Автор: Катасонова Елена Викторовна Должность: преподаватель электрических дисциплин Учебное заведение: ГАПОУ СКС и ПТ Населённый пункт: город Стерлитамак республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: О мотивации самостоятельной работы студентов Раздел: среднее профессиональное
Катасонова Е.В.,
преподаватель электрических дисциплин
ГАПОУ СКС и ПТ
О мотивации самостоятельной работы студентов
Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии
серьезной и устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор -
подготовка
к
дальнейшей
эффективной
профессиональной
деятельности.
Рассмотрим
внутренние
факторы,
способствующие
активизации
самостоятельной работы.
Среди них можно выделить следующие:
1. Полезность выполняемой работы .
Если
студент
знает,
что
результаты
его
работы
будут
использованы
в
лекционном курсе, в методическом пособии, в лабораторном практикуме, при
подготовке публикации или иным образом, то отношение к выполнению
задания существенно меняется в лучшую сторону и качество выполняемой
работы
возрастает.
При
этом
важно
психологически
настроить
студента,
п о к а з а т ь
е м у ,
к а к
н е о б х о д и м а
в ы п о л н я е м а я
р а б о т а .
2. Участие студентов в творческой деятельности . Это может быть участие
в
научно-исследовательской,
опытно-конструкторской
или
методической
работе. Профессиональные
модули
ФГОС
СПО
3
поколения
имеют
исследовательский характер. Исследовательские задачи необходимы для
развития
познавательных
интересов,
мотивации
образовательной
деятельности студентов, для удовлетворения их потребностей в успехе и
достижениях,
а
также
эти
задачи
стимулируют
их
самообразование.
Проведенный анализ учебников и задачников, а также изучение опыта работы
преподавателей
различных
учебных
заведений
показывает,
что
исследовательские задачи предлагаются студентам редко.
Анализ посещенных занятий преподавателей показывает, что обычно
методика
обучения
студентов
строится
на
основе
использования
традиционных методов, и очень редко используются исследовательский
метод
и
решение
различных
творческих
задач
(исследовательских
и
изобретательских).
Причиной того, что у большинства студентов интерес к изучению
преподаваемых дисциплин заметно падает, является следствие подачи
материала в закрытой форме - вопросы и задачи предполагают единственно
верный ответ.
Для того, чтобы повысить интерес к изучению учебных
дисциплин,
для
развития мотивации образовательной деятельности необходимо предлагать
студентам
не
только
закрытые,
но
и
открытые (исследовательские)
задачи,
допускающие
различные
подходы
к
решению
и различные
варианты ответов.
Так, при изучении вопросов , связанных с автоматическим регулированием
различных
технологических
параметров
можно
предложить
студентам
задания следующего рода:
Сконструировать
систему
автоматического
регулирования
уровня
жидкости и описать принцип ее работы.
С помощью каких автоматических ( и неавтоматических) устройств
можно поддерживать температуру в заданном объекте на постоянном
уровне?
Такие задания, как правило, вызывают неподдельный интерес у студентов ,
так
как
носят
практическую
направленность
и
имеют
множество
разнообразных решений.
Помимо
решения
исследовательских
задач
на
уроках,
мы
предлагаем
студентам
выполнить
исследовательские
работы,
требующие
серьезной
самостоятельной
проработки.
Как
правило,
такой
работой
занимаются
наиболее подготовленные ребята.
Можно
выделить
следующие этапы
выполнения
исследовательских
работ :
На первом этапе выбирается и согласовывается с преподавателем (или
утверждается) тема работы.
Затем составляется план исследования, проводится анализ имеющейся
педагогической
методической
и
другой
литературы
по
изучаемой
проблеме, изучается ее теория и история.
На следующем этапе происходит осмысление собранного материала.
При
необходимости
выдвигается
рабочая
гипотеза
и
проводится
опытно-экспериментальная
работа,
завершающаяся
анализом
и
обобщением полученных результатов.
Далее оформляется текст работы, происходит публичное выступление
или защита полученных результатов.
Несколько лет я руковожу в колледже работой научно-исследовательского
общества « Техник» и сделала вывод, что очень важно правильно подбирать
темы исследовательских работ - чем
больше тема носит практическую
направленность , тем более высокий интерес она вызывает. Поэтому в начале
учебного
года
я
заранее
составляю
список
тем,
которые
в
дальнейшем
предлагаю для студентов.
С
результатами
своих
исследований
студенты
ежегодно
выступают
на
научно-практических
конференциях,
проводимых
в
колледже,
а
также
участвуют в республиканских конкурсах. И у нас есть определенные успехи.
Для того, чтобы учебная работа (реферат,
доклад, курсовая, дипломная
работа)
была
выполнена
качественно
необходима
специальная
работа
в
процессе
изучения,
как
отдельных
дисциплин,
так
и
профессиональных
модулей.
