Напоминание

"Формирование умений работать с книгой"


Автор: Свиридова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя обшеобразовательная школа№ 65"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умений работать с книгой"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование умений работать с книгой

Свиридова О. А.

МБОУ "СОШ № 65", г. Новокузнецк

Телевидение, радио, интернет- эти средства информации стали неотъемлемой частью жизни,

которые отнимают у детей время и желание читать.

Родители жалуются, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить читать или вовсе

не хотят читать. Часто родители, обращаются к педагогам, за советом: как пробудить у ребёнка

интерес к чтению.

Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к книге формируется

в младшем школьном возрасте. Именно, тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к

книге активным или пассивным.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая

младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию

читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает

потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения, приёмами работы с текстом,

точнее формулирует мысли, свободнее пишет, лучше владеет речью, пониманием прочитанного и

прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить,

лучше вступает в контакт, к него большой объём памяти. Работу по формированию интереса к

чтению книг необходимо проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках

окружающего мира, математики, русского языка и во внеурочных занятиях.

Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.

Формирование умения работать с книгой начинается с 1-го класса. На подготовительном этапе

используем:

- рассмотрение книги до чтения, которое определяет заинтересованность;

-прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём она);

-анализ иллюстрации (соотнесение с названием и содержанием произведения);

-выделение важнейших надписей на обложке (название книги, фамилия автора);

-выделение тематики чтения (о животных. о растениях, о Родине, о детях, приключения);

-восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения.

В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги возникает только в

том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-

познавательные мотивы. Для эффективной работы используем в системе специальные

упражнения:

-чистоговорки, скороговорки

-чтение вслух, и "про себя"

-жужжащее чтение и зрительные диктанты

-словарная работа.

Также для работы с книгой помогают различные средства обучения:

-наглядные пособия

-демонстрационные картины

-учебные таблицы

-иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений

-реклама своей любимой книги ребёнком

-обмен детей своими любимыми книгами

-книжная выставка.

Во 2-ом классе, на начальном этапе, круг чтения увеличиваем, совершенствуем читательскую

самостоятельность, расширяем книжную выставку, рекомендательный плакат, знакомим с

терминами:

-сборник-авторский и тематический

-темы чтения

-картотека

-переплёт

-содержание.

На этом этапе с детьми большое внимание уделяем читательской самостоятельности, оперативной

памяти (зрительные диктанты по текстам И. Г. Федоренко), продолжаем работу по формированию

скорости чтения, где продолжаем использовать приём "жужжащего чтения".

К концу 2-го класса, значительно улучшается техника чтения, появляется интерес к чтению,

расширяется читательский кругозор, познавательные интересы, появляется желание и умение

думать над книгой, ориентирование в книге достигло хороших результатов, выделились

любознательные читатели.

В 3-ем классе, на основном этапе, главное состоит в том, чтобы обучить читателей приёмам

отыскивания и использования доступной литературы для самостоятельного приобретения знаний

по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: русская, современная и зарубежная

детская книга, научно-познавательная, знакомство с детскими журналами, газетами,

энциклопедической литературой, освоение закономерных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-

книга. Знакомство с понятиями:

-титульный лист

-предисловие

-послесловие

-книжная аннотация.

К концу 3-его класса, интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов, газет у

большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно, квалифицированно

и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и жанров для развития своего

кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, наблюдается глубина проникновение в смысл

книги, совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные

интересными переживаниями героев.

В 4-ом классе, на заключительном этапе, идёт формирование читательских предпочтений и

интересов, уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений работать с книгой

самостоятельно, интерес направлен на книгу - объект, который вызывает у юных читателей

положительные эмоции, расширяется работа по формированию навыка анализа и оценки

содержания книги, успешности обучения по всем учебным предметам. круг чтения увеличен:

русская, современная, зарубежная детская книга, научно-познавательная и справочная литература

для младшего школьного возраста без ограничений в объёме, детская периодическая печать,

историческая литература, повести с документальной основой ( о героях, о Великой Отечественной

войне), приключенческая книга, книги о писателях, хужожниках, освоение закономерных связей:

автор-тема, вопрос-тип книги.

Знакомство с понятиями:

- периодическая печать

-картотеа

-каталог.

Для достижения необходимого уровня читательской компетентности используем новые формы

работы:

-дискуссия

-литературные праздники

-конкурсы

-викторины

-элементы драматизации

-выпуск газет.

На заключительном этапе имеем следующие результаты: значительно меняется отношение к книге

и самостоятельному чтению у четвероклассников.

Учащиеся 6

-выражают желание читать книги самостоятельно и действительно хотят читать- 96%

-знают о чём хотят читать - 88%

-называют определённую книгу - 86%

-называют книгу правильно- 79%

-читают книги, соответствующие возрасту - 79%

-читают книги, рекомендованные учителем- 75%

излагают грамотно прочитанное- -98%.

Эти показатели говорят о том, что наша работа по формированию читательской компетенции на

протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в результате систематической и

целенаправленной работы.

Ученики

-самостоятельно выбирают книги для чтения

-работают с разными источниками

-владеют оперативной памятью

-владеют творческим мышлением

-правильно выбирают из текстов нужную информацию

-высказывают и оценивают прочитанное

-могут дать совет - рекомендацию о выборе книги.

Всё это необходимо при переходе из начальной школы в среднее звено.

Литература

1. Горецкий В. Г. Вопросы методики чтения в начальной школе /В. Г. Горецкий- Москва:

Просвещение, 2001

2. Калашникова Т. В. Как воспитывать у детей интерес к чтению / Т. В. Калашникова //Начальная

школа-2005-№7

3. Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных

классах[Текст] /М. С. Васильева , м. И. Оморокова - Москва: Просвещение, 2007.



В раздел образования