Автор: Свиридова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя обшеобразовательная школа№ 65"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование умений работать с книгой"
Раздел: начальное образование
Формирование умений работать с книгой
Свиридова О. А.
МБОУ "СОШ № 65", г. Новокузнецк
Телевидение, радио, интернет- эти средства информации стали неотъемлемой частью жизни,
которые отнимают у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что дети читают всё меньше и меньше, их трудно заставить читать или вовсе
не хотят читать. Часто родители, обращаются к педагогам, за советом: как пробудить у ребёнка
интерес к чтению.
Научные исследования и наблюдения говорят о том, что отношение человека к книге формируется
в младшем школьном возрасте. Именно, тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к
книге активным или пассивным.
На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая
младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию
читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает
потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения, приёмами работы с текстом,
точнее формулирует мысли, свободнее пишет, лучше владеет речью, пониманием прочитанного и
прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить,
лучше вступает в контакт, к него большой объём памяти. Работу по формированию интереса к
чтению книг необходимо проводить не только на уроках литературного чтения, но и на уроках
окружающего мира, математики, русского языка и во внеурочных занятиях.
Чтение и читательская деятельность в разных классах имеет свои особенности.
Формирование умения работать с книгой начинается с 1-го класса. На подготовительном этапе
используем:
- рассмотрение книги до чтения, которое определяет заинтересованность;
-прогнозирование (знакомство с названием произведения и предположение о чём она);
-анализ иллюстрации (соотнесение с названием и содержанием произведения);
-выделение важнейших надписей на обложке (название книги, фамилия автора);
-выделение тематики чтения (о животных. о растениях, о Родине, о детях, приключения);
-восприятие и воспроизведение содержания прослушанного произведения.
В процессе работы было замечено, что интерес к чтению, желание читать книги возникает только в
том случае, когда первоклассник свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-
познавательные мотивы. Для эффективной работы используем в системе специальные
упражнения:
-чистоговорки, скороговорки
-чтение вслух, и "про себя"
-жужжащее чтение и зрительные диктанты
-словарная работа.
Также для работы с книгой помогают различные средства обучения:
-наглядные пособия
-демонстрационные картины
-учебные таблицы
-иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений
-реклама своей любимой книги ребёнком
-обмен детей своими любимыми книгами
-книжная выставка.
Во 2-ом классе, на начальном этапе, круг чтения увеличиваем, совершенствуем читательскую
самостоятельность, расширяем книжную выставку, рекомендательный плакат, знакомим с
терминами:
-сборник-авторский и тематический
-темы чтения
-картотека
-переплёт
-содержание.
На этом этапе с детьми большое внимание уделяем читательской самостоятельности, оперативной
памяти (зрительные диктанты по текстам И. Г. Федоренко), продолжаем работу по формированию
скорости чтения, где продолжаем использовать приём "жужжащего чтения".
К концу 2-го класса, значительно улучшается техника чтения, появляется интерес к чтению,
расширяется читательский кругозор, познавательные интересы, появляется желание и умение
думать над книгой, ориентирование в книге достигло хороших результатов, выделились
любознательные читатели.
В 3-ем классе, на основном этапе, главное состоит в том, чтобы обучить читателей приёмам
отыскивания и использования доступной литературы для самостоятельного приобретения знаний
по заранее указанной теме, идёт расширение круга чтения: русская, современная и зарубежная
детская книга, научно-познавательная, знакомство с детскими журналами, газетами,
энциклопедической литературой, освоение закономерных связей: автор-книга, тема-книга, жанр-
книга. Знакомство с понятиями:
-титульный лист
-предисловие
-послесловие
-книжная аннотация.
К концу 3-его класса, интерес к самостоятельному чтению детских книг, журналов, газет у
большинства детей становится устойчивым, так как читатели самостоятельно, квалифицированно
и осмысленно подбирают доступную литературу разных видов и жанров для развития своего
кругозора, воспроизводят прочитанное по эпизодам, наблюдается глубина проникновение в смысл
книги, совершенствуется читательская память, воображение, чувство слова и эмоции, вызванные
интересными переживаниями героев.
В 4-ом классе, на заключительном этапе, идёт формирование читательских предпочтений и
интересов, уже полученных знаний за предыдущие годы обучения, и умений работать с книгой
самостоятельно, интерес направлен на книгу - объект, который вызывает у юных читателей
положительные эмоции, расширяется работа по формированию навыка анализа и оценки
содержания книги, успешности обучения по всем учебным предметам. круг чтения увеличен:
русская, современная, зарубежная детская книга, научно-познавательная и справочная литература
для младшего школьного возраста без ограничений в объёме, детская периодическая печать,
историческая литература, повести с документальной основой ( о героях, о Великой Отечественной
войне), приключенческая книга, книги о писателях, хужожниках, освоение закономерных связей:
автор-тема, вопрос-тип книги.
Знакомство с понятиями:
- периодическая печать
-картотеа
-каталог.
Для достижения необходимого уровня читательской компетентности используем новые формы
работы:
-дискуссия
-литературные праздники
-конкурсы
-викторины
-элементы драматизации
-выпуск газет.
На заключительном этапе имеем следующие результаты: значительно меняется отношение к книге
и самостоятельному чтению у четвероклассников.
Учащиеся 6
-выражают желание читать книги самостоятельно и действительно хотят читать- 96%
-знают о чём хотят читать - 88%
-называют определённую книгу - 86%
-называют книгу правильно- 79%
-читают книги, соответствующие возрасту - 79%
-читают книги, рекомендованные учителем- 75%
излагают грамотно прочитанное- -98%.
Эти показатели говорят о том, что наша работа по формированию читательской компетенции на
протяжении четырёх лет даёт положительные результаты в результате систематической и
целенаправленной работы.
Ученики
-самостоятельно выбирают книги для чтения
-работают с разными источниками
-владеют оперативной памятью
-владеют творческим мышлением
-правильно выбирают из текстов нужную информацию
-высказывают и оценивают прочитанное
-могут дать совет - рекомендацию о выборе книги.
Всё это необходимо при переходе из начальной школы в среднее звено.
Литература
1. Горецкий В. Г. Вопросы методики чтения в начальной школе /В. Г. Горецкий- Москва:
Просвещение, 2001
2. Калашникова Т. В. Как воспитывать у детей интерес к чтению / Т. В. Калашникова //Начальная
школа-2005-№7
3. Васильева М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных
классах[Текст] /М. С. Васильева , м. И. Оморокова - Москва: Просвещение, 2007.