Автор: Акименко Кристина Владимировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБ ДОУ №50"Светофорик" Населённый пункт: Ставропольский край г.Невинномысск Наименование материала: Использование методов арт-терапии в коррекционной работе с детьми Тема: "Волшебный лес" Раздел: дошкольное образование
Так звучала тема нашего психологического занятия с детьми
подготовительной группы.
Ребятам было дано задание ,представить и слепить сказочный, волшебный
лес.Но кроме пластилина ребятам мы выдали ,, волшебный материал,,
(морские ракушки, камешки, сухие цветочки, траву и много всего..).Одно из
направлений в работе арт-терапевта является использование пластических
материалов: глины, теста, пластилина
Работа с пластилином способствует снятию мышечных зажимов,
двигательной и эмоциональной развязке, развитию пространственного и
творческого воображения, спонтанности в выражении чувств. Ребятам было
дано задание ,представить и слепить сказочный, волшебный лес.
Преимущество пластилина в том, что образы, созданные в этом материале
можно исправлять в терапевтических целях сколь угодно много раз, что дает
огромный потенциал в терапии. Пластилин имеет очень большую цветовую
гамму, что тоже немаловажно. Долгая работа с пластилином позволяет
сосредоточиться. Особенно эффективно работать с этим материалом в парах.
Один наблюдает, другой лепит. Эффективно пластилин работает с
психосоматическими расстройствами, агрессивностью, страхами,
тревожностью.
Пластилин незаменим в работе с детьми. Своей яркостью он привлекает
детей. Поэтому часто помогает найти контакт с ребенком, сложным в
общении, замкнутым, с негативизмом. А если ко всему этому добавить,,
волшебный материал,, тут детская фантазия не имеет границ…
Методов работы с пластилином в арт-терапии много:
• Медитация. Создание изображения с закрытыми глазами. Форма
необязательно должна проявиться. Тогда можно поиграть в ассоциации.
• Создание групповой ил индивидуальной композиции на заданную
тему (темы очень многообразны, в зависимости от запроса терапии:
«Внутренний дворик», «Подводный мир», «Путь героя» и т. д.).
Продолжением работы может быть драматизация в созданном пространстве.
• Создание картины на картоне пластилином (техника размазывания)
• Работа в парах «ребенок - родитель», важной задачей которой
является обеспечение членов пары новых недостающим им эмоциональным
опытом. Незаменима для осознания и проработки негативных установок к
ребенку, неосознаваемых чувств, создания атмосферы принятия и единения.
Это может быть групповая или индивидуальная работа или работа в парах,
когда один лепит, другой наблюдает.
Независимо от выбранного метода арт-терапии пластилином, работа
проходит следующие этапы:
В первую очередь это создание «безопасного пространства» с помощью
ритуалов, правил, доверия к арт-терапевту. Далее – этап наиболее
примитивного отреагирования чувств и потребностей в экспрессивном
поведении с минимальным осознанием психологического содержания своего
«шедевра». Иногда на этом этапе арт-терапевтическая сессия заканчивается и
целительное действие наступает за счет скидывания напряжения.
И последний этап, который не всегда наступает, это трансформация этого
бессознательно созданного «нечто» в символический образ с постепенным
осознанием клиентом психологического содержания этого образа. Часто этот
этап выходит за пределы комнаты психолога и «доходит» до человека уже
потом, в повседневной жизни в снах в виде образов, «ответов мира» мыслей.
В психологии это называется инсайтом.
С любовью педагог-психолог Акименко.К.В.