Напоминание

Методы и формы обучения, применяемые на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся


Автор: Козлов Николай Владимирович
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №1"
Населённый пункт: г. Почеп Брянская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Методы и формы обучения, применяемые на уроках информатики для повышения качества знаний учащихся
Раздел: полное образование





Назад




МБОУ «ГИМНАЗИЯ №1» Г. Почеп
«Методы и формы обучения,

применяемые на уроках

информатики для повышения

качества знаний учащихся».

Учителя информатики и ИКТ

Козлова Николая

Владимировича

2015-2016

учебный год


Содержание

1.

Введение.

2.

Современные педагогические технологии.

3.

Формы и методы обучения.

4.

Реализация методов обучения информатике.

5.

Формы работы с учащимися на уроке.

6.

Межпредметные сязи при изучении тем предмета «Информатика и

ИКТ».

7.

Способ контроля знаний учащихся.

8.

Игровой компонент на уроке.
2

Введение
Данная работа раскрывает методы и способы, используемые мною при преподавании курса информатики в гимназии, дает материал для размышления и использования во время урока учащимися. Раскрываются цели и задачи курса. Мною предлагаются задачи, раскрывающие некоторые темы по информатике, математике и физики, а также контролирующая программа, написанная на языке программирования Бейсик, предназначенная для проверки знаний учащихся по языку программирования, рассматривается игрововой компонент с применением кроссвордов. Курс информатики дает уникальные возможности по разнообразию форм и методов работы с учащимися. Особенности постановки учебного процесса с систематическими использованием ЭВМ дает возможность использовать новые возможности в индивидуализации задач и заданий, учащихся в соответствии с их интересами, склонностями и уровнем подготовки. Наряду с традиционными формами контроля знаний, основной формой оценки становится подведение результатов, выполнение творческих заданий и итоговых зачетных работ. Творческие задания учащиеся могут выполнять на уроках и внеурочное время в течении длительного промежутка времени. Основной целью информатики является освоение учащимися компьютерной грамотности. Цели и задачи курса можно разделить на общеобразовательную, прикладную, обслуживающую другие предметы.
Общеобразовательная

цель

курса

ОИВТ
– ознакомить учащихся с новыми фундаментальными понятиями, составляющими основу информатики как науки.
Практическая цель курса
– выработать практические навыки работы с ЭВМ, овладеть клавиатурой, работой с дисплеем, вводом программ, их редактированием и отладкой, вводом данных, работой с готовыми программами, приобрести навыки в программировании, использование новых информационных технологий.
Обслуживающая

цель

курса
– создать базу для использования компьютеров на уроках математики, физики, химии, черчения и других предметах.
Современные педагогические технологии

Проблемное обучение -
создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение -
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья. 3

Проектные методы обучения -
работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении - д
ает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система - д
анная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых,

деловых, и других видов обучающих игр -
расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) -
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии -
изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии -
использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио» -
формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Формы и методы обучения

Информационно-развивающие технологии
4
 сообщение;  учебная лекция, нетрадиционные уроки, семинары, информационные технологии для самостоятельной работы;  электронные учебные пособия;  Интернет.
Деятельностные технологии
 анализ производственных ситуаций, решение производственных ситуационных задач;  деловые игры;  моделирование профессиональной деятельности в учебный процесс.
Развивающие проблемно-поисковые технологии
 проблемные лекции, проблемные семинары;  учебные дискуссии;  поисковые лабораторные работы;  коллективные творческие проекты в малых группах;  экспериментальная работы.
Личностно-ориентированные технологии
 опережающая самостоятельная работа учеников;  работа учеников по индивидуальным учебным планам в период подготовки рефератов и творческих работ;  самостоятельность в выборе тем работ элективных курсов (профильное обучение)
Реализация методов обучения информатике

Словесно-фронтальные методы

Рассказ.
Характерный признак — повествование без вопросов учащихся, яркое, занимательное, эмоциональное. Выделяются следующие моменты: вступление, изложение, заключение. Основная дидактическая функция — передача конкретных сведений («знаний о мире» по рассмотренной классификации), эмоционально-ценностного отношения. Знания приобретаются теоретически. Логика рассуждений здесь нестрогая: аналогии, примеры. Учащийся может воспроизвести услышанное. Обратная связь — только по степени внимания. Подходящие темы: области применения ЭВМ, обоснование необхо- димости защиты программ от ошибок с примерами катастрофических ошибок, о вирусах и их разработчиках, области применения ЭВМ.
Лекция.
Она может поддерживаться компьютером как средством наглядности и демонстрации и, если позволяет оборудование кабинета, 5
проводится в компьютерном классе. Управление выполняет учитель. При наличии у учащихся подготовленных на компьютере конспектов усиливается самоуправление познавательной деятельностью, снимается боязнь не записать нечто важное. Оптимальная форма конспекта: слева тезисно уже отпечатано главное, справа оставлено место для комментариев учащегося. Это может привести к индивидуализации деятельности, развертыванию у учащихся мыслительных операций. С другой стороны, «гарантированный» конспект. Лекция может превратиться в проблемную при опоре на него.
Пример урока –лекции по теме:"Работа с табличным процессором Excel

"
Общие сведения
Окно программы

Microsoft

Excel


табличный процессор, программа для создания и обработки электронных таблиц. Ярлык Microsoft Excel имеет вид на рис.1. Microsoft Excel позволяет работать с таблицами в двух режимах: 
Обычный
– наиболее удобный для выполнения большинства операций. 
Разметка

страниц


удобен для окончательного форматирования таблицы перед распечаткой. Границы между страницами в этом режиме отображаются синими пунктирными линиями. Границы таблицы – сплошной синей линией, перетягивая которую, можно изменять размеры таблицы. Для перехода между режимами
Обычный
и
Разметка

страниц
используются соответствующие пункты меню
Вид
.
Рис.2. Окно Microsoft Excel

Меню
Под заголовком окна находится строка меню, через которую можно вызвать любую команду Microsoft Excel. Для открытия меню необходимо щелкнуть мышью на его имени. После этого появятся те команды этого меню, которые используются наиболее часто (рис.3). Если щелкнуть по кнопке в нижней части меню то появятся все команды этого меню (рис.4). 6
Р

ис.1


Панели инструментов
Под строкой меню расположены панели инструментов, которые состоят из кнопок с рисунками. Каждой кнопке соответствует команда, а рисунок на этой кнопке передает значение команды. Большинство кнопок дублирует наиболее часто употребляемые команды, доступные в меню. Для вызова команды, связанной с кнопкой, необходимо щелкнуть мышью на этой кнопке. Если навести указатель мыши на кнопку, рядом появится рамка с названием команды. Обычно под строкой меню находятся две п а н е л и и н с т р у м е н т о в –
Стандартная
и
Форматирование
. Чтобы вывести или убрать панель с экрана, следует выбрать в меню
Вид
пункт
Панели

инструментов

,
а затем щелкнуть на имя нужной панели
.
Если панель присутствует на экране, то рядом с ее именем будет стоять метка  . Если для отображения всех кнопок на панели не достаточно места, то выводятся кнопки, которые были использованы последними. Если 7
Рис.3