Для достижения этой цели в учебный план образовательных программ могут
быть введены курсы, знакомящие
студентов
с основными принципами и
приёмами
отбора
литературы
по
определённой
проблеме,
её
анализа,
составления
библиографии;
организации
и
описания
результатов
исследовательской
деятельности
в
виде
тезисов,
докладов,
рефератов,
курсовых работ, выпускных квалификационных работ и т.д. Для решения
поставленных задач были разработаны специальные методические пособия,
помогающие студентам грамотно подготовить работу.
3.
Важным
мотивационным
фактором
является интенсивная педагогика .
Она предполагает введение в учебный процесс активных методов, прежде
всего
игрового
тренинга,
в
основе
которого
лежат
инновационные
и
организационно- деятельностные игры. В таких играх происходит переход от
односторонних частных знаний к многосторонним знаниям об объекте, его
моделирование
с
выделением
ведущих
противоречий,
а
не
просто
приобретение навыка принятия решения. Первым шагом в таком подходе
являются деловые или ситуационные формы занятий
4 . Участие в олимпиадах по учебным дисциплинам , конкурсах научно-
исследовательских или прикладных работ и т.
5.Использование
мотивирующих
факторов
контроля
знаний
(накопительные
оценки,
рейтинг,
тесты,
нестандартные
экзаменационные
процедуры).
Эти
факторы
при
определенных
условиях
могут
вызвать
стремление
к
состязательности,
что
само
по
себе
является
сильным
мотивационным фактором самосовершенствования студента.
6 . Поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности
(стипендии,
премирование,
поощрительные
баллы)
и
санкции
за
плохую
учебу.
Например,
за
работу,
сданную
раньше
срока,
можно
проставлять
повышенную оценку, а в противном случае ее снижать.
7.Индивидуализация заданий, выполняемых как в аудитории, так и вне ее,
постоянное их обновление. В данном случае необходимо обязательно
учитывать индивидуальные особенности и способности студентов.
Например, в этом учебном году некоторым студентам было предложено
изготовить тематический календарь по различным разделам дисциплины ПМ
01 МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»
8. Мотивационным фактором в интенсивной учебной работе и, в первую
очередь, самостоятельной является личность преподавателя . Преподаватель
может быть примером для студента как профессионал, как творческая
личность. Преподаватель может и должен помочь студенту раскрыть свой
творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.
Список использованной литературы.
1.
Андреев В. И. Педагогика творчества саморазвития. – М., 1996.
2.
Альтшуллер, Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения
изобретательских задач / Г. С. Альтшуллер ; отв. ред. А. К. Дюнин. – 2-е
изд., доп. – Новосибирск : Наука сиб. отделения, 1991. – 223 с.
3.
Андреев, В. И. Педагогика творческого саморазвития:
инновационный
курс
/
В.
И.
Андреев.
–
Казань:
Изд-во
Казанского
ун-
та,1996. – Кн. 1. – 568 с.
4. Воробьев, В.В. Поисково-исследовательские задачи как средство
развития творческого мышления учащихся математических классов: дис.
канд. пед. наук / В.В. Воробьев. – Омск. - 2005. – 255 с.
5.
Барышникова
3.А.
Организация
самостоятельной
познавательной
деятельности студентов-заочников. – М., 2000.
6.
Барышникова
3.А.
Психолого-педагогическая
практика:
Учебно-
методическое пособие. – М., 1998.
7. Гараева, Е.А. Исследовательская задача как средство развития
образовательной мотивации старшеклассника: учеб.-метод. пос. / Е.А.
Гараева. – Оренбург: Экспресс-печать, 2006. – 97 с.
8. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора.
Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для
учителя / А.А. Гин. – М.: Вита-пресс. - 1999. – 88с.
9. Лернер, И. Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития
творческих способностей / И. Я. Лернер // Научное творчество. – М.:
Наука, 1969. – 415 с.
1.
Кондрашова
Л.В.
Внеаудиторная
работа
по
педагогике
в
педагогическом институте. – М.: «Педагогика», 1988.
11. Натанзон Э. Ш. Приемы педагогического воздействия. – М., 1972.
12. Педагогическая практика. / Под ред. Коджаспировой Т.М., Бориковой .В. –
М., 1998.
13.
Самостоятельная
работа
студента.
//
Педагогика
в
системе
многоуровневого
образования.
Часть
1.
Введение
в
педагогическую
профессию: Программа и методические материалы / Сост.: Ф.К. Савина, Н.М.
Борытко, О.Г. Нагибина и др. – Волгоград: «Перемена», 1998. – С. 7-18.
14. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов,обучающихся по
педагогическим специальностям и направлениям. - М.: