Автор: Медведева Анна Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ д/с № 378 Населённый пункт: г. Новосибирск Наименование материала: методическая разработка Тема: Ознакомление детей с художественной литературой Раздел: дошкольное образование
В настоящее время работаю с детьми второй младшей группы, которых ве5ду с ясельного
возраста. Особенностями возраста детей моей группы являются неумение контролировать свои
эмоции, поведение, неумение слушать и подчиняться правилам в игре и общественной жизни.
Среди детей группы есть гиперактивные, тревожные и агрессивные дети. В работе с детьми я
отметила положительное влияние художественного слова на детей. Однако, я отметила, что не все
дети знакомы даже с самыми простыми сказками. По результатам диагностики по ознакомлению
детей с художественной литературой выявила, что не все дети проявляют интерес к книгам,
внимательно слушают, рассматривают иллюстрации и воспринимают содержание произведений.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Проведя анкетирование родителей, выявила, что родители не достаточно уделяют внимания
ознакомлению детей с художественной литературой. Лишь 19% опрошенных отметили, что
ежедневно читают с ребенком, но лишь 3% из них беседуют с малышом о прочитанном. А ведь
художественная книга - это могучее средство всестороннего развития и воспитания ребенка. В. В.
Гербова отмечает, что при ознакомлении детей с книгой отчетливо выступает связь речевого и
эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми
изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия
литературных произведений.
Методический аспект своей деятельности строю с учетом, разработанной на основе ФГОС
комплексной программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под
редакцией Вераксы Н. Е, Комаровой Т. С., Васильевой М. В..
Применяю в работе технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные,
развивающие, мультимедийные.
Использую разнообразные приемы для активизации творческих, познавательных возможностей
детей, поощряю любознательность.
Провожу мониторинг развития детей современными методиками психолого-педагогической
диагностики, корректирую работу с детьми в соответствии с полученными результатами.
Результатами моей работы является положительная динамика показателей развития детей.
.
Особое место в моей образовательно – воспитательной работе занимает ознакомление детей с
художественной литературой..
Начиная с первых дней пребывания детей в детском саду, я знакомлю их с малыми
фольклорными формами художественной литературы: потешками, пестушками, песенками,
прибаутками, сказками. Дети положительно реагируют на художественное слово: они быстро
успокаиваются, легко переключаются на другой вид деятельности, появляется
заинтересованность и виден результат.
Проведённое анкетирование родителей (в начале 2015 -2016 учебного года) по теме «Как часто вы
читаете ребенку 3 лет книжки?» подтвердило мою гипотезу - В связи с сильной занятностью на
работе, родители мало времени уделяют для чтения книг детям.
Цель анкетирования «Определить место и значение книги в жизни и развитии ребенка»
Ответы родителей:
24% - по просьбе ребенка; 37% - каждый вечер перед сном; 19% - ежедневно (с проведением
беседы - понял ли ребенок суть
произведения, запомнил ли последовательность событий, проявил ли сопереживание герою).
Я сделала вывод.
Необходимо на каждом возрастном этапе ребенка максимально использовать ознакомление с
художественной литературой и стихотворными формами в разнообразных видах деятельности и
их интеграцию во все образовательные области программы. Это позволит мне активно развивать
у детей память, интерес к художественной литературе, художественно – эстетическое восприятие,
развивать монологическую и диалогическую речь, параллельно, средствами художественной
литературы формировать познавательный интерес ко всему окружающему миру.
Со мной согласились и ведущие специалисты.
О. С. Ушакова подробно рассматривает особенности восприятия художественных произведений в
разных возрастных группах.
Это отражается и на речевом развитии детей..
Образовательная область «Речевое развитие»
Высокий уровень – 0%. Достаточный уровень – 63.1%. Средний уровень – 24.6%. Низкий уровень –
12.3% (См. приложение № 1)
После опроса родителей, результатов диагностики и по просьбе детей, у которых сформирован
интерес к чтению, я подтвердила свои наблюдения.