Рис.4

Рис.5

Рис.6

нажать на кнопку в конце панели, то появятся остальные кнопки (рис.5). При нажатии на кнопку
Добавить или удалить кнопки
появится меню (рис.6), в котором можно вывести или убрать кнопку с панели. Также для изменения состава панели инструментов, используется окно
Настройка
из меню
Сервис

.
В диалоговом окне необходимо в ы б р а т ь в к л а д ы ш
Команды
. В с п и с к е
Категории
выбирается группа кнопок, после чего в списке
Команды
появляются кнопки этой группы. Чтобы добавить кнопку на панель инструментов, следует перетянуть ее из диалогового окна в нужную позицию меню. Процесс установления кнопки завершается щелчком кнопки
Закрыть

.
Для удаления кнопки с панели инструментов необходимо перетянуть ее в диалоговое окно
Настройка
. Управлять панелями инструментов удобно с помощью контекстного меню (рис.7), которое вызывается нажатием правой клавиши мыши на любой кнопке. Под панелями инструментов Microsoft Excel обычно находится строка формул, а в нижней части окна – строка состояния. Чтобы вывести или убрать эти строки, следует в меню
Вид
выбрать соответствующие пункты:
Строка

формул
(рис.8) или
Строка

состояния
.
Рабочая книга
Ф а й л Microsoft Excel называется
рабочей

книгой. Рабочая

книга
состоит из
рабочих листов,
имена которых (
Лист1
,
Лист2
, …
)
выведены на ярлыках в нижней части окна рабочей книги (рис.2). Щелкая по ярлыкам, можно переходить от листа к листу внутри рабочей книги. Для прокручивания ярлыков используются кнопки слева от горизонтальной координатной линейки: переход к ярлыку первого листа; переход к ярлыку предыдущего листа; переход к ярлыку следующего листа; переход к ярлыку последнего листа. Рабочий лист представляет собой таблицу, состоящую из 256 столбцов и 65536 строк. Столбцы именуются латинскими буквами, а строки – цифрами. Каждая ячейка таблицы имеет
адрес
, который состоит из имени строки и имени столбца. Например, если ячейка находится в столбце
F
и строке
7
, то она имеет адрес
F7
. 8
Рис.7


Выделение элементов таблицы
Одна из ячеек таблицы всегда является
активной.
Активная ячейка выделяется рамкой. Чтобы сделать ячейку активной, необходимо клавишами управления курсором подвести рамку к этой ячейке или щелкнуть в ней мышью. Для выделения нескольких смежных ячеек необходимо установить указатель мыши в одну из ячеек, нажать левую кнопку мыши и, не отпуская ее, растянуть выделение на всю область. Для выделения нескольких несмежных групп ячеек следует выделить одну группу, нажать клавишу
Ctrl
и, не отпуская ее, выделить другие ячейки. Чтобы выделить целый столбец или строку таблицы, необходимо щелкнуть мышью на его имени. Для выделения нескольких столбцов или строк следует щелкнуть на имени первого столбца или строки и растянуть выделение на всю область. Для выделения нескольких листов необходимо нажать клавишу
Ctrl
и, не отпуская ее, щелкать на ярлыках листов.
Рис.8

Заполнение ячеек
Для ввода данных в ячейку необходимо сделать ее активной и ввести данные с клавиатуры. Данные появятся в ячейке и в строке редактирования (рис.8). Для завершения ввода следует нажать
Enter
или одну из клавиш управления курсором. Процесс ввода данных закончится и активной станет соседняя ячейка. Чтобы отредактировать данные в ячейке, необходимо:  сделать ячейку активной и нажать клавишу
F2
или дважды щелкнуть в ячейке мышью;  в ячейке появится текстовый курсор, который можно передвигать клавишами управления курсором;  отредактировать данные;  выйти из режима редактирования клавишей
Enter
. Внимание! Перед выполнением любой команды Microsoft Excel следует завершить работу с ячейкой, т. е. выйти из режима ввода или редактирования.
Отмена операций
Для отмены последней операции над данными необходимо в меню
Правка
выбрать команду
Отменить …
или щелкнуть кнопку . Если щелкнуть на стрелке  рядом с этой кнопкой, то откроется список операций, выполненных в текущем сеансе. Щелкнув на имени одной операции, можно отменить ее и все операции, выполненные после нее. Чтобы вернуть последнюю отмененную операцию, следует в меню
Правка
выбрать команду
Повторить


или щелкнуть кнопку . Для просмотра списка отмененных операций следует щелкнуть на стрелке  рядом с 9
этой кнопкой.
Беседа.
Метод в основном теоретический, но может опираться на опередившую практику. Выполняются разнообразные логические операции при ответах на систему наводящих вопросов. Проблемная форма изложения проявляется в том, что учащиеся делают микрооткрытия субъективно новых знаний. Например, обсуждая табличные величины, можно поставить следующий вопрос: «Что можно узнать, имея таблицу температуры за 24 часа?» Ответов довольно много: были ли заморозки, сколько раз температура возрастала и т.д. Другая подходящая тема для беседы: понятие алгоритма, знакомство с ПЭВМ. Например:
Инструктаж.
Примеры тем: техника безопасности при работе в кабинете, начальные сведения о работе с клавиатурой (инструктаж может выполнять и учащийся по отношению к товарищу, инструкция к своей или чужой программе устно или прямо в ее тексте в виде комментариев). Целью является подготовка к практике. Логика не привлекается, нет развернутых рассуждений. В результате учащийся может воспроизвести действия или повторить условия. Обратная связь выполняется через устный контроль или практику.
Индивидуальный

практикум.
Примером задания на практикум может быть составление программ. 1. Пример: Записать по правилам изучаемого языка программирования следующие выражения: a) b a x 2  b) y x x   5 3 2 c)     sin cos cos sin  d)    2 cos 3 cos 2 sin 3 2  e) 2 2 2 1 x x  f) 3 2 3 1 2 1 x x x x x x   g) 2 2 0 at t v  h) c ab b a cos 2 2 2   i) abcd bc ad  j) x 2 sin 1  k) c bx ax   2 1 l) x x x 2 1 1    m) 2 2 1 r m m  n) 1 2 2   x x 10
2. Перевести из линейной записи в обычную следующие выражения: a) a/b/c b) a*b/c c) a+b/c d) (a+b)/c e) a+b/d+c f) (a+b)/(b-c) g) a/sin(b) h) ½*a*b*sin(x) i) 2*b*c*cos(a/2)/(b+c) j) 4*r*sin(a/2)*sin(b/2)*sin(c/2) k) (a*x+b)/(c*x+d) l) 2*sin((a+b)/2)*cos((a-b)/2) m) abs(2*sin(-3*abs(x/2))) 3. Указать значение величин
s
и
k
после выполнения следующих операторов присваивания: a) s:=14 k:=-3 d:=s+1 s:=d k:=2*s b) s:=0 k:=30 d:=k-5 k:=2*d s:=k-100 Учащиеся могут отрабатывать навыки работы с программным обеспечением компьютера, например работа с графическим редактором: 11
Учащиеся могут разрабатывать собственные проекты по изучаемым темам предмета и другим школьным предметам. Эта форма работы развивает у познавательскую деятельность учащихся и расширяет сферу получения новых знаний. Например разработка презентаций при работе с программой PowerPoint.
Экскурсия.
Учителю следует предварительно пройти по маршруту экскурсии, выяснить и договориться, что и как будет показано, кто конкретно будет комментировать деятельность. Целью наблюдения является именно конкретная, практическая деятельность людей, использующих компьютер во время работы (будем надеяться, что хотя бы на время экскурсии не только для игр...). Полезно заготовить перечень вопросов, на которые учащимся предстоит ответить в результате экскурсии. Вопросы должны показывать информатику всесторонне. Например: сколько килобайт информации вводит секретарь- машинистка за одну минуту; как обеспечивается сохранность информации; какой тип ЭВМ используется в данной организации; каковы ее технические характеристики?
Факультативные

