Автор: Аветян Арусяк Саркисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №? "Дарование" Населённый пункт: Кемеровский область город Юрга Наименование материала: методическая разработка Тема: Взаимодействие воспитателей со специалистами Раздел: дошкольное образование
Взаимодействие воспитателей со специалистами
Я, Аветян Арусяк Саркисовна , работаю воспитателем в МБДОУ «ДСКВ
№ 7 «Дарование» и мне хотелось бы поделиться с вами опытом работы по
теме: «Взаимодействие воспитателей со специалистами нашего детского
сада».
В нашем детском саду существует система профессионального
взаимодействия специалистов с воспитателями. Эта система наглядно
демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов детского
сада в работе с детьми. Все мы работаем в тесном контакте друг с другом и
стремимся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого
ребенка и единый стиль работы в целом.
Мы разработали схему взаимодействия специалистов детского сада в работе с
детьми. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и
специалистов у нас в детском саду были выработаны следующие задачи:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов
(воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физической
культуре, логопеда, педагога по изобразительной деятельности) и повышение
их профессионального уровня.
2. Организация развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное
развитие ребенка.
3. Совместное изучение содержания программы и составление
перспективного плана работы по всем видам деятельности детей и по всем
разделам программы.
4. Совместная подготовка и проведение праздников, развлечений,
тематических и интегрированных занятий.
Также были определены формы взаимодействия специалистов:
открытые занятия, консультации, беседы, круглые столы, мастер-классы,
деловые игры, семинары-практикумы, педсоветы, работа с родителями.
В нашем детском саду каждому специалисту отведена своя сфера
профессиональной деятельности, которая направлена на диагностику,
предупреждение и коррекцию имеющихся отклонений в развитии ребенка, в
той или иной образовательной области. Диагностика позволяет не только
оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности,
но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного
воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка.
Музыкальный руководитель совместно с воспитателем организуют и
проводят музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники.
Выявляют музыкально одаренных детей и занимаются с ними индивидуально
и в группе. Музыкальный руководитель помогает воспитателю в проведении
организованных игр детей во 2-й половине дня. Вместе с воспитателем
музыкальные руководители проводят музыкально-дидактические,
театрализованные и ритмические игры, праздники, развлечения, досуги.
Также музыкальные руководители нашего детского сада консультируют
воспитателей по проблемам музыкального развития детей. Вместе педагоги
знакомятся с задачами работы и результатами диагностики. Музыкальный
руководитель помогает воспитателю и в работе с родителями: готовит
консультации по просьбе воспитателя, рекомендации, памятки.
В нашем детском саду инструктор по физической культуре проводит
физкультурные занятия вместе с воспитателем. В процессе занятий они
выявляют физические способности детей, после чего планируют
индивидуальную работу с отстающими детьми, контролирует двигательную
активность детей в течение дня. Инструктор проводит консультирование
воспитателей по проблеме двигательного развития, обучение через открытый
показ двигательной деятельности с детьми. Беседует с воспитателями групп
по вопросам организации физкультурных занятий, дает рекомендации по
системе закаливания детей. Вместе педагоги разрабатывают и участвуют в
физкультурных праздниках, днях здоровья, летне-оздоровительной
деятельности, проводят утреннюю гимнастику.
Инструктор по физическому воспитанию оказывает помощь
воспитателям в создании в группе условий для организации двигательной
деятельности, физическому развитию детей. Принимает участие в
родительских собраниях, в оформлении наглядной информации,
консультаций для родителей. Совместно с воспитателем планируют и
осуществляют разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы:
походы, экскурсии, подвижные игры на воздухе, соревнования.
Важную роль в организации учебно-воспитательного процесса
оказывает логопед. Этот специалист работает в тесном контакте с
воспитателями, посещает их занятия. Совместно с воспитателем проводят с
детьми релаксацию, дыхательную, пальчиковую, артикуляционную
гимнастику, ставят и автоматизируют звуки, развивают фонематический слух.
Во второй половине дня воспитатель проводит индивидуальную работу с
детьми по заданию логопеда. Логопед консультирует воспитателей и
родителей по применению специальных методов и приемов оказания помощи
детям, имеющим отклонения в речевом развитии. Совместно создаются в
группе условия для развития различных видов деятельности с учетом
возможностей интересов, потребностей самих детей.
Педагог по изобразительной деятельности выявляет и развивает
творческие способности детей, вместе с воспитателями изучают
индивидуальные особенности воспитанников, планируют в ходе занятия
задания разных уровней сложности, соответственно подготовке и развитию
каждого ребенка. Перед занятиями по изобразительной деятельности
воспитатель проводит предварительную работу с детьми в форме бесед,
наблюдений, экскурсий, рассматриванию картин, чтению стихов, сказок,
рассказов, также вовлекает детей в поисковую экспериментальную работу,
формируя их творческую активность в изобразительной деятельности.
Педагог по изобразительной деятельности принимает участие в координации
совместной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию
детей с воспитателями и родителями воспитанников.
Обмен профессиональной информацией об особенностях развития
того или иного ребенка предусмотрен регламентом рабочих совещаний,
педсоветов, но обычно необходимость взаимного обмена мнениями возникает
чаще. Поэтому каждый из нас проводит мастер-классы и семинары-
практикумы, на которых дает рекомендации по работе с детьми и делится
опытом, наглядно демонстрируя методы своей работы. Каждый специалист
информирует друг друга об особенностях детей, конкретизируя именно ту
часть информации, которая может быть полезна специалисту в решении
узкопрофильных задач.
Важным моментом в работе является правильно спланированная
деятельность в работе воспитателя со специалистами. В нашем саду
разрабатывается перспективный план взаимодействия со специалистами. Мы
считаем, что необходимо учитывать, что специалисты должны знать
содержание не только тех разделов программы, по которым он
непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель.
В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы,
которые проводят специалисты. Т.е. воспитателями или специалистами
проводится предварительная работа перед занятиями. Правильное
планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление
материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Для удобства работы в нашем детском саду были разработаны:
- тетради взаимосвязи логопеда и других специалистов с воспитателями.
Такие тетради стали необходимы для организации воспитательной работы и
перспективного планирование индивидуальной работы с детьми.
Разработаны они по всем действующим лексическим темам в нашем детском
саду и с учётом возрастных особенностей детей. В каждой теме мы
определили примерный перечень игр и упражнений по развитию:
- словаря,
- лексике – грамматической и связной речи,
- развитию мелкой моторики и дыхания,
- фонематического слуха,
- физических процессов,
- музыкальных и творческих способностей детей.
Тетради взаимосвязи со специалистами помогают комплексно
развивать работу с детьми. Работа в этом направлении предполагает:
1. Единство образовательных и воспитательных задач.
2. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка.
3. Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и
самостоятельности.
4. Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство
стимуляции познавательной деятельности детей. Индивидуализация темпов
освоения детьми знаний и умений.
5. Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении
сформированных умений и знаний. Доведение умений до
автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов
работы всех специалистов.
В своей работе воспитатели и специалисты используют различные
виды игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно
осуществлять развивающее воздействие в интересной и увлекательной
форме.
Таким образом, взаимодействие в педагогическом процессе
воспитателей со специалистами, успешно помогает детям легко
адаптироваться в обществе и подготовится к новой ступени их развития -
обучению в школе.