Напоминание

Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Богданова Наталья Васильевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №11"
Населённый пункт: г. Лысьва, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Богданова Наталья Васильевна

учитель – логопед

МБДОУ "Детский сад №11"

г.Лысьва

Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого

развития у детей старшего дошкольного возраста.

"Новые подходы в работе с детьми логопедической группы с

использованием массажного мяча."
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень популярны. Они встречаются почти у всех народов мира и считаются самыми распространенными из игр. Используя мяч в логопедической работе я обратила внимание на то, что он может быть прекрасным средством, используемым в коррекционной практике. Выбор мячей достаточно широк. Ребенка более всего привлекают мячи яркие , прыгучие, легкие. На своих занятиях я использую мячи – ежики, массажные мячи су-джок, поролоновые мячи, теннисные мячи, резиновые мячи разных размеров.
ЗНАЧЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ: *Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению. *Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях. *Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции. *Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве. *Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи. *Регулируют силу и точность движения. *Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное. *Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей. *Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции. *Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких, сердца, улучшают обмен веществ. *Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и застенчивости.
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической работой и является стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей. Уникальное сочетание физических упражнений, пропевание звуков, проговаривание стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство, динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Развивают внимание, память и восприятие. Для развития мелкой моторики я активно использую массажный мячик – ежик. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным). Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Детям эти мячики очень нравится, они с удовольствием выполняют упражнения, а также используют их в свободной деятельности. Самые распространенные упражнения с мячиком су- джок это – *раскатывание мячика в ладошках прямыми движениями * круговыми движениями *прокручивание мячика в пальчиках от себя, к себе. *сжимание мяча пальчиками , ладошками. *перебрасывание из ладошки в ладошку.

Таким образом, игры и упражнения с мячом универсальны и их

разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии

педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая

коррекционную работу в нетрадиционные формы.
В заключении я предлагаю вам подборку игр, которая составлена по пособию Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук
« Мяч и речь»

-
игры направлены на развитие мелкой моторики -на развитие ориентировки в пространстве -на формирование правильного произношения и фонематических процессов -на обобщение и расширение словарного запаса -на развитие грамматического строя речи.
Упражнения с мячом для развития мелкой моторики и координации.

 -Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали  -По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю. Назад –вперед его качу, вправо – влево, как хочу.  -Танцевать умеет танец На мяче мой каждый палец
Упражнения на закрепление звукопроизношения

и развитие фонематических процессов.
-Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот. учимся различать звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки Например: за - са, жа –ша… и т.п. , или Л - ЛЬ, М - МЬ, Н - НЬ… и т.д.

Упражнения,

способствующие активизации словарного запаса и развитию

навыков звукового анализа.
-Свяжем мы из слов цепочку, Мяч не даст поставить точку. ( например: весн
а

а
втобу
с

с
ло
н

н
о
с

с
ов
а
…)
Упражнения на развитие лексико –

грамматического строя речи
• «
Говори наоборот»
-Активизация словаря , подбор антонимов. Холодный – горячий , старый – молодой, веселый - грустный, больной - здоровый, узкий – широкий, тупой – острый…. •
« Никогда мы не забудем, что умеют делать люди
» Строитель – строит, повар – варит, фотограф – фотографирует,
врач- лечит, художник – рисует, продавец - продает, рыбак – рыбачит,… и т.п. •
«Мячик маленький поймаем и словечко приласкаем.»
стул – стульчик, ковер – коврик, ведро – ведерко, дерево - деревце... и т.п.
Список литературы:
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. « Мяч и речь» 2.Крупенчук О.И. " Пальчиковые игры" Пособие для детей, родителей и преподавателей 3.Смирнова Л.Н, Овчинников С.Н. « Играем со звуками, буквами, словами» 4.Тимотен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных групп детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2002.


В раздел образования