курсы.
Примерный перечень тем факультативных курсов может быть следующим. 1. Общее направление — компьютер как средство: компьютер и физика (биология, математика, ...); компьютер и управление школой; компьютер как средство общения (коммуникации). 2. Компьютер (и ПО) как объект изучения: изучение языка программирования; изучение устройства ЭВМ. Нацелен на будущее факультатив «Компьютер как средство общения». Можно исследовать, что и как позволяет передавать локальная сеть школьных 12
ЭВМ. Это предваряет работу учащегося с «настоящими» сетями. Особого внимания заслуживают межпредметные факультативы. Можно сделать вывод, что информатика оказывается необычайно практичной дисциплиной даже в школе. Школьник не только готовится к будущей жизни, он уже живет, и этой жизни можно придать еще один интересный смысл — продуктивную, общественно полезную работу на ЭВМ.
Кружок.
В кружке могут участвовать ученики разных возрастов. В кружке занимаются только те, кто проявил явный и повышенный интерес к делу. Для старшего возраста можно ставить задачи-проекты большего объема, связанные целостным содержанием: создание баз данных для школы, разработка сервисных средств — программ для учителя информатики (автоматизация рутинной работы на РМП). Проект выполняется несколькими учащимися.
Проект по созданию баз данных может содержать следующие задания.
Задание 1 1. Создайте базу данных с именем Сказка. 2. В режиме Таблицы задайте структуру базы по нижеприведенным данным:


Фамилия

Имя

Возраст

Телефон

Адрес
1 Премудрая Василиса 35 823-45- Тридевятое 2 Никитич Добрыня 567 823-87- Рязанская ул., 333 3 Муромец Илья 1000 856-87- 4 Бессмертны Кощей 5000 823-54- Тридесятый 5 Горыныч Змей 333 895-63- Черная гора, 13 6 Крошечка Хаврошечк 12 874-56- Яблоневый проезд, 7 Прекрасная Василиса 35 879-65- Тридевятое царство, 1. В созданную базу введите три записи. 2. На основе созданной таблицы разработайте Форму для ввода данных и введите оставшиеся данные. 3. Перейдите в режим Таблицы и проверьте введенные данные. 4. Добавьте логический столбец «Пенсия» и столбец подстановок «Пол». 5. В режиме поиска
Найти
меню
Правка
найдите следующую информацию:  имя «Змей»;  кто живет в доме с номером 100;  Фамилию Горыныч;  адресата с номером телефона 879-65-23;  адресата с цифрами в номере телефона 54; 13
 кто живет в переулке Муромском;  фамилия начинается с «П»;  в фамилии, имени или адресе есть сочетание «ес». 6. Используя фильтр получите список адресатов у которых:  номер телефона начинается с 823;  номер телефона содержит цифру 7;  имена оканчиваются на «а» или «й»;  Фамилии, которые начинаются на «П» и заканчиваются на «я»;  фамилия и имя оканчивается на «й»;  есть пенсия;  старше 500 лет;  всех мужчин. 7. Отсортируйте таблицу:  фамилии по алфавиту;  адреса по алфавиту;  возраст по убыванию;  пенсию по возрастанию;  телефоны по убыванию. 8. Удалите столбец «Возраст». 9. Добавьте номера квартир. Задание 2 Самостоятельно составьте базу данных с названием Анкета:


Фамилия_И_О

Пол

Дата рождения

Национальность Партийность

Зарплата

1

Иванов И.И

муж

21.12.21

еврей

Да

2000

2

Петров П.П.

муж

11.11.66

русский

Нет

450

3

Сидоров С.С.

муж

12.12.12

украинец

Да

890

4

Абрамова А.А.

жен

04.02.56

украинец

Да

234

5

Шлагбаум Ш.Щ

муж

02.03.44

еврей

Да

2534

6

Чукоткина Ч.Ч.

жен

03.03.78

чукча

Нет

59

7

На-На

муж

06.11.45

нанаец

Нет

55656
Отсортировать в полученной базе фамилии по алфавиту. Создать запросы со следующими условиями:  только мужчин;  мужчин с заработком более 500 рублей;  всех, моложе 50 лет;  всех беспартийных; 14
 украинцев, фамилии которых начинаются с буквы А;
Задание 3
1. Создайте базу данных АВТО. В режиме
Таблица
задайте структуру базы. Графа «№» – Счетчик, графа «Система питания» – Мастер подстановок, глава «Скидка» – Числовой, процентный тип. 2. Для ввода данных представьте таблицу в виде
Формы
. Используя режим
Формы
заполните базу, пользуясь данными из Таблицы 1. Таблица 1


Марка

Страна

Система питания

Мощность

(лс)

Скорость

км/час

Цвет

1 Альфа-Ромео-33

Италия

Карбюраторная

118

196 Фиолетовы

й

2 Ауди-80-1,9Е

ФРГ

Впрыск топлива

113

187 Красный

3 БМВ-735И

ФРГ

Впрыск топлива

211

230 Синий

4 Лянча-игрек-10-4х4

Италия

Карбюраторная

50

145 Голубой

5 Мацуда-323-4УД-16

Япония

Впрыск топлива

150

206 Красный

6 Мацуда-929-Люче

Япония

Турбонаддув

190

220 Синий

7 Мерседес-Бенц-300КЕ

ФРГ

Впрыск топлива

188

230 Белый

8 Ситроен-Аикс-10

Франция

Карбюраторная

45

145 Синий
3. Перейдя в режим
Таблицы
проверьте наличие и правильность введенных данных. 4. Сделайте следующие запросы:  автомобили с впрыском топлива (Графы: Марка, Страна, Мощность, Скорость);
4 записи
 синие автомобили моложе 10 лет (Графы: Марка, Страна, Система питания, Мощность, Скорость, );
2 з
 автомобили, скорость которых больше 180 км/час из ФРГ , синего или белого цвета (Все графы).
2 записи
5. Для всех запросов сделайте
Отчеты
.
Построить электронную таблицу расчета заработной платы

.

Расчет заработной платы



Фамилия И.О.

Оклад

Доплата

Всего

Под.нал

Начисл.

Аванс

Зарплата

1

Иванов И.И.

478

120

200

2

Петров П.П.

567

90

250

3

Сидоров С.С

259

200

150

Подоходный налог – 12% среднее знач.

