Напоминание

Рабочая программа 10 класс


Автор: Баранникова Марина Вячеславовна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МКОУ лицей №11
Населённый пункт: г. Россошь Воронежской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа 10 класс
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №11 города Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ______химии___________________________ Ступень обучения 10 класс среднее (полное) общее образование (10-11классы) Класс Количество часов по программе Количество часов по годовому учебному графику 10А 35 35 10Б 35 35 Составитель ___Баранникова М.В._____ Программа разработана на основе примерной программы по химии в соответствии с государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования и федеральным базисным учебным планом для лицеев.
201

5 - 201

6 учебный год

«Согласовано»
Руководитель МО _______/ Зимина Е.И./ ФИО Протокол № ___ от «____» ____августа__ 2015г.
Рассмотрена на заседании

методического совета лицея
Протокол № ___ от «____» ____августа__ 2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ лицей №11 _________/Маснева Н.Н./ ФИО Приказ № ___ от «____» ____августа__ 2015г.

Таблица соответствия годового календарного графика программе
Класс Программа Календарный график 10А 35 35 10Б 35 35

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

1.1.

Общие положения.
Рабочая программа по химии в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень), а так же Программы курса химии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), автор Н.Н.Гара (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008.) и государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 35 часов, из расчета - 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных - 2 часа, практических работ - 3 часа. 1час в 10А классе (урок № 23) по тематическому планированию приходится на праздничный день - 23.02.Урок по теме «Строение и номенклатура карбоновых кислот » (16.02.) объединен с темой «Свойства и получение карбоновых кислот » (23.02.). 1час в 10Б классе (урок № 31) по тематическому планированию приходится на праздничный день - 09.05. Урок по теме «Аминокислоты » (02.05.) объединен с темой «Белки. Нуклеиновые кислоты» (09.05.). Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8—9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и в повседневной жизни. Все это предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
1.2.

Общие цели с учетом специфики учебного предмета:
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено: на
освоение знаний
о химической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших химических понятиях, законах и теориях;

на
овладение умениями
применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, для оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

на
развитие
познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

на
воспитание
убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

н а
применение полученных знаний и умений
для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
1.3.

Используемый учебно-методический комплект, учебник, автор учебника.

1. Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений-М.; Просвещение, 2014. 2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). 3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2009. 4. Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. Дополнительная литература: 5. ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. 6. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002. 7. Савин Г.А. Олимпиадные задания по органической химии. 10-11 классы/ Савин Г.А - Волгоград: Учитель, 2004. Обеспечение учащихся: 8. Рудзитис. Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений-М.; Просвещение, 2009. 9. Библиотека научно-популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке). Дидактические материалы: 10. Дидактические материалы по химии для 10-11 классов. А.М.Радецкий, В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова (1999, 2-е изд., 80с.)
1.4.Тематическое распределение количества часов.
Тема Название Примерная программа Рабочая программа 10 класс № 1 Теоретические основы органической химии. 2 2 2 № 2 Предельные углеводороды. 5 5 5 №3 Непредельные углеводороды. 5 5 5 № 4 Ароматические углеводороды. 2 2 2 № 5 Природные источники углеводородов. 3 3 3 № 6 Спирты и фенолы. 3 3 3 №7 Альдегиды и кетоны. 1 1 1 №8 Карбоновые кислоты. 2 2 2 №9 Сложные эфиры. Жиры. 1 1 1 №10 Углеводы. 4 4 4 №11 Амины и аминокислоты. 2 2 2 №12 Белки. 2 2 2 №13 Синтетические полимеры. 2 2 2 №14 Химия и жизнь. 1 1 1 Итого: 35 часов 35 часов 35 часов
2.

Общая характеристика учебного курса.
В 10 классе закладываются основные знания по органической химии, рассматриваются причины многообразия органических веществ, прослеживается причинно – следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ. В конце курса даются некоторые сведения о прикладном значении органической химии.

3.

Место учебного предмета, курса в учебном плане МКОУ лицей №11.
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе среднего (полного) общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации по 35 часов (X класс), из расчета – 1 учебный час в неделю.
4.

Содержание рабочей программы.

Тема 1. Теоретические основы органической химии (2 часа).
Предмет органической химии. Формирование органической химии как науки. Основные положения теории химического строения органических соединений. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений.
Тема 2. Предельные углеводороды. (5 часов)
Строение алканов. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура алканов. Свойства. Получение и применение алканов.
Лабораторные опыты:
 Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных.
Тема 3. Непредельные углеводороды. (5 часов)
Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд, изомерия и номенклатура алкенов. Свойства и применение. Непредельные углеводороды: алкены и алкадиены. Строение молекул этилена и бутадиена-1.3. Гомология, изомерия, номенклатура. Алкины. Строение молекулы ацетилена. Гомология, изомерия, номенклатура, свойства и применение.
Тема 4. Ароматические углеводороды. (2 часа)
Арены. Бензол и его гомологи. Получение, физические и химические свойства. Генетическая связь между аренами и другими классами углеводородов.
Тема 5. Природные источники углеводородов. (3 часа)
Природные и попутные нефтяные газы. Решение задач на определение массовой и объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти
Лабораторные опыты:
 Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки и коксования каменного угля.
Тема 6. Спирты и фенолы (3 часа).
Одноатомные предельные спирты. Строение, свойства, получение и применение Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин, их свойства, получение и применение Фенол. Строение молекулы, свойства и применение Генетическая связь между спиртами, фенолами и углеводородами
Лабораторные опыты:
 Растворение глицерина в воде и реакция его с гидроксидом меди (II).
Тема 7. Альдегиды и кетоны (1 час).
Альдегиды и кетоны
Лабораторные опыты:
 Получение этаналя окислением этанола.  Окисление метаналя (этаналя) оксидом серебра(I).  Окисление метаналя (этаналя) гидроксидом меди (II).

