Напоминание

Мелкая моторика и речь


Автор: Яруллина Лариса Халиулловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 43 "Лесная сказка"
Населённый пункт: Сургут
Наименование материала: Памятка для родителей
Тема: Мелкая моторика и речь
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 «Лесная сказка Памятка для родителей. «Мелкая моторика и речь» В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Если у ребенка ведущая рука — правая, у него больше развито левое полушарие — среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры. Для развития восприятия и ощущений у детей с самого раннего возраста, большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции. Важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Массаж нужно проводить 2—3 раза в день с 1—2-дневным перерывом. Нужно определить место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением. Массаж хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При применении массажа к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Небольшие фразы у большинства детей, прошедших этот курс, появляются в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений. Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: кубики, конструкторы, пазлы, мозаика. Нужно учить малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2—3 года). Значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с
одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала. Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, менять темп движений , ритмично и ловко двигаться ( такие игры как «Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью. 4-х летнего малыша можно определить в какой-нибудь художественный кружок для развития мелкой моторики, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание, они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются. Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника». Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия: - подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета); - подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины); - распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету; - соотношение геометрических фигур с формой предметов. Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам
помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Что лишнее?», «Сделай, как было». При этом важно помнить, игры не должны утомлять ребенка и быть непродолжительными по времени. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал — «теперь ты», «можно», «начинай». Не забывайте развивать и мелкую моторику, малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам шнурует ботинки, застегивает пуговицы, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки. Не забывайте: Учите ребенка, играя с ним. Ваш ребенок самый замечательный!


В раздел образования