С у м м ы
Построить гистограмму соотношений зарплат работников, добавить рисунок. 15

Олимпиады и подготовка к ним.
Учитывая основную цель олимпиады — выявление способностей школьника, необходимо выполнить следующее. 1. Выявить школьников с развитым логико-алгоритмическим мышлением. Его неразвитость может маскироваться использованием готовых ПС или библиотек языка.
2.
Выявить школьников с развитым системно-комбинаторным мышлением. Это проявляется в умении использовать, причем оригинально и нестандартно, разнообразные готовые ПС и команды и избегать программирования. Отсутствие такой образованности и типа мышления может маскироваться высоким уровнем техники «голого» программирования.
Пример текста олимпиады школьного тура:

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ

ДЛЯ 11 КЛАССА

ДЛЯ 11 КЛАССА

ШКОЛЬНЫЙ ТУР

ШКОЛЬНЫЙ ТУР
1. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Принципы Джона фон Неймана. 2. Основные виды памяти ЭВМ и их назначение. 3. Состав Операционной системы и ее назначение. Работа с файлами, каталогами, дисками 4. Составить программу: Дан текст произвольной длины. Определить количество слов в тексте, переставить первое и последнее слово. 5. Заданная сумма цифр. Составить программу вывода всех трехзначных десятичных чисел, сумма цифр которых равна данному натуральному числу. 6. Составить программу определения номера дня с начала года, используя три числовые значения: число, месяц, год.
Межпредметные связи при изучении тем предмета

«Иформатика и ИКТ»
Важным является расширение естественно – научного кругозора учени- ков, для этого можно использовать ряд математических задач. Они удачно ил- люстрируют текущий материал по информатике, либо красиво и просто реша- ются на ЭВМ с применением изучаемых методов программирования.
При изучении понятия алгоритма можно использовать
: 16
1. « Решето Эратосфена» - это алгоритм получения простых чисел из мно-жества натуральных. Сначала необходимо повторить определение про- стого числа. На доске выписываем достаточно длинный отрезок нату-рального ряда: 1,2,3,…,49, 50. Далее рассматриваем натуральные числа в порядке возрастания. Единица (по определению) – число особое (не про-стое и не сложное), поэтому ее пропускаем. Подчеркиваем следующее за единицей число «2» и вычеркиваем из нашего ряда все последующие чис-ла, кратные двойке. Подчеркиваем следующее из оставшихся в ряду чи-сел –«3» и также вычеркиваем все последующие числа, кратные тройке. Продолжая этот процесс, мы получим сколь угодно длинный ряд под-черкнутых чисел. Они простые. «Решето Эратосфена» - пример беско-нечного алгоритма. 2. « Алгоритм Евклида» - поиск наибольшего общего делителя двух чисел А и В. Допустим, А>В, тогда, если Р – их общий делитель, то он делит чис-ла. А(1)= МАХ ( В,А -В) и В(1)= MIN(В,А-В). Повторяя рассуждение получаем, что Р делит и А(1)=МАХ(В(1),А(1)-В(1)), В(2)=MIN(В(1),А(1)-В(1)). Последовательности натуральных чисел А(i) и В(i) – не возрастаю-щие, и на каждом шагу либо А(i), либо В(i) убывает. Этого достаточно для того, чтобы на некотором шагу А(i) было равно В(i). Это и есть Р. Учащимся можно предложить следующие задачи для закрепления практических навыков программирования алгоритмов. 1. Записать «Алгоритм Евклида» на Бейсике. 2. Написать программу вычисления всех простых чисел от 1 до 1000. 3. Найти все такие простые числа p и g в первой тысяче натурального ряда, для которых выполняется равенство p-g = 4. Эти задачи активизируют мыслительную деятельность учащихся. Они с удовольствием слушают рассказы об истории науки, которые показывают уча- щимся, что наука – это не сухие формулы, а напряженная, полная событиями жизнь людей, посвятивших себя познанию окружающего мира. Большой класс задач можно рассматривать при изучении темы: «Двоичные числа». Для лучшего понимания темы полезен исторический экс- курс – примитивная система счисления, шестидесятеричная, римская, деся- тичная и т.д. Опишем примитивную систему счисления. Нам известно количество «ни- чего», «один», «два», «много». На этих количествах можно ввести операцию сложения по естественному принципу. Ничего Один два много Ничего Ничего Один два много Один Один Два много много Два Два Много много много 17
Много Много Много много много Результат операции сложения вполне однозначен, также можно сказать и об умножении. При вычитании однозначного ответа нет. Вывод эта система счисления далека от совершенства. Далее можно рассказать о древней шестидесятеричной системе счисле- ния, следы ее существования в делении числа на 60 минут, минуты на 60 се- кунд, в дробных долях угловой меры – «градус». В процессе обучения необхо- димо предложить ребятам ответить на вопросы: 1. Сколько символов – «цифр» необходимо для этой системы? 2. Легко ли заполнить таблицу умножения? 3. Совершенна ли эта система? Римская система счисления пришла из Древнего Рима.
Алфавит этой системы
: 1-«I» 5-«V» 10-«X» 50-«L» 100-«C» 500-«D» 1000-«M» Алгоритм записи чисел в этой системе несложен.
Вопрос:
Какое максимальное число можно записать с помощью приве- денных символов? Задача: Написать программу перевода чисел из десятичной в римскую си- стему счисления.
Вопрос:
Как проводить арифметические действия над числами в римской системе счисления? Размышляя над этим вопросом, ученики приходят к мысли о преи- муществе десятичной системе счисления. Описание десятичной системы счи- сления как «разложение» числа по степеням десяти упрощает введение и в дру- гие позиционные системы: двоичную, троичную, восьмеричную и т.д.
Для закрепления материала можно использовать следующие задачи:

1.
Составить таблицу умножения в двоичной, троичной и других системах счисления.
2.
Провести арифметические действия над числами различных систем счисления.
3.
Сформулировать признаки делимости числа на 2, 4, 8 …
4.
Написать программу, переводящую десятичное число в число системы счисления с основанием 2, 3, …, 9. 18

Пример плана урока:

Задания
I – вариант I I –вариант 1. История развития ЭВМ. 1. Область применения ЭВМ. 2. Виды информации. 2. Принцип двоичного кодирования, единицы информации. 3. Форматы представления информации. 3. Понятия о системах счисления. 4. Перевести число 26 10 – Х 2 . 4. Перевести число 10101 2 – Х 10 . 5. Написать таблицу истинности 5. Написать таблицу истинности логического элемента ИЛИ. логического элемента И. 6. Перевести числа в двоичную 6. Перевести числа в двоичную систему и сложить систему и вычесть 15 и 4 17 и 8
Решение
I – вариант I I - вариант 1. Первая ЭВМ в нашей стране 1. ЭВМ применяется в промышлен- появилась в 1953 году и рабо- ности, образовании, медицине, тала на электромагнитных реле. и т.д. Быстродействие 100 опер. в сек. 2. Вся информация в ЭВМ кодиру- и т. д. ется набором 0 и 1, 0-«нет», 2. Текстовая, графическая, символь- 1-«да». Например: 5 10 -101 и т.д. ная. 3. В ЭВМ применяется двоичная, 3. Бит, байт, полуслово, слово, двой- восьмеричная, шестнадцатирич- ное слово. ная, десятиричная системы счи- сления и т.д. 4. 26 10 -Х 2 4. 10101 2 -Х 10 10101 2 = 1*2 4 +0*2 3 +1*2 2 +0*2 1 +1*2 0 = 26 2 16+0+4+0+1=21 26 13 2 0 12 6 2 1 6 3 2 0 2 1 1 26 10 - 11010 2
5.
А В У 5. А В У 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 0 0 19
1 0 1 0 1 0 1 1 1 1 1 1 Логическое сложение. Логическое умножение.
6.
15 10 – Х 2 6. 17 10 -Х 2 8 10 -Х 2 15 2 4 2 17 2 8 2 14 7 2 4 2 2 16 8 2 8 4 2 1 6 3 2 0 2 1 1 8 4 2 0 4 2 2 1 2 1 0 0 4 2 2 0 2 1 1 0 2 1 0 0 Ответ: 1111 2 100 2 10001 1000 1111 10001 + 100 - 1000 10011 1001 Использование компьютера на уроках математики очень полезно при изу- чении графиков функций. Учащиеся могут наблюдать на экране дисплея по- строение графиков, проводить анализ своей работы. Для этого можно ис- пользовать ряд задач по этой теме:
7.
Написать программу, выводящую на экран пучок прямых, проходящих через данную точку.
8.
Написать программу, выводящую на экран прямые параллельные данной.
9.
Вывести на экран графики тригонометрических функций.
При изучении операторов графики можно проводить иллюстрации и

