Напоминание

Подводное царство - речное государство


Автор: Жегулова Наталья Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Космос" г. Балашова
Населённый пункт: г. Балашов, Саратовская область
Наименование материала: Конспект интегрированной подгрупповой логопедической образовательной деятельности для детей с ОНР 5-6 лет
Тема: Подводное царство - речное государство
Раздел: дошкольное образование





Назад





Конспект

интегрированной подгрупповой логопедической

образовательной деятельности

в группе для детей с ОНР 5-6 лет

Тема: «Подводное царство - речное государство»

Коррекционно-образовательные

задачи.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование умения составлять описательный рассказ по предложенному плану. Совершенствование грамматического строя речи.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развитие связной речи, мышления, зрительного внимания, восприятия, воображения, длительного плавного выдоха, мелкой и общей моторики, координации речи с движением. Снятие зрительного напряжения.
Коррекционно-воспитательные

задачи.
Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная

работа.
Разучивание игр «Водолазы», «Волшебники». Просмотр слайдов с изображениями аквариумных и пресноводных рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Составление плана рассказа о пресноводной рыбе с воспитателем. Изготовление картинок с изображением рыб способом надавливания и размазывания пластилина по картонной поверхности.
Оборудование.
 Проектор.  Поролоновые модули крупного размера.  Одноразовые стаканчики с водой, коктейльные трубочки.  Акваланги из пластиковых бутылок.  Ширма с прикрепленными к ней с помощью липучек речными и аквариумными рыбами.  Заранее изготовленные детьми, способом надавливания и размазывания пластилина по картонной поверхности, рыбки.  Сундук с пайетками (чешуя для рыбок).  Плоскостной аквариум.  Схематичные изображения этапов занятия для рефлексии содержания занятия.  Декорации (водоросли, камни, плоскостные изображения речных рыб, игрушка – сом).
Ход образовательной деятельности
1

1.

Организационный момент.
(Объявление темы . Создание эмоционального положительного фона). Логопед приветствует детей. Раздается телефонный звонок. Голос по телефону: «Здравствуйте, ребята. Я Водяной. Поселился я в новый водоем и приглашаю вас в гости на новоселье. Мой адрес «Подводное царство речное государство». Логопед предлагает детям отправиться в гости к Водяному и выбрать подарок для него на новоселье. Дети высказывают предположения о том, что можно подарить Водяному. Логопед предлагает подарить картинки с изображением рыб, которые дети делали с воспитателем. Логопед вместе с детьми складывают в сумку картинки с изображением рыб, созданные способами надавливания и размазывания пластилина по картонной поверхности.
2.

Игра «Батискаф».
(Развитие длительного плавного выдоха. Совершенствование умения создавать коллективную постройку из крупных модулей). Логопед: Ребята, а теперь вспомните названия водного транспорта, нам же нужно на чем-то добраться в подводное царство, речное государство (лодка, катер, пароход, корабль, теплоход, парусник, яхта, подводная лодка, батискаф). Логопед предлагает отправиться в подводное царство на батискафе и самим его построить. Дети строят батискаф из модулей. Садятся в «батискаф». Логопед раздает стаканы с водой, коктейльные трубочки, дети выполняют дыхательное упражнение «Буря в стакане», логопед в это время читает стихотворение. На экране проектора изображение батискафа. Логопед: На батискафе, как в кино Погружаемся на дно. Под водой мотор гудит, Батискаф бурлит, бурлит. Мимо окон рыбок стаи Разноцветных проплывают. Батискаф наш опустился И мотор остановился. Логопед собирает стаканы с коктейльными трубочками, сообщает, что батискаф опустился на дно реки.
3.

Игра «Водолазы».
(Развитие общей моторики, координации речи с движением). Логопед: Ребята, а под водой есть воздух? (Нет). Логопед: А как же мы будем дышать под водой, ведь нам нужно выходить из батискафа. (Мы наденем специальный непромокаемый костюм, ласты, маску с трубкой и акваланг (баллоны с воздухом). 2
Дети выполняют движения, согласно тексу стихотворения (непромокаемый костюм, маска, ласты и трубка – воображаемые, акваланги - две пластиковые бутылки, скрепленные между собой, с лямками). Мы костюм наденем сразу- Не простой, а водолазный. Не промокнем мы в воде- Капюшон на голове. Чтоб на рыбок посмотреть, Маску не забудь надеть. Чтоб дышалось под водой, Акваланг возьми с собой. Трубка, ласты – все готово! Водолазы, одним словом! Логопед: А теперь можно выходить из батискафа.
4.

