Напоминание

"Экзамен по сольфеджио: подготовка выпускника в области теории музыки"


Автор: Ракова Ирина Владимировна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО ДШИ
Населённый пункт: город Саров, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Экзамен по сольфеджио: подготовка выпускника в области теории музыки"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Экзамен по сольфеджио:

подготовка выпускника в области теории музыки»

Достойно сдать экзамен по сольфеджио – задача непростая даже для тех,

кто

добросовестно

учился

на

протяжении

всех

лет.

Требования,

предъявляемые

к

выпускнику,

должны

проявить

в

нем

компетентного

музыканта,

обладающего

широким

спектром

разнообразных

навыков.

И

чтобы

ученик

мог

сосредоточиться

на

усовершенствовании

вокально-

интонационных,

ритмических

навыков,

чтении

с

листа,

выучивании

музыкальных

примеров

наизусть

и

др.,

в

данной

статье

приводится

необходимый материал в области теоретических знаний.

Это необходимо знать:

ЛАД – система звуковысотных связей, объединённых тоникой.

Тональность – высотное положение лада

Лад: мажор и минор,7-ми ступенные лады нар.музыки, 5-ти ступенные

лады – пентатоника.

Мажор: натуральный(2тона, полутон, 3 тона, полутон);

гармонический – понижается VIb ступень;

мелодический - понижается VIb и VIIb ступени.

Минор: натуральный(тон, полутон, 2 тона, полутон, 2 тона);

гармонический – повышается VII# ступень;

мелодический - повышается VI# и VII# ступени.

Устойчивые ступени лада – I, III, V. (Т53), неустойчивые VII,II,IV,VI

Главные ступени лада – I, IV, V.Главные аккорды лада: Т53, S53, D53.

Разрешение – переход неустойчивой ступени в устойчивую

Диатонические ступени – это основные ступени лада, хроматические –

производные(повышенные или пониженные). Хроматические звуки бывают

вспомогательные и проходящие

Хроматическая гамма - гамма, идущая по полутонам.Это не

самостоятельный лад, а расширенный мажор или минор.

В «хроматическом» мажоре: при движении вверх не изменяются III и VIст

при движении вниз не изменяются I и Vст

В «хроматическом» миноре: при движении вверх и вниз не изменяются I и

Vст

Одноименные тональности имеют одинаковую тонику, но разные лады и

знаки. Пример: Соль мажор – соль минор

Параллельные тональности имеют одинаковые знаки, но разные тоники и

лады. Пример: Соль мажор – ми минор

Как найти параллельную тональность?

Для мажора – параллельная минорная тоника на VIст(на м3вниз)

Для минора – параллельная мажорная тоника на IIIст(на м3 вверх )

1.

Ключевые знаки в

тональностях

Диезы

Бемоли

1. Соль мажор – ми минор

2. Ре мажор – си минор

3. Ля мажор – фа# минор

4.Ми мажор – до# минор

5. Си мажор – соль# минор

6. Фа# мажор – ре# минор

7. До# мажор – ля# минор

1. Фа мажор – ре минор

2. СиЬ мажор – соль минор

3. МиЬ мажор – до минор

4. ЛяЬ мажор – фа минор

5. РеЬ мажор – сиЬ минор

6. СольЬ мажор – миЬ минор

7. ДоЬ мажор – ляЬ минор

Порядок появления знаков при ключе:

# - фа, до, соль, ре, ля, ми, си

b – си, ми, ля, ре, соль, до, фа

Каждый новый # появляется на VIIступени мажора;

Каждый новый b появляется на IVступени мажора

2.

Квинтовый круг тональностей – система расположения

тональностей, где движение вверх по квинтам дают прибывание

диезов или убывание бемолей. Вниз – наоборот ( см. схему

ключевых знаков в тональности).

3.

Родство тональностей определяется количеством общих звуков. К

тональностям первой степени родства относятся те, чьи Т53

находятся на ступенях исходной тональности.

Так для До маж.родственны:

ре мин – ми мин – Фа маж – Соль маж – ля мин,

II III IV(S) V(D) VI

а также фа мин (гармоническая S).

Мажору родственны: параллельный минор, тональность S и её параллель, D и её

параллель, тональность гармонической (минорной) S.

Минору родственны: параллельный мажор, тональность S и её параллель,

доминанта натуральная (минорная) и её параллель, тональность

гармонической(мажорной) доминанты.

5.

Интервал

– расстояние между двумя звуками.(нижний звук – основание, верхний –

вершина). Измеряется количеством ступеней(количественная величина) и числом тонов

–полутонов(качественная величина)

Обращение

– перенос нижнего звука на октаву вверх или верхнего на октаву вниз.

Обращение интервалов:

чистые – в чистые, малые – в большие, увеличенные в

уменьшенные и наоборот

Тритоны –интервалы величиной 3тона:

увеличенная кварта (ув.4) – возникает между IV и VII cтупенями лада,

уменьшенная квинта(ум.5) – возникает между VII и IV cтупенями лада

(#VII в гарм. миноре)

Ещё одна пара тритонов– между VI и II. (

b

VI в гарм. мажоре)

ч1 – ч8

м2 –б7

б2 – м7

м3 – б6

б3 – м6

ч4 – ч5

ув4 – ум5

Разрешение тритонов

Мажор

минор гармонический

ув4 м6

IV III

ув4 б6

IV III

ум5 б3

VII I

ум5 м3

#VII I

Мажор гармонический

минор нат. и гарм.