по курсу физики, составляя программы для решения следующих задач:
1. Смоделировать полет тела брошенного под углом к горизонту. 2. Смоделируйте на экране затухающие колебания. 3. Смоделировать на экране колебания среды – поперечные и продольные. 4. Вывести на экран циклоиду кривую, которую описывает точка обода ко- леса радиуса R, катящегося по плоскости (то же для точек, лежащих на расстоянии Х от центра колеса 0<=Х< R ). 5. Вывести на экран фигуру Лиссажу, предусмотрев ввод с клавиатуры частот m и n. Определение. Фигурой Лиссажу именуется траектория точки, коор-динаты которой меняются по следующему закону: X=A*SIN(N*X), Y=B*SIN(M*X). 20
6. На экране к графику Y=SIN(X) провести касательную в точке Х=А, где А вводится с клавиатуры. На уроках информатики можно закрепить тему математики показательные и логарифмические функции. Компьютер выступает в качестве источника обучения, учащиеся успешно реализуют задачи по этой теме. Например: 1. Вывести на экран одновременно графики функций. А) Y= e
х
и Y= e

Б) Y= 2
х
и Y= 10
х
Вопрос: Чем один график отличается от другого? 2. Вывести на экран одновременно Y= e
х
и Y= ln(x) 3. Вывести на экран одновременно Y= X
2
и Y= X 4. Вывести на экран одновременно Y= tg(x) и Y= arctg(x) Для закрепления понятий о полярных координатах: каждой точке М на плоскости становится в соответствие расстояние от точки М до начала коор- динат r и угол между векторами ОМ и положительным направлением оси ОХ. В этих координатах окружность принимает вид: r – const, f – любой.
Задачи, раскрывающие данную тему:
1. Вывести на экран раскручивающуюся спираль r=k*f 2. Вывести на экран скручивающуюся спираль r=k/f 3. Вывести на экран ² розочку ² из 5 лепестков: r=k*sin
2
(5*f) или r=a*sin
2
(5*f) Нарисовать ² Бубновый туз ² : r=k*(1-ABS(sin(f))).
Пример контролирующей программы.
10 CLEAR 1000 20 DIM A(B) 30 FOR I=0 TO 23 40 PRINT 50 NEXT I 60 PRINT ² Вам представляется контролирующая программа по Физике ² 70 PRINT ² Составил: Учитель информатики ² 90 PRINT 100 PRINT ²

Козлов Николай Владимирович ² 110 PRINT 21
120 PRINT 130 PRINT 140 PRINT 150 PRINT ² На вопросы отвечайте нажатием соответствующей клавиши ² 160 FOR I=0 TO 5 170 PRINT 180 NEXT I 190 PRINT AT(10,17) ² Всего представлено 16 вопросов ² 200 LOCATE 10,19 210 INPUT ² Введите количество вопросов ² ; KW 220 IF KW> 16 THEN 1000 230 FOR I= 0 TO 23 240 PRINT 250 NEXT I 260 K1=1 270 I1=I1+1 280 IF I1=1 THEN T1= 6 290 IF I1=2 THEN T1= 3 300 IF I1=3 THEN T1= 5 310 IF I1=4 THEN T1= 4 320 IF I1=5 THEN T1= 8 330 IF I1=6 THEN T1= 3 340 IF I1=7 THEN T1= 4 350 IF I1=8 THEN T1= 3 360 IF I1=9 THEN T1= 5 370 IF I1=10 THEN T1= 5 380 IF I1=11 THEN T1= 5 390 IF I1=12 THEN T1= 4 400 IF I1=13 THEN T1= 4 410 IF I1=14 THEN T1= 5 420 IF I1=15 THEN T1= 6 430 IF I1=16 THEN T1= 4 440 GOSUB 470 22
450 GOSUB 660 460 IF I1=KW THEN 520 ELSE 270 470 U=U+1 480 PRINT AT(24,1) ² Вопрос номер- ² ;U 490 A=INT(RND(1)*T1+1) 500 IF N>=T1 THEN RETURN ELSE GOSUB 600 510 GOTO 490 520 PRINT ² Правильных ответов - ² ;S; ² Неправильных ответов ² ; C 530 P=INT (S*100/KW) 540 IF P<=20 THEN PRINT ² Оценка – ² 550 IF P<=21 AND P<=33 THEN PRINT ² Оценка – 2 ² 560 IF P<=40 AND P<=54 THEN PRINT ² Оценка – 3 ² 570 IF P<=60 AND P<=74 THEN PRINT ² Оценка – 4 ² 580 IF P<=75 AND P<=100 THEN PRINT ² Оценка – 5 ² 590 PRINT ² % - Процент правильных ответов ² ; P 600 END 610 FOR J=1 TO N 620 IF A=A(J) THEN 490 630 NEXT J 640 N=N+1 650 A(N)=A 660 RETURN 670 READ W$, P 680 PRINT AT(1,5)W$ 690 IF I1=8 OR I1=9 THEN K1=2 700 FOR L=1 TO T1 710 K=K+1 720 IF P=K THEN P1=A(L) 730 READ B$ 740 T=A(L) 750 PRINT AT(3,9+K*K1);K 760 PRINT AT(3,9+T*K1);B$ 770 NEXT L 23
780 PRINT AT(10,22) ² Для ответа нажмите соответствующую клавишу ² 790 K=0 800 A$= INKEY$ 810 0=VAL(A$) 820 IF O<10 OR O>T1 THEN 800 830 IF O=P1 THEN 900 ELSE 950 840 CLS 850 O=0 860 N=0 870 P1=0 880 K1=1 890 RETURN 900 PRINT AT(50,20) ² Правильно ² 910 FOR I=0 TO 1000 920 NEXT I 930 S=S+1 940 GOTO 840 950 PRINT AT(50,20) ² Неправильно ² 960 FOR I=0 TO 1000 970 NEXT I 980 C=C+1 990 GOTO 840 1000 CLS 1010 PRINT AT(10,7) ² Вы, вероятно, пошутили, в данной программе нет столько вопросов ² 1020 PRINT AT(10,9) ² Если желаете отвечать на вопросы программы, то нажмите на клавишу < пробел > ² 1030 PRINT AT(10,11) ² Если не желаете отвечать, то нажмите на клавишу < К > ² 1040 A$=INKEY$ 1050 IF A$= ² K ² THEN 1070 1060 IF A$= ² ² THEN 30 ELSE 1040 1070 CLS 24
1080 PRINT AT(10,5) ² Желаем всего хорошего ² 1090 PRINT AT(10,7) ² До свидания ² 1100 GOTO 600 1 1 1 0 DATA ² Как изменится индуктивное сопротивление катушки при увеличении частоты переменного тока в 2 раза ² 1120 DATA 1, ² Увеличится в 2 раза ² , ² Увеличится в SQR(2) раза ² , ² Увеличится в 4 раза ² , ² Уменьшится в 2 раза ² , ² Уменьшится ² , ² Уменьшится в 4 раза ² 1130 DATA ² Резонансная частота W0 в цепи из последовательно соединенных конденсатора и катушки меньше частоты переменного тока W. Сравните значение емкости Xc и индуктивности XL сопротивлений цепи на частоте W. ² 1140 DATA 2, ² XL= Xc ² , ² XL> Xc ² , ² XL< Xc ² 1150 DATA ² Как изменятся тепловые потери в линии электропередачи при уменьшении напряжения со 100 кВ до 10 кВ при условии передачи одинаковой мощности? ² 1160 1, ² Увеличатся в 10 раз ² , ² Увеличатся в 100 раз ² , ² Не изменятся ² , ² Уменьшатся в 10 раз ² , ² Уменьшатся в 100 раз ² 1170 DATA ² Во сколько раз уменьшится энергия заряженного конденсатора через 1/8 периода свободных электрических колебаний в контуре после подключения его к катушке? (потерями пренебречь) ² 1180 DATA 4, ² В 64 раза ² ,

