Автор: Шрайнер Светлана Аркадьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ"Детский сад №39" МО "ЛГО" Населённый пункт: Пермский край, г. Лысьва Наименование материала: Методическая разработка Тема: Проект "Занимательные задания Буквоежки" Раздел: дошкольное образование
ПРОЕКТ
«Занимательные задания Буквоежки»
Разработала: учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №39»
Шрайнер Светлана Аркадьевна
Лысьва 2016
Проект Занимательные задания Буквоежки» направлен на создание условий
для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста программы
по обучению грамоте.
Участники:
Воспитатель И.Л.Грачёва
Учитель-логопед Шрайнер С.А.
Муз. руководитель Моисеева Т.Ю.
Инструктор ФИЗО Тупицына Е.В.
Проект направлен на создание условий для успешного освоения детьми
старшего дошкольного возраста программы по обучению грамоте. Срок
реализации проекта март-май 2016 года.
Актуальность
: «Русский язык» часто называется детьми среди самых
нелюбимых предметов в школе. Диагностика уровня сформированности
умений и навыков детей показала, что к моменту начала школьного
обучения у многих детей возникают следующие трудности:
- нечётко сформированы понятия «звук», «буква», «слог», «слово»,
«предложение»;
- некоторые дети испытывают затруднения в звуковом анализе слова
Необходимо строить обучение грамоте на основе собственной активности
ребёнка, использования игровой мотивации, чтобы повысить интерес детей
к занятиям по обучению грамоте.
Без проведения работы по обучению
грамоте в детском саду в школе ребенок испытывает трудности в освоении
чтения.
Новизна: активное сотрудничество всех участников педагогического
процесса (педагогов, детей, родителей) при обучении грамоте детей
старшего дошкольного возраста.
В основе проекта лежат идеи Д.Г. Шумаевой и Д.Х. Гизатулиной о
необходимости использования в обучении грамоте собственной активности
ребёнка. «Мыслительная работа должна происходить в наиболее
естественной для дошкольного возраста форме – «игре по правилам»
(Д.Х. Гизатулина).
Проблема
:
У детей недостаточно сформировано умение осуществлять
звуковой анализ слова. Диагностика показала следующие результаты: 18% -
высокий уровень, 52% - средний уровень, 30% - низкий уровень.
Гипотеза
:
Организация развивающих игр и упражнений
способствует
повышению уровня осознания детьми явлений языка и речи.
Цель
: оптимизация работы по обучению грамоте детей старшего
дошкольного возраста и достижение более высокого уровня осознания
явлений языка и речи, навыков звукового анализа слова через проведение
развивающих игр и упражнений.
Задачи
:
- Содействовать освоению детьми понятий: «звук» «слог», «слово»,
«предложение» через организацию развивающих игр на занятиях и вне
занятий.
- Развивать умение осуществлять звуковой анализ и синтез слова через
проведение развивающих игр и упражнений, через взаимодействие
специалистами
- Повышать уровень педагогической грамотности родителей в вопросах по
обучению детей грамоте.
Миссия
: содействовать осознанию детьми явлений языка и речи.
Участники
: - дети
- педагоги
- родители
Риски
: дети могут не освоить программу по обучению грамоте из-
за частых заболеваний
Предполагаемый результат
:
-повышение уровня осознания детьми явлений языка и речи (звук, слог,
слово, предложение)
- сформированность умения осуществить звуковой анализ и синтез слова
- повышение уровня педагогической грамотности родителей в вопросах
обучения детей грамоте
План реализации проекта
Работа с детьми
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Содействовать
освоению детьми
понятий: «звук»
«слог», «слово»,
«предложение»;
Развивать умение
осуществлять
звуковой анализ
Организация
развивающих игр на
занятиях по обучению
грамоте.
1 раз в неделю
Воспитатель
Учитель-
логопед
слова.
Закрепить
понятия: «звук»
«слог», «слово»,
«предложение»;
умение
осуществлять
звуковой анализ
слова.
Организация
развивающих игр и
упражнений вне
занятий:
«Доскажи словечко»
«Выдели первый звук»
«Придумай слово на
звук»
«Цепочка слов»
«Отними и добавь
звук»
Организация
развивающих
упражнений:
Подчеркни букву в
тексте
Собери букву из
частей
Заштрихуй букву
Вылепи из
пластилина,
выложи из счётных
палочек, из крупы и
т.д.
Закрепление умений
и навыков на других
занятиях.
Закрепление умений и
навыков во время
проведения режимных
моментов
На прогулке:
- выложи букву из
природного материала;
- найди предмет на
заданный звук
- Нарисуй букву
палочкой на песке
Во время утренней
Ежедневно
В соответствии с
расписанием
занятий.
Ежедневно
Воспитатель
Учитель-
логопед
Воспитатель,
Специалисты
Воспитатель
гимнастики:
- Присядь столько раз,
сколько слогов в
слове;
- Буквенная
дыхательная
гимнастика
- Изобрази букву
Развлечение «Звуки и
буквы – наши друзья»
Май
Музыкальный
руководитель.
Воспитатель
Работа с родителями
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Повысить
педагогическую
грамотность
родителей в
вопросах
обучения грамоте
детей
Оформление
наглядной
информации:
«Развиваем
фонематический
слух»
«Закрепляем
звуки весело»
Проведение
консультации:
«Играем в игры –
развиваем
фонематический
слух»
Проведение
практикума по
речевым играм
Раз в 2 недели
Март
Апрель
Воспитатель,
Учитель-логопед
Учитель-логопед
Воспитатель
Учитель-логопед
Развлечение
совместно с
родителями
«Звуки и буквы –
наши друзья»
Май
Учитель-логопед
Музыкальный
руководитель
Воспитатель
Взаимодействие со специалистами
Задачи
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Закреплять
понятия:«звук»
«слог», «слово»,
«предложение»;
умение
осуществлять
звуковой анализ
слова.
Способствовать
закреплению
правильного
звукопроизношения
Закреплять
понятия:«звук»
«слог», «слово»,
«предложение»;
умение
осуществлять
звуковой анализ
слова.
Включение
развивающих
игр и
упражнений на
индивидуальных
занятиях с
логопедом:
«Звукоедик»;
«Подбери слова
на звук»,
«Пропой и
выдели гласный
звук», «Найди
общий звук»,
«Придумай слова
по моделям»
«В гостях у Тима
и Тома»
Включение игр
по обучению
грамоте в
занятия:
По
физкультуре
-«Найди
предметы на
заданный звук и
выполни с ними
упражнения»
-«Звуковая
дыхательная
В соответствии с
расписанием
В соответствии с
расписанием
Учитель-логопед
Специалисты:
Инструктор
ФИЗО
гимнастика»
- «Найди и
принеси
предметы на
мягкий (твёрдый)
звук»
Музыкальные
занятия
«Пропой звук»,
«Песенка на
заданный слог»,
«Спой попевку на
звук»
Логоритмические
упражнения
Развлечение
«Звуки и буквы-
наши друзья»;
Май
Музыкальный
руководитель.
Учитель-
логопед,
Воспитатель.
Финансовое обеспечение:
Необходимые пособия
Источник финансирования
Сумма
Касса букв (12 шт)
Настольно-печатные и
развивающие игры
Коврограф
внебюджет
600 р.
1.500руб.
750 руб.
Общая стоимость проекта 2850 рублей.
Презентация проекта – выступление на педсовете «Актуальные проблемы
предшкольной подготовки»