Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Богданова Наталья Васильевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №11" Населённый пункт: г. Лысьва, Пермский край Наименование материала: статья Тема: Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Раздел: дошкольное образование
Повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого
развития у детей старшего дошкольного возраста.
"Новые подходы в работе с детьми логопедической группы с
использованием массажного мяча."
Формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это
важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда
это развитие нарушено. Кроме того доказано, что и мысль и глаз ребенка
двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические
упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством
повышения работоспособности головного мозга.
Каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом очень
популярны. Они встречаются почти у всех народов мира и считаются самыми
распространенными из игр.
Используя мяч в логопедической работе я обратила внимание на то, что он
может быть прекрасным средством, используемым в коррекционной практике.
Выбор мячей достаточно широк. Ребенка более всего привлекают мячи яркие ,
прыгучие, легкие. На своих занятиях я использую мячи – ежики, массажные
мячи су-джок, поролоновые мячи, теннисные мячи, резиновые мячи разных
размеров.
ЗНАЧЕНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ С МЯЧОМ
В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ:
*Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают
к общению.
*Освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста
неподвижности на занятиях.
*Помогают разнообразить виды деятельности детей на коррекционном занятии
по всем разделам программы, включая в работу различные уровни регуляции.
*Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
*Помогают проводить работу над развитием просодических компонентов речи.
*Регулируют силу и точность движения.
*Активизируют непроизвольное внимание и формируют произвольное.
*Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно
важно для гипервозбудимых детей.
*Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
*Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – легких,
сердца, улучшают обмен веществ.
*Развивают коммуникативные навыки, снижающие проявление робости и
застенчивости.
Игровые упражнения и игры с мячом сочетаются с текущей логопедической
работой и является стимулирующим дополнительным средством,
способствующим речевому и психомоторному развитию детей.
Уникальное сочетание физических упражнений, пропевание звуков,
проговаривание стихов в ритм движений развивает ритмическое чувство,
динамическую координацию, а также вызывает эмоциональный подъем,
чувство радости и удовольствия.
Развивают внимание, память и восприятие.
Для развития мелкой моторики я активно использую массажный мячик –
ежик.
Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам
пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен
легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Благодаря этому кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,
исчезает скованность движений. Развитие мелкой моторики (гибкости и
точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный
стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи.
Детям эти мячики очень нравится, они с удовольствием выполняют
упражнения, а также используют их в свободной деятельности.
Самые распространенные упражнения с мячиком су- джок это –
*раскатывание мячика в ладошках прямыми движениями
* круговыми движениями
*прокручивание мячика в пальчиках от себя, к себе.
*сжимание мяча пальчиками , ладошками.
*перебрасывание из ладошки в ладошку.
Таким образом, игры и упражнения с мячом универсальны и их
разнообразие и наполнение содержанием зависит только от фантазии
педагога и желания работать с детьми весело, интересно, облекая
коррекционную работу в нетрадиционные формы.
В заключении я предлагаю вам
подборку игр, которая составлена по пособию
Т.А.Воробьевой и О.И. Крупенчук « Мяч и речь»
- игры направлены на развитие мелкой моторики
-на развитие ориентировки в пространстве
-на формирование правильного произношения и фонематических процессов
-на обобщение и расширение словарного запаса
-на развитие грамматического строя речи.
Упражнения с мячом для развития мелкой моторики и координации.
-Два козленка мяч бодали и другим козлятам дали
-По столу круги катаю, из-под рук не выпускаю.
Назад –вперед его качу, вправо – влево, как хочу.
-Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец
Упражнения на закрепление звукопроизношения
и развитие фонематических процессов.
-Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.
учимся различать звонкие – глухие, твердые – мягкие звуки
Например: за - са, жа –ша… и т.п. ,
или Л - ЛЬ, М - МЬ, Н - НЬ… и т.д.
Упражнения,
способствующие активизации словарного запаса и развитию
навыков звукового анализа.
-Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
( например: весн а – а втобу с – с ло н – н о с – с ов а …)
Упражнения на развитие лексико –
грамматического строя речи
•
«
Говори наоборот» -Активизация словаря , подбор антонимов.
Холодный – горячий , старый – молодой, веселый - грустный, больной -
здоровый, узкий – широкий, тупой – острый….
•
« Никогда мы не забудем, что умеют делать люди »
Строитель – строит, повар – варит, фотограф – фотографирует,
врач- лечит, художник – рисует, продавец - продает, рыбак – рыбачит,… и
т.п.
•
«Мячик маленький поймаем и словечко приласкаем.»
стул – стульчик, ковер – коврик, ведро – ведерко, дерево - деревце...
и т.п.
Список литературы:
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. « Мяч и речь»
2.Крупенчук О.И. " Пальчиковые игры" Пособие для детей, родителей и
преподавателей
3.Смирнова Л.Н, Овчинников С.Н. « Играем со звуками, буквами,
словами»
4.Тимотен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на
занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальных
групп детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб.:
“Детство-Пресс”, 2002.