² В 8 раз ²
,
² В 2* SQR(2) раз ²
,
² В 2 раза ² 1190 DATA ² Движутся три электрона: первый равномерно по прямой линии, второй – по прямой, но испытывает торможение, третий – равномерно по окружности. Какой электрон излучает электромагнитные волны? ² 1200 DATA 6, ² Первый ² , ² Второй ² , ² Третий ² , ² Первый и второй ² , ² Первый и третий ² , ² Второй и третий ² , ² Все три ² , ² Ни один ² 1210 DATA ² Электрон движется в вакууме в однородном магнитном поле перпендикулярно вектору магнитной индукции В. Как меняется модуль скорости электрона со временем? ² 1220 DATA 1, ² Уменьшается ² , ² Увеличивается ² , ² Остается неизменным ² 1230 DATA ² Для измерения расстояний по отраженным сигналам использу-ют радиолокацию и звуколокацию. Какой из этих двух видов применим и в воздухе и в морской воде? ² 1240 DATA 3, ² Оба ² , ² Ни один ² , ² Звуколокация ² , ² Радиолокация ² 1250 DATA ² Как изменится интервал времени между двумя последователь- ными затмениями спутника Юпитера Ио на протяжении года с момента, ког- да расстояние от Юпитера до Земли максимально? ² 25
1260 DATA 3, ² Не изменится ² , ² В течении первой половины года постепен-но возрастает, в течении второй – уменьшается ² , ² В течении первой полови-ны года постепенно убывает, в течении второй – увеличивается. ² 1 2 7 0 DATA ² С помощью линзы получено действительное изображение электрической лампочки. Как изменится изображение, если закрыть ниж-нюю половину половину линзы? ² 1280 DATA 5, ² Нижняя половина изображения исчезнет ² , ² Верхняя полови-на изображения исчезнет ² , ² Изображение сместится вверх ² , ² Изображение сместится вниз ² , ² Все изображение останется на том же месте, но будет ме-нее ярким ² 1290 DATA ² Оцените максимальное фокусное расстояние собирающей линзы, при котором ее можно использовать в качестве лупы для нормаль-ного глаза. ² 1300 DATA 1, ² 0.25 м. ² , ² 1 м. ² , ² 2 м. ² , ² 4 м. ² , ² 25 м. ² 1310 DATA ² Свет проходит из воздуха в жидкость. Угол падения равен А, угол преломления – В. Какова скорость света в этой жидкости? ² 1320 DATA 3, ² с. ² , ² с*(sin A/ sin B). ² , ² с*(sin B/ sin A). ² , ² с*(cos A/cos B) ² , ² с*(cos B/cos A). ² 1 3 3 0 DATA ² С помощью дифракционной решетки на экране получен линейчатый спектр газоразрядной трубки. Как изменятся расстояния между линиями в спектре при замене этой решетки другой – с числом штрихов на 1 мм в 2 раза большим?» ² 1340 DATA 1, ² Увеличатся в 2 раза ² , ² Уменьшатся в 2 раза ² , ² Не изменятся ² , ² Изменятся для разных пар линий по – разному ² 1350 DATA ² Свет излучается телом, приближающимся к наблюдателю. Как изменяется при этом наблюдаемая частота света? ² 1360 DATA 3, ² Смешивается в область красного участка спектра ² , ² Стано-вится равной нулю ² , ² Смешивается в область фиолетового участка спектра ² , ² Не изменяется ² 1370 DATA ² Какой из названных ниже видов электромагнитного излучения обладает наибольшей частотой? ² 1380 DATA 1, ² Рентгеновское ² , ² Инфракрасное ² , ² Ультрафиолетовое ² , ² Ви- димый свет ² , ² Радиоволны ² 1390 DATA ² Какие из перечисленных ниже явлений наблюдаются в случае поперечных волн и не наблюдаются при продольных волнах? ² 1400 DATA 5, ² Отражение ² , ² Преломление ² , ² Интерференция ² , ² Дифрак-ция ² , ² Поляризация ² , ² Все перечисленные в ответах 1-4 явления ² 1410 DATA ² По какой причине коротковолновая радиосвязь между космо- навтами на Луне затрудняется? ² 26
1420 DATA 2, ² Из-за отсутствия кислорода ² , ² Из-за отсутствия ионосфе-ры ² , ² Из-за отсутствия тропосферы ² , ² Из-за низкой температуры ²
Контроль знаний учащихся на уроках информатики
Для контроля работы учащихся используются промежуточные контроль- ные работы, фиксирующие степень освоения базовых навыков, умений и сис- тем понятий. Количество и подбор задач, вопросов для контрольных работ про- водится по темам. Например, при изучении элементов графики на ЭВМ с ис- пользованием графических редакторов можно предложить учащимся самосто- ятельно придумать интересные рисунки и выполнение этих рисунков на ЭВМ, оценивать как результат выполнения творческой работы. Такая форма работы обеспечивает вариативность и индивидуальность их выполнения учащимися в соответствии с их уровнем развития, интересами и способностями. При проведении зачетов очень важен подбор заданий, они должны быть содержательными, полезными и практическими, и отображать межпредметные связи с курсами математики (построение графиков функций и др.), физики (моделирование физических объектов и процессов), биологии (экологическое моделирование), географии (экономическое моделирование). Русского языка (лингвистические задачи) и т.д. Более подробно хочу остановиться на использовании математических задач. Для экономии учебного времени при проверки знаний учащихся целесо-образно использовать вычислительную технику и программные средства кон-троля, которые можно составлять самим на уроках информатики.
Контролирующая программа

