Напоминание

Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола


Автор: Волнухина Ольга Константиновна
Должность: педагог д.о.
Учебное заведение: БОУДО "ДООФСЦ"
Населённый пункт: Омская область г. Калачинск
Наименование материала: волейбол играючи
Тема: Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола
Раздел: дополнительное образование





Назад




Волейбол играючи

Подвижные игры и эстафеты при изучении волейбола

При обучении детей волейболу по мере усвоения технических

и тактических

приемов необходимо использовать на занятиях подвижные игры и эстафеты с отдельными

его элементами. Их можно проводить как в основной, так и в заключительной части урока,

в зависимости от уровня подготовленности детей.

Целью является: выявить и развить природные задатки

и способности детей

проявляющих интерес к волейболу.

Основными задачами являются:

-

формирование

и

развитие

спортивных

способностей

детей,

удовлетворение

их

индивидуальных

потребностей

в

физическом,

интеллектуальном

и

нравственном

совершенствовании;

- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья

детей;

- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.

Поэтому,

выбирая

соревновательный

материал,

тренер-педагог

должен

быть

уверен в физических и технических возможностях подавляющего большинства детей,

чтобы исключить проявление недовольства друг с другом, создать в командах атмосферу

взаимовыручки.

Предлагаемые подвижные игры и эстафеты, безусловно, можно усложнять и

упрощать, сообразуясь с уровнем подготовки занимающихся, количеством волейбольных

мячей и размерами спортивного зала.

1.

Подвижные игры с элементами волейбола

«Мяч над головой» (отработка техники верхней передачи).

Занимающиеся разбиваются на команды с равным числом игроков. Время игры

(обычно 1- 1,5 мин.) объявляется заранее. Одновременно могут играть две, четыре и

более команды. При нехватке волейбольных мячей команды вступают в игру по очереди.

Игроки каждой команды произвольно располагаются на отведенной им части площадки.

Одна

команда

отделяется

от

другой

меловой

линией

или

любыми

имеющимися

разметками. Каждый участник получает волейбольный мяч. От команды выделяется

один человек, который контролирует игру команды-соперницы. По сигналу тренера все

играющие начинают выполнять верхнюю передачу над собой. Игрок уронивший мяч

или поймавший его, выбывает из игры и садится на скамейку. Побеждает команда, у

которой после сигнала об окончании игры на площадке осталось больше человек. Игру

повторяют 2-3 раза.

Правила игры.

1. Не разрешается заступать на площадку команды-соперницы.

2. Не разрешается подбрасывать мяч. Игрок, нарушивший правила, выбывает из

игры.

«Мяч перед собой» (отработка техники нижней передачи).

Условия игры те же, что и в игре «Мяч над головой», только верхняя передача заменяется

нижней.

«Передача центральному».

Команды

располагаются

на

площадке,

образуя

два,

три

или

более кругов.

В

середину каждого круга встает игрок— центральный — с волейбольным мячом в руках.

Каждая

команда

выделяет

игрока,

контролирующего

игру

соперника.

По

сигналу

педагога

центральный

посылает

мяч

любой

передачей

каждому

игроку.

Тот

делает

ответную

передачу

центральному. И

так,

соблюдая

строгую

очередь,

мяч

по

кругу

обходит всех игроков. Выигрывает команда, выполнившая в оговоренное время большее

количество передач. Игру повторяют 2-3 раза, при этом желательно менять центральных

игроков. Можно также играть, пока все игроки не побывают в роли центральных. В этом

случае побеждает команда, набравшая большую сумму передач.

Правила игры.

1. Мяч передают игрокам строго по очереди. В противном случае передача не

засчитывается и центральный должен выполнить пропущенную передачу.

2. Если до окончания игры центральный успел передать мяч всем игрокам, он

продолжает выполнять передачи по второму кругу.

3. Падение или ловля мяча не считается ошибкой, и счет передач сохраняется. В

усложненном

варианте

падение

или

ловля

мяча

ведут

к

«сгоранию» предыдущих

передач, и счет начинается с нуля.

«Волейбольные салочки».

Команда делится на две группы. Водящая группа надевает цветные ленточки через

плечо

(или

лыжные

номера).

Все

игроки

произвольно

расходятся

по

площадке.

По сигналу

тренера

игроки

водящей

группы

передают

мяч

друг

другу

любой

волейбольной

передачей, ловят

его

и

броском

мяча

стараются

осалить

соперников.

Осаленные игроки садятся на скамейку. Через оговоренное время группы меняются

ролями. Выигрывает группа, осалившая большее число игроков.

Правила игры.

1. Игроки обеих групп имеют право свободно перемещаться по площадке.

2. Игрок водящей группы, получивший мяч, может передвигаться по площадке

только после выполнения передачи или броска.