Тема 8. Карбоновые кислоты (2 часа).
Карбоновые кислоты. Их классификация и строение. Свойства и применение.
Тема 9. Сложные эфиры. Жиры (1 час).
Сложные эфиры и жиры. Строение и свойства.
Лабораторные опыты:
 Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров.  Сравнение свойств мыла и СМС.
Тема 10. Углеводы (4 часа).
Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение. Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Свойства и применение.
Лабораторные опыты:
 Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(II) и оксидом серебра(I).  Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция.  Взаимодействие крахмала с иодом, гидролиз крахмала.  Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон.
Тема 11. Амины и аминокислоты (2 часа).
Амины: строение молекул и свойства. Анилин – представитель ароматических аминов. Аминокислоты: изомерия, номенклатура, свойства и применение.
Тема 12.Белки (2 часа).
Белки - природные полимеры. Состав, структура, строение и свойства.
Лабораторные опыты:
 Цветные реакции на белки.
Тема 13. Синтетические полимеры (2 часа).
Понятия о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Синтетические каучуки и волокна. Распознавание пластмасс и волокон.
Лабораторные опыты:
 Изучение свойств термопластичных полимеров.  Определение хлора в поливинилхлориде.  Изучение свойств синтетических волокон. Синтетические полимеры. Лекарства. Ферменты.Гормоны.Защита окружающей среды.
5.

Описание общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде, выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
6.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать / понимать 
важнейшие химические понятия:
вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; 
основные законы химии:
сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; 
основные теории химии:
химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; 
важнейшие вещества и материалы:
основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; уметь 
называть
изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; 
определять:
валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; 
характеризовать:
элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; 
объяснять:
зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; 
выполнять химический эксперимент
по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; 
проводить
самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:  объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;  определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;  экологически грамотного поведения в окружающей среде;  оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;  безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;  приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;  критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
7.

Критерии и нормы оценок, умений и навыков учащихся.

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»
:
 ответ полный и правильный на основании изученных теорий;  материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;  ответ самостоятельный.
Ответ «4»:
 ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;  материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»
:  ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»
:  при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
 работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;  эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;  проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»
:  работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
 работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
 допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:
 в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
 в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
 в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
 имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
 отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5»:
 ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
 ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
 работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
 работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
5.

Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля. При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов • нет ошибок — оценка «5»; • одна ошибка - оценка «4»; • две ошибки — оценка «З»; • три ошибки — оценка «2». Для теста из 30 вопросов: • 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; • 19—24 правильных ответов — оценка «4»; • 13—18 правильных ответов — оценка «З»; • меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям: • соблюдение требований к его оформлению; • необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации; • умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате; • способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
8.

Календарно - тематическое планирование
. (прилагается)
9.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
. № п/п Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Количество 1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) 1. Дидактические материалы по химии для 10-11 классов. А.М. Радецкий , В.П. Горшкова, Л.Н. Кругликова (1999, 2-е изд., 80с.) 26 2. Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений-М.; Просвещение, 2013. 3. Журналы «Химия в школе» 2. Печатные пособия 1. Рудзитис Г.Е., ФельдманФ.Г. Химия: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений-М.; Просвещение, 2009. 1
2. Примерная программа среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). 1 3. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2009. 1 4. Гара Н.Н. Химия: уроки в 10 кл.: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2009. 1 5. ЕрёминВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс - М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», 2005. 1 6. Кузьменко Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы/ Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В, Попков В.А. - М., Ι Федеративная книготорговая компания, 2002. 1 7. Дидактический материал. А.М. Радецкий. Химия 10-11 класс. М.-Просвещение.2011г 1 8. Типы химических задач. 8-11 классы. И.И.Новошинский., Н.С.Новошинская.М.-«Оникс 21век» «Мир и образование» 2004г. 1 9. Сборник самостоятельных работ по органической химии. И.И.Новошинский., Н.С.Новошинская.М»Русское слово» 2007г. 1 3. Технические средства обучения 1. Компьютер. 1 2. Электронная Периодическая система Д.И.Менделеева. Электронная таблица растворимости. 1 1 3.
MULTIMEDIA – поддержка предмета:
1.
Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория.
Мультимедиа МарГТУ, 2004. 2. 1C образовательная коллекция. Органическая химия. 10-11 класс. Мультимедиа МарГТУ, 2003. 3. Химия для всех. Мультимедиа МарГТУ, 2003 4. Уроки химии. 10-11 классы. Современная школа. М.Издательство «Глобус» 5. Электронное приложение к учебнику Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана.10 класс 1 1 1 1 1 4. Проектор. 4. Экранно-звуковые пособия, ЭОР 1. Презентации к урокам. 5. Оборудование класса 1. Ученический стол 16 2. Стол учителя 1 3. Стул ученический 32 4. Стул учителя 1 5. Шкаф 3 6. Доска (меловая) 1


В раздел образования