по операторам языка программирования Бейсик.
10 Контролирующая программа по теме: Операторы языка Бейсик 20 SAVE ² ТЕСТ ² 30 DIM A(35) 40 A$= CHR$(166)+ ² 2 ² 50 POKE – 138,27 60 ? A$ 27
70 WIDTH 40,0 80 SCREEN 3 90 FOR I=1 TJ 25 STEP 5 100 LINE (0+I, 0+I)-(320-I, 260-I),8,B 110 NEXT I 120 PRINT AT(9,5) ² ТЕСТИРУЮЩАЯ ПРОГРАММА ² 130 PRINT AT(19,7) ² ПО ² 140 PRINT AT(14,9) ² ИНФОРМАТИКЕ ² 150 PRINT AT(9,12) ² Разработал и составил: ² 160 PRINT AT(9,14) ² Козлов Николай Владимирович ² 170 GOSUB 640 180 PRINT AT(7,5) ² При работе с программой ² 190 PRINT AT(7,7) ² будьте внимательны. ² 200 PRINT AT(7,9) ² Для исправления ошибок ² 210 PRINT AT(7,11) ² нажмите клавишу < Z > ² 220 GOSUB 640 230 IF N=35 THEN 1140 240 A=INT(RND(1)*35+1) 250 FOR J=1 TO N 260 IF A=A(J) THEN 240 270 NEXT J 280 N=N+1 290 A(N)=A 300 FOR I=1 TO A 310 READ O$, O1$ 320 NEXT I 330 RESTORE 790 340 PRINT AT(4,5) ² ² 350 PRINT AT(4,6) ² ² 360 PRINT AT(4,5); MID$(O$,1,30) 370 IF LEN(O$)>30 THEN PRINT AT(4,6); MID$(O$,31) 380 IF INP(&O177560, &O200) THEN 380 ELSE 390 28
390 W%=PEEK(&O177562) 400 T=T+1 410 PRINT AT(11+T,18)CHR$(W%); 420 PRINT AT(12+T,18) ²
7
² 430 PRINT AT(4,20) ² ПОСЛЕ ВВОДА НАЖМИТЕ КЛАВИШУ <ВК> ² 440 A$=INKEY$ 450 IF A$= ²² THEN 440 460 IF A$= ² Z ² THEN 710 470 IF A$= CHR$(13) THEN GOSUB 490 480 IF ASC(A$)>=65 AND ASC(A$)<=90 THEN 510 ELSE 770 490 IF B$=O1$ THEN 540 ELSE 580 500 RETURN 510 IF LEN(B$)=15 THEN 770 520 B$=B$+A$ 530 GOTO 380 540 PRINT AT(11,18) ² ПРАВИЛЬНО ² 550 S=S+1 560 GOTO 580 570 PRINT AT(11,18) ² НЕ ПРАВИЛЬНО ² 580 FOR K=0 TO 2000 590 NEXT K 600 PRINT AT(11,18) ² ² 610 B$= ²² 620 T=0 630 GOTO 230 640 CLS 650 PRINT AT(11,18) ² Для продолжения нажмите ² 660 PRINT AT(9,20) ² клавишу  пробел ² 670 A$=INKEY$ 680 IF A$= ² ² THEN 690 ELSE 670 690 LINE(30,30)-(290, 230),2,BF 700 RETURN 29
710 IF LEN(B$)>=1 THEN 720 ELSE 770 720 B$=MID$(B$,1,T-2) 730 PRINT AT(11+T,18) ² ² 740 PRINT AT(11+T,18) ² 7 ² 750 T=T-1 760 GOTO 440 770 BEEP 780 GOTO 440 790 DATA ² Оператор печати. ² , ² PRINT ² 800 DATA ² Вывод на печатающее устройство. ² , ² LPRINT ² 810 DATA ² Оператор ввода. ² , ² INPUT ² 820 DATA ² Оператор присваивания. ² , ² LET ² 830 DATA ² Оператор безусловного перехода. ² , ² GOTO ² 840 DATA ² Оператор обращения к подпрограмме. ² , ² GOSUB ² 850 DATA ² Оператор возврата из подпрограммы. ² , ² RETURN ² 860 DATA ² Условный оператор. ² , ² IF ² 870 DATA ² Оператор начала цикла. ² , ² FOR ² 880 DATA ² Оператор конца цикла. ² , ² NEXT ² 890 DATA ² Осуществление ветвления. ² , ² ON ² 900 DATA ² Временная приостановка программы. ² , ² STOP ² 910 DATA ² Окончание выполнения программы. ² , ² END ² 920 DATA ² Обозначение комментария. ² , ² REM ² 930 DATA ² Описание массива. ² , ² DIM ² 940 DATA ² Создание блока данных. ² , ² DATA ² 950 DATA ² Чтение данных из блока. ² , ² READ ² 960 DATA ² Очистка значения переменных. ² , ² CLEAR ² 970 DATA ² Определение нестандартной функции. ² , ² DEF FN ² 980 DATA ² Открытие файла данных. ² , ² OPEN ² 990 DATA ² Закрытие файла данных. ² , ² CLOSE ² 1000 DATA ² Запись данных в ячейку памяти. ² , ² POKE ² 1010 DATA ² Очистка экрана. ² , ² CLS ² 1020 DATA ² Установка цвета экрана. ² , ² COLOR ² 30
1030 DATA ² Переключение экранов. ² , ² SCREEN ² 1040 DATA ² Перемещение курсора на заданную позицию. ² , ² LOCATE ² 1050 DATA ² Определение размера текстового экрана. ² , ² WIDTH ² 1060 DATA ² Окрашивание точки на экране. ² , ² PSET ² 1070 DATA ² Вычерчивание на экране линий. ² , ² LINE ² 1080 DATA ² Вычерчивание на экране окружностей. ² , ² CIRCLE ² 1090 DATA ² Закрашивание области экрана. ² , ² PAINT ² 1100 DATA ² Выполнение строки графических команд. ² , ² DRAW ² 1110 DATA ² Выдача короткого звукового сигнала. ² , ² BEEP ² 1120 DATA ² Трансировка номеров строк. ² , ² TRON ² 1130 DATA ² Выключение режима трансировки. ² , ² TROFF ² 1140 GOSUB 640 1150 PRINT AT(5,5) ² Правильных ответов - ²
;
S 1160 PRINT AT(5,6) ² Неправильных ответов ² ; 35-S 1170 P=INT(S*100/35) 1180 PRINT AT(5,7) ²
% -
правильных ответов - ²
;
P 1190 IF P<20 THEN PRINT AT(5,9) ² Оценка – 1 ² 1200 IF P>=21 AND P<=33 THEN PRINT AT(5,9) ² Оценка – 2 ² 1210 IF P>=40 AND P<=54 THEN PRINT AT(5,9) ² Оценка – 3 ² 1220 IF P>=60 AND P<=74 THEN PRINT AT(5,9) ² Оценка – 4 ² 1230 IF P>=75 AND P<=100 THEN PRINT AT(5,9) ² Оценка – 5 ² 1240 PRINT AT(5,18) ² ПОЗОВИТЕ УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ ² 1250 GOTO 1250
Игровой компонент на уроках информатики

Кроссворды

Знаешь ли ты устройство ЭВМ?