По мере взросления детей необходимо продолжать:
•
воспитывать в детях любовь и уважение к книге, к художественному слову, фольклору;
•
создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную,
художественную, игровую деятельность, связанную с детским фольклором, учить наизусть стихи и
потешки, отвечать на вопросы по содержанию текста, участвовать в инсценировании,
драматизации отрывков из любимых сказок
•
способствовать формированию нравственных качеств: отзывчивость, дружелюбие, умение
уступать, помогать друг другу и воспитывать чувство сопереживания героям.
Предметно-пространственная развивающая среда
Совместно с родителями мы создали предметно - развивающую среду, которая отвечает
возрастным физиологическим и психическим особенностям детей, повышенной двигательной
активности и ярко выраженной познавательной деятельности детей.
В ее создании мы опирались на примерную общеобразовательную программу дошкольного
образования (пилотный вариант) /Под.ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е
изд., испр. и доп. – М.; МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Программа «От рождения до школы» разработана на основе ФГОС ДО и предназначена для
использования в дошкольных образовательных организациях для формирования основных
образовательных программ.
Пространство группы организовано в виде хорошо разграни¬ченных динамичных зон: уголки для
ролевых игр (салон красоты «Красотуля», «Гостинная», «Магазин», «Гараж», «Я строитель»);
книжный уголок «Моя любимая книжка»; театральный уголок «В гостях у сказки», уголок
«Ряжения»; уголок сенсомоторного развития и настольных игр "Разумей-ка"; уголок природы
«Солнышко»; спортивный уголок «Если хочешь быть здоров», центр по ПДД, ОБЖ. ЗОЖ; уголки
для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей (музыкальной, изобразительной);
выставка для детского и совместного творчества, изделий народных мастеров. (См. приложение
№ 2 )
Все игровые зоны оснащены раз¬вивающими материаломи. Оснащение уголков меняется в
соответствии с тематическим планиро¬ванием образовательного процесса. В игровых зонах дети
учатся не только общаться, друг с другом, но и идет активное закрепление пройденного
материала, содержание прочитанной книжки, перенос сюжета книги в самостоятельную игровую
деятельность, развитие монологической и диалогической речи.
Физическое развитие.
Поскольку физическое и психическое здоровье ребенка рассматривается как единое целое, то моя
работа в этом направлении осуществляется в комплексе, с включением художественного слова во
все виды деятельности с детьми.
Для укрепления здоровья детей провожу:
•
ежедневно утреннюю гимнастику
•
гимнастику пробуждения после сна
•
закаливающие процедуры,
•
психогимнастику,
•
мимикосценки,
•
минутки релаксации,
•
артикуляционные упражнения на развитие дыхания (силы вдоха и выдоха)
•
подвижные и малоподвижные игры в помещении, на прогулке (не менее 4 часов в день в
соответствии с СанПИН); на занятии физической культурой ( 3 занятия в неделю по 20 минут).
(См. приложение № 3)
•
В своей работе использую нетрадиционные методы работы: «Пластилинография», «Рисуем
пальчиками», «Аппликация из рваной бумаги», «Игры с водой и песком», «Сказкатерапия» (См.
приложение № 4)
Один из наиболее эффективных методов развития интереса к книге у дошкольников – включение
их в проектную деятельность, позволяющую создать интерес к слушанию, а в дальнейшем, к
чтению книг, творческое и эмоциональное общения и практическое взаимодействия детей и
взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности.
Проект подразумевает единение детей и взрослых, поэтому полноправными участниками
становятся и родители воспитанников.
В моей группе я реализовала два проекта.
•
Педагогический проект по театрализованной деятельности в первой младшей группе
«Путешествие по сказкам». (См. приложение № 5)
Цель проекта: «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к произведениям устного
народного творчества через театральную деятельность».
Итоговый продукт проекта: Развлечение «Путешествие по сказкам».
•
Проект мини-музей «Собака – лучший друг человека». Вторая младшая группа. (См.
приложение № 6)
Цель проекта:«Стимулирование познавательного интереса детей к роли собаки в жизни людей,
посредством создания в группе мини – музея «Собака – лучший друг человека»
Мною разработано комплексно – тематическое планирование по художественной литературе на
год, с подборкой художественных произведений предусмотренных не только программой, но и
для дополнительного чтения, и для заучивания наизусть детьми. (См. приложение № 7)
Работа по образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
Речевое развитие.
