Напоминание

Учимся играя


Автор: Канюка Мария Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: НИУ БелГУ
Населённый пункт: Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Учимся играя
Раздел: дошкольное образование





Назад





Подготовила:

Канюка Мария Ивановна


Сенсорное воспитание
служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому я решила заняться разработкой творческого проекта по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов.

Вид проекта:

творческо-исследовательский

Продолжительность:

3 месяца

Образовательная область:

«Познание»


Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для

эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных

эталонах будет успешным.

Заключается между задачей формирования у детей младшего возраста представлений

о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) и недостаточно выявленными

педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.

Какие необходимо создать условия для эффективного использования

дидактических игр как средство формирования представлений о

сенсорных эталонах?


Создание условий для формирования

полноценного восприятия окружающей

действительности детьми младшего

дошкольного возраста

через развитие сенсорных эталонов.


Познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма,

величина).

Обращать внимание детей на сенсорную характеристику

предметов.

Обогащать сенсорный опыт детей.

Развивать у детей сенсорное восприятие.

Совершенствовать координацию движений рук под зрительным

контролем.

Формировать у детей положительное отношение к занятиям.

1.Нежелание родителей принимать участие в совместной деятельности в развитии сенсорного восприятия (изготовление дидактических игр). 2.Ограниченность свободного времени для участия в совместном проекте ДОУ и семьи по развитию сенсорного восприятия. 3.Некомпетентность родителей в области дошкольной педагогики.



1

этап
1. Проведение мониторинга на выявление у детей уровня освоения сенсорных эталонов на начало реализации проекта. 2. Подбор методической и художественной литературы, рисунков, игрушек, модулей, демонстрационного материала для организации работы с детьми по данному направлению. 3. Раскрытие перед родительской общественностью актуальности развития у детей сенсорного восприятия (консультации, беседа, родительские собрания).

2

этап
1. Мастер-классы для родителей по изготовлению дидактических игр, развивающие сенсорные эталоны. 2.Пополнение предметно - развивающей среды по сенсорному развитию детей, изготовление авторских дидактических игр. 3. Оформление картотеки игр по развитию у детей сенсорных эталонов. 4. Защита творческого проекта с использованием компьютерной презентации.

3

этап
1. Проведение занятий с детьми 2. Включение игр по развитию у детей сенсорных эталонов в самостоятельную деятельность 3. Чтение художественной литературы 4. Разучивание и проведение подвижных игр, направленных на развитие сенсорного восприятия. 5. Развлечение «В гости к нам пришла матрешка». 6. Проведение повторного мониторинга.
• Игровая ситуация • Путешествие в гости • Интеграция (развитие речи+изобразительность+ • сенсорное воспитание) • Развлечение • Чтение художественной литературы • Подвижные игры • Дидактические игры • Консультации по теме в родительском уголке • Проведение родительского собрания • Проведение бесед и индивидуальных консультаций • Изготовление дидактических игр
Непоср едственно

об р аз овательная

деятельность

с детьми

Р аб ота

с р одителями


Методы и приёмы

организационные

игровые

наглядные

словесные

мотивирующие


Образовательные технологии

здоровьесберегающие

личностно-

ориентированные

игровые

исследовательские

информационно-

коммуникационные


Анкетирование

Родительское собрание

Информация (папки-передвижки)

Совместное развлечение

Мастер-класс

Пополнение развивающей среды группы по сенсорному развитию

Консультации


развлечение (воспитатель,

инструктор по физической

культуре, музыкальный

руководитель)

дидактические игры

(воспитатель, социальный

педагог, педагог-психолог)

Игровые занятия (воспитатель,

инструктор по физической культуре,

музыкальный руководитель,

социальный педагог, педагог-

психолог)

Экспериментирование (воспитатель,

педагог-психолог)



Познавательно-

исследовательская

деятельность

Развивающие игры с предметами

(сборно-разборные игрушки,

матрёшки, пирамидки, кубы,

объёмные вкладыши, рамки-

вкладыши, коробки с

отверстиями для

проталкивания...)



Коммуникативная

деятельность

Игры с мячом в кругу

Игры руками с небольшим

предметом

(массажный мячик, грецкий орех)

Пальчиковые игры

«Чудесный мешочек»


Двигательная

деятельность

Двигательные задания с

использованием

спортивного оборудования.

Подвижные игры,

имитационные упражнения

Трудовая

деятельность



Трудовые поручения по сбору и

Группировке игрушек в

группой комнате.

Приведение в первоначальный

вид разобранных

дидактических пособий...


Музыкально-

художественная

деятельность



Игры на развитие фонематического слуха

Игры с детскими музыкальными

инструментами

Игры с самодельными звучащими

предметами

Театрализованные игры

Чтение

художественной

литературы

Детские песенки, потешки, стихи,

сказки, рассказы

(сопровождающие разные виды

деятельности)




Игровая деятельность

Игры с машинками:

«Прокати по дорожке»

«Поставь в гараж»

«Перевези мячи»

«Эх, прокачу!»...

Игры с куклами, мишками, собачками:

«Катя угощает друзей»

«Уложим куклу спать»

«Купание кукол»

«Куклы собираются на прогулку»

«Расчешу волосики»...


Продуктивная деятельность



Конструирование:

игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый,

деревянный, мягкий...)

игры с конструктором-лего (крупным и мелким)

игры с развивающими кубиками «Сложи узор»

игры с логическими блоками Дьенеша

игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)

«Бусы для нанизывания»

игры с различными шнуровками...


Уровень сформированности представлений

детей

о сенсорных эталонах

на начало проекта на окончание проекта


у детей сформировались навыки

сенсорного развития (цвет, форма, величина);

они овладели орудийными действиями,

способствующие развитию наглядно-

действенного мышления, что позволяет

перейти от простого восприятия предметов к

более сложному;

мелкая моторика рук детей стала более

совершенна;

расширился активный словарный запас;

дети научились ориентироваться в

пространстве.


Информационные ресурсы
 Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2001;  Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель,2011;  Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2007;  Фомина Л.Ф.Сенсорное развитие: программа для детей 4 (5) – 6 лет;  Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: практические рекомендации. – М., 2007.


В раздел образования