оригами педагог развивает

восприятие,

пространственную

ориентацию,

сенсомоторную

координацию

детей,

то

есть

те

школьно-значимые

функции,

которые

необходимы

для

успешного обучения в школе.

Вот почему так важно правильно организовать деятельность детей,

четко

продумать

методический

инструмент

работы

для

творческого

и

познавательного развития каждого ребёнка.

Литература

1.

Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами. Игры фокусы с

бумагой [Текст] / Вильнюс, UAB «Bestiary», 2012.-112с., ил.

2.

Долженко Г.И. 100 оригами [Текст] / М.: Академия “Холдинг”, 2004

-222 с.

3.

Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами [Текст] / М.: –“АРИС –ПРЕСС”,

2004 – 186 с.

4.

Соколова С. Школа оригами [Текст] / М.: Изд-во Эксмо – 175 с.

5.

Тарабарина Т.И.Оригами и развитие ребёнка [Текст] / Ярославль, ООО

“Академия развития”, 1996 –34-48 с.



В раздел образования