№1
1 2 3 4 31
5 6 7 8
По вертикали:
1. Основной инструмент сбора, хранения и переработки информации.
По горизонтали:
1. Основное устройство ввода информации. 2. ² Мозг ² компьютера. 3. Устройство вывода информации. 4. Устройство хранения программ и данных. 5. Устройство, защищающее пользователя от вредного излучения. 6. Носитель информации – на него мы записываем лучшие программы для хранения. 7. Устройство, с помощью которого осуществляется запись и считывание программ с дискеты. 8. Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу тексты и рисунки.
Ответы:
По вертикали: 1. Компьютер. По горизонтали: 1. Клавиатура. 2. Процессор. 3. Монитор.4.Память. 5. Фильтр. 6. Дискета. 7. Накопитель. 8. Принтер.
№2
1 3 2 4 5 6
По горизонтали:
4. Наука, изучающая законы и методы накопления и переработки информации. 5. Английский математик, который ввел в 1936-37 г. концепцию абстрактной вычислительной машины. 6. Язык программирования высокого уровня.
По вертикали:
1. Универсальный способ решения ряда подобных задач. 2. Принятое в научно-популярной и научной литературе названия ЭВМ. 3. Служебное слово алгоритмического языка.
Ответы:

По горизонтали:
4. Информатика. 5. Тьюринг. 6. Фортран. 32

По вертикали:
1. Алгоритм. 2. Компьютер. 3. Пока. №3 1 2 3 4 5 6 7
По горизонтали:
3. Последовательность вводимых в ЭВМ операций и команд, необходимых для решения задачи.5. Единицы количества информации. 6. Периферийное устройство ЭВМ.7. Центральное устройство ЭВМ, обрабаты- вающее информацию.
По вертикали:
1. Периферийное устройство ЭВМ. 2. Устройство ввода информации в ЭВМ. 4. Устройство, обеспечивающее диалог между ЭВМ и че- ловеком.
Ответы:

По горизонтали:
3. Программа. 5. Байт. 6. Принтер. 7. Процессор.
По вертикали:
1. Графопостроитель. 2. Клавиатура.4. Дисплей.
Язык, алфавит
(кроссворд) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 33
10 11 12 13 14 15 16 17
По горизонтали:
3. Объект, от которого передается информация. 5. Разговор двух и более лиц. 6. Графический знак (рисунок или пиктограмма). 9. Шифрование данных. 10 Объект, воспринимающий информацию. 12. Создатель произведения. 15. Взаимодействие субъектов с целью передачи информации. 16. Исполнение одним человеком музыкального произведения. 17. Секретное слово.
По вертикали:
1. Знаковая система фиксации речи с помощью начертательных элементов (обычно букв). 2. Письмо рисунками. 4. Совокупность символов, исполняемых в языке, или система кодирования. 7. Получатель сообщения. 8. Выразительные движения мышц лица, одна из форм проявления чувств человека. 11. Разговор одного человека ( иногда с самим собой). 13. Телодвижение, используемое как средство передачи информации. 14. Одна из основных единиц языка, служащая для именования предметов.
Ответы.
По горизонтали: 3. Источник. 5. Диалог. 6. Идеограмма. 9. Кодирование. 10. Приемник. 12. Автор. 15. Общение. 16. Соло. 17. Пароль. По вертикали: 1. Письмо. 2. Пиктография. 4. Алфавит. 7. Адресат. 8. Мимика. 11. Монолог. 13. Жест. 14. Слово
Нули и единицы (кроссворд

)
Представьте числа в двоичной системе счисления
1

2

3

4

5

6
34

7

8

9

10

11

По горизонтали:

По вертикали:
1. 33 10 1. 2А 16 4. 61 8 2. 20 16 5. В 16 3. 76 8 6. 51 10 4. 57 10 9. 77 8 7. 31 10 11. F 16 8. 7 8 10. 5 16
Ответы:

По горизонтали:

1.
100001.
4.
110001.
5.
1011.
6.
110011.
9.
111111.
11.
1111.
По вертикали:

1.
101010.
2.
100000.
3.
111110.
4.
111001.
7.
11111.
8.
111.
10.
101.
Кто что создал ?
(викторина открытий) Выберите верные ответы. 1. Основы теории информатизации заложил… a) Н. Винер; b) В.М. Глушков; c) К.Э. Шеннон; d) С.А. Лебебев; e) Г. Голдстейн. 2. Термин «искуственный интелект» ввел в обиход… a) Г. Айкен; b) К. Макналтин; c) Ж.М. Жаккар; d) Дж. Маккарти; e) А. Ньюэлл. 3. Ученый, сформулировавший закон «Чтобы мера информации имела практи- ческую ценность, она должна отражать количество информации пропорцио- нально числу выборов»,-… a) Р. Хартли; b) К.А.Р. Хоар; c) Г. Холлерит; d) Г.М. Хоппер; 35
e) К. Харрис. 4. Математик, заложивший основы общей теории алгоритмов, - … a) С. Пейперт; b) Дж. Тейт; c) Ч. Мур; d) Т. Курц. 5. Автором теории автоматов считается … a) Дж. Непер; b) А. Тьюринг; c) Дж. Фон Нейман; d) Д. Ричи; e) М. Минский. 6. Советский академик, определивший количество информации, как минимальную длину программы ( число команд), позволяющей однозначно преобразовать один объект в другой, -… a) А. Н. Колмогоров; b) А.Д. Сахаров; c) А.Д. Урсул; d) В.С. Тюхтин; e) В.М. Глушков. 7. Ученый, утверждавший, что информация не может передаваться в болшем количестве, чем позволяет количество разнообразия, - … a) Дж. Кемени; b) С. Рассел; c) А.Е. Глейн; d) У.Р. Эшби; e) С. Джобс. 8. Исследователь, согласно которому величина ценности информации выражается через приращение вероятности достижения цели до и после получения информации, - … a) Н.И. Жуков; b) А.А. Харкевич; c) В.М. Глушков; d) Б.С. Украинцев; e) А.А. Зиновьев.
Ответы
: 1-c; 2-d; 3-a; 4-e; 5-c; 6- a; 7-e; 8-b.
Кто сказал ?
( викторина высказываний ) Кто является автором приведенных ниже высказываний ? 1. « Программирование – вторая грамотность». a) А.П. Ершов; 36
b) Ю.А. Ершов; c) А.А. Кузнецов; d) А.Г. Гейн; e) А.Г. Кушниренко. 2. «Отдайте же человеку – человеческое, а вычислительной машине – машин- ное». a) Б. Паскаль; b) Г.В. Лейбниц; c) Н. Вирт; d) Н. Винер; e) Б. Гейтс. 3. «Интернет – это информационная магистраль». a) А.Д. Сахаров; b) А.П. Ершов; c) Т. Курц; d) Н. Винер; e) Б. Гейтс.
Литература
1. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 2. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 г. 3. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 5 . Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012 37


В раздел образования