3. Упавший на пол мяч передают игрокам водящей группы.

4.

По

предварительной

договоренности

игрок

противоположной

команды,

поймавший мяч, может:

а) не считаться осаленным и продолжить игру

6) принести своей команде очко, дающее право следующему осаленному игроку

остаться в игре или вернуть на площадку ранее осаленного.

Варианты.

1. Игру проводят по тем же правилам, но до того момента, когда будут осалены

все игроки. Выигрывает группа, закончившая игру за более короткое время.

2. Водящая группа имеет два или более мячей.

«Завладей мячом».

Игроки делятся на две команды, которые еще раз делятся пополам (условно будем

говорить «полная команда» и «половина команды»). Одна полная команда и половина

команды соперников произвольно располагаются на площадке. Игроки «половинки»

надевают через плечо цветные ленточки или лыжные номера. По сигналу педагога

игроки полной команды начинают передавать мяч друг другу любой волейбольной

передачей. Игроки «половинки» стараются перехватить мяч, а завладев им, передают его

полной команде и получают очко. Через определенное время очки, набранные игроками

половины команды, подсчитываются и в игру вступает другая половина этой команды.

Затем

команды

меняются

ролями.

Выигрывает

команда,

набравшая

обеими

«половинками» большую сумму очков.

Правила игры.

1. Игрок полной команды, выполнивший вместо волейбольной передачи бросок,

вновь получает мяч для выполнения передачи.

2. Игроки полной команды могут ловить мяч перед очередной передачей.

3. Запрещается вырывать или выбивать мяч у игроков полной команды.

4. Упавшим на пол мячом могут завладеть игроки любой команды. При касании

мяча игроком «половинной» команды она получает очко.

5. Игроки обеих команд могут произвольно передвигаться по площадке.

6. Игрок полной команды, владеющий мячом, может передвигаться по площадке

только после выполнения передачи.

«Прими подачу».

Игроки делятся на две команды. Первая произвольно располагается на одной стороне

волейбольной площадки. Члены второй встают вдоль лицевой линии на другой стороне

площадки, а ее направляющий получает волейбольный мяч. По сигналу педагога игрок

второй команды выполняет подачу мяча через сетку. Любой игрок первой команды

должен принять подачу и выполнить передачу одному из своих товарищей, который

должен поймать мяч. Когда все игроки второй команды выполнят подачу, команды

меняются местами. Выигрывает команда, набравшая больше очков.

Правила игры.

1. Подачу выполняют только по сигналу педагога. В противном случае она не

засчитывается и первая команда получает очко.

2. При неудачной подаче первая команда тоже получает очко.

3. За каждую принятую подачу с последующей передачей и ловлей мяча первой

команде присуждают очко.

4. При падении мяча на пол после неудачной попытки его поймать очко первой

команде не засчитывается.

5.

Первая

команда

перекатывает

под

сеткой

мяч,

когда

он

находится

на

ее

площадке, второй команде.

6. Игроки второй команды выполняют по одной подаче строго по очереди.

7. Подачу можно выполнить любыми оговоренными в волейбольных правилах

способами.

Варианты.

1. Ловить мяч игрокам первой команды разрешают только после второй передачи.

2. Подачу одновременно выполняют два игрока второй команды.

2.

Эстафеты с элементами волейбола

«Мяч капитану».

Произвольное количество команд выстраивается в колонны, не менее чем в одном

метре друг от друга. К ним лицом на расстоянии, установленном педагогом, встают

капитаны с волейбольным мячом в руках. Перед колоннами и капитанами проводят

ограничительные линии. По сигналу педагога капитаны посылают свои мячи любой

волейбольной

передачей

первым,

стоящим

в

колоннах.

Те

выполняют

встречную

передачу и уходят в конец колонн. Эстафета заканчивается, когда все члены команды

выполнят

передачу

своим

капитанам.

Выигрывает

команда,

раньше

закончившая

передачи.

Правила.

1. Запрещается переступать ограничительную разметку.

2.

Не

разрешается

нарушать

очередность

передач

в

колоннах

и

пропускать

передачи членами команд.

3. При неудачном броске мяча игрок повторяет передачу.

4. При падении мяча его подбирает другой игрок, которому была адресована

передача.

5. По окончании эстафеты капитаны поднимают мячи над головой.

6. Рекомендуется менее подготовленных игроков ставить во главе колонн, тогда

им легче принять Мяч от капитана. При договоренности можно разрешить отдельным

игрокам переступать ограничительные линии, корректно мотивировав такое разрешение.

Варианты. 1. Когда все игроки в колоннах передадут мяч своему капитану, на его

место выбегает новый капитан и эстафета продолжается. Заканчивается она после того,

как все игроки побывают на месте капитана.

