Использование ИКТ на уроках физики в рамках реализации деятельностного подхода
Автор: Герасимова Наталья Федоровна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАНОУ "Гимназия №2" Населённый пункт: г.Мариинск, Кемеровская обл. Наименование материала: статья Тема: Использование ИКТ на уроках физики в рамках реализации деятельностного подхода Раздел: полное образование
Использование ИКТ на уроках физики в рамках реализации деятельностного подхода.
Интерес к учёбе начинают терять или занимают в учебном процессе пассивную роль большинство
уч-ся уже в 6-7 классе. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник школы не
обладает творческой инициативой, не имеет навыка самостоятельно находить информацию.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную
деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет? Как повысить
качество знаний?
Ответ на данные вопросы - это повышение самостоятельности и активности обучающихся путем
создания условий, способствующих активизации поисковой деятельности на уроке и дома,
создания проблемных ситуаций и применения разнообразных методов обучения, использования
современных образовательных технологий, придающих уроку своеобразную эмоциональную
окраску.
Обозначенные задачи решаются в рамках использования на уроках компьютерных средств
обучения.
Конструктивной основой применения интернет-технологий при обучении физике является
информационно-деятельностный подход, состоящий в интегративном сочетании
информационного и деятельностного аспектов организации работы учеников с учебной
информацией и сервисными услугами Интернета.
Интернет используется как источник информационного наполнения содержания учебного
процесса, интернет как средство активизации учебно-поисковой и творческой деятельности
учащихся, интернет как средство проведения урочных занятий и элективных курсов по физике.
Ученик вовлекается в активный познавательный процесс при использовании интерактивных
средств обучения на разных этапах образовательного процесса, а именно:
-при изучении нового материала – интерактивные средства позволяют наглядно
проиллюстрировать сам материал, что способствует прочному усвоению информации;
- при выполнении устных упражнений – дают возможность быстро давать задания и
корректировать получаемые результаты;
- при проверке фронтальных самостоятельных и домашних работ – обеспечивает наряду с устным,
и визуальный контроль результатов;
- при решении задач обучающего характера – помогают выполнить чертеж, составить алгоритм
решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы
Задания на классификацию объектов, выявление и установление закономерностей и логических
последовательностей , установление соответствия представляются с помощью интерактивной
доски и используются для проверки классификационных, систематических и фактических знаний,
то есть понимания связей между различными явлениями, законами, формулами, объектами,
величинами.
Создание презентаций и использование возможностей компьютера помогают мне активизировать
познавательную деятельность обучающихся, способствовать повышению качества знаний.
Однако очень важно, чтобы презентации не только использовались в качестве наглядного
пособия, но и создавались учащимися. Это позволяет ставить ученика в позицию субъекта
обучения, что способствует повышению уровня усвоения материала и формированию
информационной культуры учащихся. Презентация, созданная самими учащимися, это всегда
творческая работа.
Учащиеся при этом осваивают навыки работы с компьютером, учатся акцентировать внимание на
основных моментах, контролировать свою мысль. Презентации можно или включить в урок, или
представить на н-п конференции, на внеклассных мероприятиях во время проведения
профильной недели. Ученики, понимая, что их работа востребована, более серьѐзно относятся к
такому виду выполнения задания.
Роль современного учителя – это роль помощника, а не контролёра. Именно ЦОР позволяют
сделать учебный процесс более интересным и комфортным как для ученика, так и для учителя.
Технология применения ИКТ на уроках – это не самоцель, а сопровождение предмета для
доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной
учебной деятельности.