Автор: Канюка Мария Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: НИУ БелГУ Населённый пункт: Белгород Наименование материала: методическая разработка Тема: Учимся играя Раздел: дошкольное образование
Сенсорное воспитание служит основой познания мира,
первой ступенью которого является чувственный опыт.
Успешность умственного, физического, эстетического
воспитания в значительной
степени зависит от уровня сенсорного развития детей,
т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.
Именно поэтому я решила заняться разработкой творческого
проекта по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного
возраста, так как именно этот возраст является сензитивным для
усвоения сенсорных эталонов.
Вид проекта:
творческо-исследовательский
Продолжительность:
3 месяца
Образовательная область:
«Познание»
Если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для
эффективного их использования, то формирование представлений о сенсорных
эталонах будет успешным.
Заключается между задачей формирования у детей младшего возраста представлений
о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина) и недостаточно выявленными
педагогическими условиями, обеспечивающими успешность её решения.
Какие необходимо создать условия для эффективного использования
дидактических игр как средство формирования представлений о
сенсорных эталонах?
Создание условий для формирования
полноценного восприятия окружающей
действительности детьми младшего
дошкольного возраста
через развитие сенсорных эталонов.
•
Познакомить детей с сенсорными эталонами (цвет, форма,
величина).
•
Обращать внимание детей на сенсорную характеристику
предметов.
•
Обогащать сенсорный опыт детей.
•
Развивать у детей сенсорное восприятие.
•
Совершенствовать координацию движений рук под зрительным
контролем.
•
Формировать у детей положительное отношение к занятиям.
1.Нежелание родителей принимать участие в
совместной деятельности в развитии сенсорного
восприятия (изготовление дидактических игр).
2.Ограниченность свободного времени для участия в
совместном проекте ДОУ и семьи по развитию
сенсорного восприятия.
3.Некомпетентность родителей в области дошкольной
педагогики.
1
этап
1. Проведение мониторинга на выявление у детей уровня
освоения сенсорных эталонов на начало реализации проекта.
2. Подбор методической и художественной литературы, рисунков,
игрушек, модулей, демонстрационного материала для
организации работы с детьми по данному направлению.
3. Раскрытие перед родительской общественностью
актуальности развития у детей сенсорного восприятия
(консультации, беседа, родительские собрания).
2
этап
1. Мастер-классы для родителей по изготовлению дидактических
игр, развивающие сенсорные эталоны.
2.Пополнение предметно - развивающей среды по сенсорному
развитию детей, изготовление авторских дидактических игр.
3. Оформление картотеки игр по развитию у детей сенсорных
эталонов.
4. Защита творческого проекта с использованием компьютерной
презентации.
3
этап
1.
Проведение занятий с детьми
2. Включение игр по развитию у детей сенсорных эталонов в
самостоятельную деятельность
3. Чтение художественной литературы
4. Разучивание и проведение подвижных игр, направленных
на развитие сенсорного восприятия.
5. Развлечение «В гости к нам пришла матрешка».
6. Проведение повторного мониторинга.
•
Игровая ситуация
•
Путешествие в гости
•
Интеграция (развитие речи+изобразительность+
•
сенсорное воспитание)
•
Развлечение
•
Чтение художественной литературы
•
Подвижные игры
•
Дидактические игры
•
Консультации по теме в родительском уголке
•
Проведение родительского собрания
•
Проведение бесед и индивидуальных консультаций
•
Изготовление дидактических игр
Непоср едственно
об р аз овательная
деятельность
с детьми
Р аб ота
с р одителями
Методы и приёмы
организационные
игровые
наглядные
словесные
мотивирующие
Образовательные технологии
здоровьесберегающие
личностно-
ориентированные
игровые
исследовательские
информационно-
коммуникационные
Анкетирование
Родительское собрание
Информация (папки-передвижки)
Совместное развлечение
Мастер-класс
Пополнение развивающей среды группы по сенсорному развитию
Консультации
развлечение (воспитатель,
инструктор по физической
культуре, музыкальный
руководитель)
дидактические игры
(воспитатель, социальный
педагог, педагог-психолог)
•
Игровые занятия (воспитатель,
инструктор по физической культуре,
музыкальный руководитель,
социальный педагог, педагог-
психолог)
•
Экспериментирование (воспитатель,
педагог-психолог)
Познавательно-
исследовательская
деятельность
Развивающие игры с предметами
(сборно-разборные игрушки,
матрёшки, пирамидки, кубы,
объёмные вкладыши, рамки-
вкладыши, коробки с
отверстиями для
проталкивания...)
Коммуникативная
деятельность
Игры с мячом в кругу
Игры руками с небольшим
предметом
(массажный мячик, грецкий орех)
Пальчиковые игры
«Чудесный мешочек»
Двигательная
деятельность
Двигательные задания с
использованием
спортивного оборудования.
Подвижные игры,
имитационные упражнения
Трудовая
деятельность
Трудовые поручения по сбору и
Группировке игрушек в
группой комнате.
Приведение в первоначальный
вид разобранных
дидактических пособий...
Музыкально-
художественная
деятельность
Игры на развитие фонематического слуха
Игры с детскими музыкальными
инструментами
Игры с самодельными звучащими
предметами
Театрализованные игры
Чтение
художественной
литературы
Детские песенки, потешки, стихи,
сказки, рассказы
(сопровождающие разные виды
деятельности)
Игровая деятельность
Игры с машинками:
«Прокати по дорожке»
«Поставь в гараж»
«Перевези мячи»
«Эх, прокачу!»...
Игры с куклами, мишками, собачками:
«Катя угощает друзей»
«Уложим куклу спать»
«Купание кукол»
«Куклы собираются на прогулку»
«Расчешу волосики»...
Продуктивная деятельность
Конструирование:
игры в крупный и мелкий строитель (пластмассовый,
деревянный, мягкий...)
игры с конструктором-лего (крупным и мелким)
игры с развивающими кубиками «Сложи узор»
игры с логическими блоками Дьенеша
игры с мозаикой нескольких видов (по форме и величине)
«Бусы для нанизывания»
игры с различными шнуровками...
Уровень сформированности представлений
детей
о сенсорных эталонах
на начало проекта на окончание проекта
•
у детей сформировались навыки
сенсорного развития (цвет, форма, величина);
•
они овладели орудийными действиями,
способствующие развитию наглядно-
действенного мышления, что позволяет
перейти от простого восприятия предметов к
более сложному;
•
мелкая моторика рук детей стала более
совершенна;
•
расширился активный словарный запас;
•
дети научились ориентироваться в
пространстве.
Информационные ресурсы
Немов Р.С. Психология – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС,
2001;
Высокова Т.П. Сенсомоторное развитие детей раннего
возраста: программа, конспекты занятий. – Волгоград:
Учитель,2011;
Жердева Е.В. Дети раннего возраста в детском саду. – Ростов-
на-Дону: Феникс, 2007;
Фомина Л.Ф.Сенсорное развитие: программа для детей 4 (5) – 6
лет;
Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
практические рекомендации. – М., 2007.