ув4 б6

bVI V

ув4 б6

VI V

ум5 б3

II III

ум5 б3

II III

Характерные интервалы – это интервалы гармонических ладов:ув2 – ум7,

ув5 – ум 4 Правило: в гарм маж все увеличенные на bVI

в гарм мин все уменьшенные на #VII

Мажор гармонический

минор гармонический

ув2 ч4

bVI V

ув2 ч4

VI V

ум7 ч5

VII I

ум7 ч5

#VII I

ув5 б6

bVI V

ув5 б6

III III

ум4 м3

III III

ум4 м3

#VII I

Составные интервалы – интервалы шире октавы:

9 –нона (секунда через октаву),

10 – децима (терция через октаву),

11 – ундецима (кварта через октаву),

12 – дуодецима (квинта через октаву),

13 – терцдецима (секста через октаву),

14 – квартдецима (септима через октаву),

15 – квинтдецима (октава через октаву).

6.

Трезвучие – аккорд из трёх звуков, расположенных по терциям. Нижний

звук – основание (прима),второй – терция, третий – квинта.

Аккорды от звука(т.е.не в ладе).

Трезвучия. Обозначение и строение:

Б53 (мажорное трезвучие): б3+м3

М53 (минорное трезвучие): м3+б3

Ув53 (увеличенное трезвучие): б3+б3

Ум53 (уменьшенное трезвучие): м3+м3

Ум53 (уменьшенные трезвучия) образуются, как и ум5, в мажоре и

гармоническом миноре на #VII и в гармоническом мажоре и миноре на II

ст.Разрешается в терцию с удвоением нижнего звука.

Ув53 (увеличенное трезвучие) образуются в гармоническом мажоре на bVI и

гармоническом миноре на III ст.Разрешается в мажоре в Т64, в миноре – в

Т6.

Обращения трезвучий: 1 – секстаккорд (основной звук наверху)

2 – кварт-секстаккорд(основной звук в середине)

Обозначение и строение:

Б6 (мажорный секстаккорд): м3+ ч4

М6 (минорный секстаккорд): б3+ ч4

Б64 (мажорный кварт-секстаккорд): ч4+ б3

М64 (минорный кварт-секстаккорд): ч4 + м3

Аккорды в ладу:

ступень

Аккорд

I

Т53 S64 VI6

II

D64 II53 VII6 D43

III

Т6 III53 VI64

IV

S53 II6 VII64 D2

V

D53 T64 III6 D7

VI

S6 VI53 II64

VII

D6 VII53 III64 D65

7.Септаккорд – аккорд из 4-х звуков, расположенных по терциям. Нижний

звук – основание (прима),второй – терция, третий – квинта, четвертый -

септима. 7 типов септаккордов:

1.

Большой мажорный септаккорд (ББ7 или Бмаж7).

2.

Большой минорный септаккорд (БМ7 или Бмин7)

3.

Большой увеличенный септаккорд (БУв7)

4.

Малый мажорный септаккорд (МБ7 или Ммаж7).

5.

Малый минорный септаккорд (ММ7 или Ммин7).

6.

Малый уменьшенный септаккорд (МУм7).

7.

Уменьшенный вводный септаккорд (УмVII7).

Септаккорд V ст. лада - доминантсептаккорд

(D7): V VII II IV (в

гармоническом миноре #VII)

Разрешение D7 – в тоническую терцию на Iст. (Т3) с утроенной примой( т.е

основным звуком)

Строение D7: б3+м3+м3

Доминантсептаккорд имеет 3 обращения:

1.D65 - доминантовый квинтсекстаккорд - на VII ступени. Разрешается в

Т53 с удвоенной примой (Iст). Строение D65: м3+м3+б2

2.

D43

-

доминантовый терцквартаккорд - на II ступени. Разрешается в

развёрнутое Т53 (Iст). Строение D43: м3+ б2+б3

3. D2

-

доминантовый секундаккорд - на IV ступени. Разрешается в Т6 (III

ст). Строение D2: б2+б3 +м3

Вводные септаккорды – это септаккорды VII ступени лада.

1.Малый вводный септаккорд –МVII7 – строится в натуральном мажоре.

Строение МVII7: м3+м3+б3. Разрешается в Т53 с удвоенной терцией.

2.Уменьшенный вводный септаккорд –УмVII7 – строится в гармоническом

мажоре и гармоническом миноре.

Строение УмVII7: м3+м3+м3(между крайними звуками – ум7). Разрешается в

Т53 с удвоенной терцией.

Обращение(в интервалах, аккордах) –перенос нижнего звука на октаву вверх

или верхнего на октаву вниз.

Альтерация – изменение высоты звука.(Знаки альтерации – диез, бемоль,

бекар)

Хроматизм – альтерация внутри лада.( Хроматизм вспомогательный,

проходящий).

Энгармонизм – равенство звуков по высоте при их различном написании.

( Энгармонически равные звуки, Энгармонически равные аккорды,

Энгармонически равные тональности, Энгармоническая замена).

Каденция – гармонический оборот, завершающий музыкальное построение.

Секвенция – повторение мелодико-гармонического оборота на другой

высоте



В раздел образования