2. Команды делятся пополам, выстраиваются в колонны друг против друга за

ограничительными разметками и по сигналу педагога выполняют встречную передачу

мяча. Эстафета заканчивается, когда начавший ее игрок принимает мяч.

3. То же, но мяч передают через сетку.

«Передача мяча с третьего темпа».

Расстановка

команд

та

же,

что

и

в

предыдущей

эстафете.

Во

главе

колонн

становятся

игроки

разводящие.

По

сигналу

тренера

капитан

передает

мяч

разводящему, который выполняет передачу над собой и смещается чуть в сторону.

Следующий за разводящим игроком выполняет передачу своему капитану и уходит в

конец

колонны.

Разводящие

во

время

проведения

эстафеты

не

меняются.

Эстафета

заканчивается после того, как капитаны получили передачи от всех членов своих команд.

Выигрывает команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила.

1. Запрещается переступать за ограничительные линии.

2. Разводящий, не сумевший выполнить передачу над собой, должен повторить

попытку.

3. При неудачной передаче мяч подбирает игрок, которому она адресована, и

выполняет ответную передачу.

4.Запрещается

нарушать

очередность

передач

мяча

в

колоннах

и

пропускать

передачи игроками.

Варианты.

1. Проводится встречная эстафета в стоящих напротив друг друга колоннах с

разводящими впереди. Эстафета начинается передачей мяча разводящими над собой.

2. То же, но с передачей мяча через сетку. Если мяч не перелетел через сетку или

не

был

принят

разводящим

на противоположной стороне площадки, во избежание

недоразумений надо придерживаться следующих правил:

а) в любом случае разводящий должен выполнить передачу над собой;

б) игрок, совершивший при подаче ошибку, повторяет подачу, но уже без помощи

разводящего.

«Поймай и передай».

На

одной

из

разделенных

волейбольной

сеткой

площадок

выстраиваются

в

колонны две, три или четыре команды. Расстояние до волейбольной сетки определяет

педагог, или оно обозначается ограничительной линией. На противоположной площадке

напротив своих колонн и тоже за ограничительной линией стоят по одному игроку от

каждой команды. Стоящие первыми в колоннах держат по волейбольному мячу. По

сигналу тренера первые в колоннах выполняют подачу через сетку на противоположную

сторону площадки и уходят в конец своих колонн. Стоящие на противоположной стороне

площадки игроки стараются поймать этот мяч (или подбирают его с пола), после чего

подбегают к ограничительной линии и выполняют передачу в свою колонну. Эстафета

заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах игроки примут передачи. Побеждает

команда, закончившая эстафету раньше других.

Правила.

1.

Подачи

и

передачи

выполняют

только

из-за

ограничительной

линии.

По

предварительной договоренности игроки могут выполнять их с удобной для них точки.

2. Если мяч не перелетел через сетку, совершивший ошибку игрок повторяет

упражнение.

3. При выполнении подачи мяч не должен касаться сетки.

4. Подачи выполняют по очереди все участники эстафеты.

5. Направляющие в колоннах, приняв последнюю передачу, поднимают мячи над

головой, фиксируя окончание эстафеты.

Вариант. Игрок, выполнивший подачу, перебегает на противоположную сторону

площадки. Игрок, совершающий передачу, перебегает в свою команду и становится в

конец колонны. Эстафета заканчивается, когда стоявшие первыми в колоннах принимают

последнюю передачу.

Каждую

из

предложенных

эстафет

проводят

2-3

раза,

чтобы

игроки

лучше

приспособились

к

ней.

Командные

места

определяют

по

наименьшей

сумме

мест,

занятых в каждой эстафете (например: 2-е, 1-е и 4-е места = 7 очков). При проведении

разных

эстафет

можно

суммировать

все

места,

занятые

командами

в

данных

соревнованиях. Если игры и эстафеты являются основной темой учебно-тренировочного

занятия,

определение

победителей

зависит

от

педагогических

задач

и

конкретной

ситуации.

Предположим, во время проведения подвижных игр одна из команд значительно

оторвалась от других. Тогда вряд ли стоит суммировать результаты проведенных игр с

результатами предстоящих эстафет: победитель и так известен. Целесообразнее перед

проведением эстафет переформировать команды и результаты подвижных игр считать

отдельно.

Другое

дело,

если

тренер

наглядно

демонстрирует

игрокам

уровень

тактической и технической подготовки. Анализируя занятие, педагог указывает, в силу

каких

причин

одна

из

команд

постоянно

одерживает

уверенные

победы

над

соперниками.

Лучше

всего

формировать

команды

произвольно

по

ходу

занятия,

указывать на типичные и конкретные ошибки, подбадривая проигравшую команду и

отмечая победившую.

Педагог доп.образования

БОУДО «ДООФСЦ»

О.К.Волнухина



В раздел образования



Поделиться в социальной сети Одноклассники