Приобщая детей к художественной литературе с первых дней пребывания в детском саду,
использую метод обыгрывания потешек, песенок, прибауток, стихотворений, сказок, разными
способами: сопровождаю чтение действием игрушки, использую пальчиковый театр, теневой
театр, театр Би-ба-бо, театр на фланеллеграфе, на баночках, на цилиндра, плоскостной
настольный театр, шапочки, маски различных персонажей, рассматривание иллюстраций, даю
возможность детям договаривать слова любимых произведений.
Во второй младшей группе читаю любимые и знакомлю с новыми произведениями русского
фольклора, русских народных сказок, фольклора народов мира и художественных произведений.
Провожу вместе с родителями работу по заучиванию наизусть стихотворений, потешек, песенок. В
работе по ознакомлению детей с художественной литературой использую разные методы и
приемы: чтение с показом иллюстраций и без, рассматривание иллюстраций одного
произведения разными художниками –оформителями, беседы по прочитанным произведениям с
включением игры «Вопрос – ответ». В рамках нравственного воспитания ребенка провожу
обсуждение поступков персонажей и последствия их.
Социально – коммуникативное развитие.
В течении всего года я учила детей инсценировать и драматизировать отрывки (или полностью
РНС) любимых и хорошо знакомых произведений. Вводя ребенка в мир театрализованной игры
формирую мотивацию к самостоятельной игре с разными видами театра. (См. приложение № 8)
Создаю условия и для возникновения сюжетно – ролевых игр на темы из окружающей жизни и по
мотивам литературных произведений, показывая способы ролевого поведения, через
развивающие игры. (См. приложение № )
Художественно – эстетическое развитие.
Ознакомление детей младшего возраста со средствами художественной литературы находит своё
отражение
•
в культурно - досуговой деятельности:
праздники (тематические, утренники),чтение художественных произведений под музыкальное
сопровождение, театрализованные представления (выездной кукольный театр, игры -
драматизации, инсценировки, миниатюры); музыкально – ритмические игры с пением и
элементами танца; инсценирование песенок (Песенка Львёнка и черепахи); досуги, забавы,
развлечения («Зимние забавы», Развлечение по ПДД «Правила дорожного движения», «Как кот
Матроскин знакомился с правилами дорожного движения», «Театральная неделя», «Папа, мама, я
– спортивная семья!»)
(См. приложение № 10)
В развлечении «Масленица», «Колядки», «Моя любимая игрушка», «Поиграем с ложкой» дети не
только знакомятся с русской народной игрушкой, но и проявляют познавательный интерес к
старинным предметам, игрушкам, к русским народным песням, потешкам. (См. приложение № 11)
•
на занятиях по изобразительной деятельности и в совместном творчестве с детьми
изготавливаем поделки из пластилина, аппликации из гофрированной рваной бумаги по сюжетам
русских народных сказок, раскрашиваем раскраски по сказкам. Во время занятия использую
музыкальное сопровождение: фонограмма «Музыка из сказок», «Звуки природы».
•
в свободной деятельности заучиваем песенки из мультфильмов «Колобок - румяный бок»,
«Крокодил Гена», «Чебурашка», «Паровозик из Ромашково», «Песенка Чучело – Мяучело» из
одноименного мультфильма и многие другие. (См. приложение № 12)
Познание.
•
НОД, итоговые интегрированные занятия, полихудожественных занятиях (слово + музыка +
рассматривание репродукций картин или предметов народного творчества). (См. приложение №
13)
•
Дидактические игры:«Расскажи по картинкам»,«Собери сказку'' (разрезные картинки 6-8
частей),«Лото», «Собери кубики», пазлы (с изображением героев мультфильмов), «Кто лишний»,
«Кто за кем», «Угадай кого (чего) не стало», «Где больше», «Найди длинную (короткую) дорожку к
домику», «Какое дерево самое высокое (низкое)». (См. приложение № 14)