Игра «Путаница».
(Дифференциация речных и аквариумных рыб. Обогащение словаря прилагательных). На экране появляется изображение Водяного. Водяной: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть в подводном царстве, речном государстве. Посмотрите, как много у меня рыбы. Логопед: Здравствуй, Водяной. Рыбы в твоем царстве действительно много. Только что-то здесь не так. Ребята, рассмотрите рыбу внимательно. Разве эта рыба вся речная? (Гуппи живет в аквариуме. Это аквариумная рыба). Логопед: Расскажите, какая это рыбка? (Гуппи - маленькая, красивая, яркая). Давайте поместим гуппи в банку, чтобы большие рыбы не съели ее. Помещает гуппи в пластиковую банку. Дети по очереди выбирают всех аквариумных рыб (гуппи, гурами, скалярия, неоны, меченосец), подбирают определения. Логопед: Теперь порядок, аквариумные рыбы должны жить в аквариуме. Мы возьмем их с собой в детский сад и поместим в аквариум.
5.

Рассказы о рыбах по заранее составленному плану.
(Развитие связной речи). Логопед: Ребята, расскажите Водяному о рыбе, которая останется жить в речном царстве. Назовите ее, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы, расскажите о ее отличительных особенностях. Предполагаемый рассказ: Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы. На голове у щуки есть глаза, рот и жабры. Жабры нужны рыбам, чтобы дышать. Туловище щуки покрыто мелкой чешуей. Аналогично составляют рассказы все дети. 6.
Игра «Кого не стало».
3
(Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления. Совершенствование грамматического строя речи). На экране появляются изображения пяти рыб. Логопед. Ребята, рыбы хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите внимательно и запомните, изображения каких рыб перед вами. Сейчас вы закроете глаза, одна рыба спрячется, а вы скажете, кого не стало. По команде логопеда дети закрывают глаза. На экране исчезает одна рыба. Логопед. Кого не стало? (Не стало щуки). Игра проводится до тех пор, пока по одному разу не ответят все дети.
7. Игра «Волшебники».
(Развитие воображения, способности выражения эмоций). Логопед предлагает детям поиграть в игру «Волшебники». Дети и логопед стоят в кругу, взявшись за руки. Один ребенок стоит в центре круга и проговаривает слова: «Я кружусь, кружусь, кружусь, в речную рыбу превращусь». Ребенок изображает любую рыбу, дети отгадывают. Ребенок: «За плавники мои держитесь и в щуку превратитесь» (Встает в круг вместе с детьми, дети берутся за руки). Дети изображают отгаданную рыбу. Игра проводится 3-4 раза. Роль волшебника исполняет ребенок, правильно отгадавший рыбу. 7.
Зрительная гимнастика «Рыбки»
(Профилактика нарушений зрения, снятие зрительного напряжения). Логопед: А сейчас давайте посмотрим, какие еще рыбы и обитатели водоемов существуют. Следите за ними глазами, не поворачивая головы. Дети следят глазами за движущимися по экрану рыбками.
8.

Упражнение «Блестящие чешуйки».
(Развитие мелкой моторики). На экране появляется Водяной. Логопед: Водяной, мы не с пустыми руками к тебе пожаловали. Мы принесли подарки. Рыбок дети сделали своими руками. Водяной: Очень красивые рыбки. Только чего-то не хватает у них. Логопед: Ребята, чего не хватает у рыб? (чешуи). Логопед обращает внимание на красивый сундук, который лежит в омуте у сома, берет сундук, открывает. Логопед: Ребята, что это? (чешуя). Логопед: Какая она? (красивая, блестящая, разноцветная). В сундуке лежат разноцветные пайетки. Логопед: Мы возьмем наших рыбок и прикрепим к их туловищам чещуйки. Логопед предлагает детям занять места за столом. Показывает, как приложить пайетку к туловищу рыбы и надавить на нее, чтобы чешуйка прикрепилась. Пайетки располагаются в несколько ровных рядов по всему туловищу рыбы. Дети самостоятельно работают. Логопед: Наши рыбки готовы. Мы подарим их водяному. 4

10. Итог.
(Рефлексия содержания занятия). Логопед: Хорошо у тебя в гостях, но нам пора возвращаться в детский сад. Спасибо тебе за аквариумных рыбок. До свидания! Водяной: До свидания, ребята. Мне было очень приятно вас видеть у себя в гостях. Дети прощаются с Водяным. Логопед предлагает детям занять места в батискафе. Логопед: Пока мы поднимаемся на поверхность, давайте с вами вспомним, где мы сегодня побывали? Вам понравилось в гостях у Водяного? Что в нашем путешествии вам показалось интересным? Какие задания для вас были сложными? Дети выходят из «батискафа», снимают акваланги. Логопед: Ребята, давайте поскорее отпустим рыбок в аквариум, в банке им тесно. Дети прикрепляют рыбок при помощи липучек к плоскостному аквариуму. Логопед: Ребята, подумайте, какие задания, игры сегодня были для вас наиболее интересными. И поместите смайлик в кармашек напротив схем, обозначающих игры «Батискаф», «Водолазы», «Путаница», рассказы о рыбах, игры «Волшебники», «Кого не стало», упражнение «Блестящие чешуйки» или зрительную гимнастику «Рыбки». Дети выполняют задание. Логопед: Ребята, наше путешествие подошло к концу, вы все молодцы! 5


В раздел образования