Тема консультации: "Авторитет родителей у дошкольника"
Автор: Кирюшева Мария Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 36 Населённый пункт: Самара Наименование материала: Консультация Тема: Тема консультации: "Авторитет родителей у дошкольника" Раздел: дошкольное образование
Тема консультации: «Авторитет родителей»
1.Цель: оказание педагогической помощи родителям в преодолении
отчуждения между ребёнком и отцом.
2.Задачи:
Выявить причины игнорирования просьб и непослушания папы сыном;
Дать рекомендации по решению проблемы в отношениях отца и сына;
Повысить уровень педагогической культуры родителей.
3. Примерные вопросы к родителям
Когда появилось такое отношение ребенка к отцу?
Что вы считаете причиной такого поведения?
Сколько времени отец проводит с сыном?
Есть ли у них общие увлечения?
Какие у вас отношения с мужем?
Проявляете ли вы внимание к ребенку?
Как Вы реагируете на непослушание сына?
4. Практические рекомендации для родителей
Педагоги-психологи
Стребелева
Е.А
и
Вавилова
А.И.
отмечают,
что
требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых
не должно быть расхождения между словом и делом. Основанием авторитета
является
жизнь
и
работа
родителей,
их
общественные
дела,
поведение,
отношение
к
окружающим,
ответственность
за
воспитание
детей
перед
обществом, перед самим собой.
Причины отсутствия авторитета родителей.
Чрезмерная занятость
Когда мама и папа слишком заняты, чтобы уделять время ребенку,
потеря авторитета родителей неизбежна. Взрослые пытаются
«загладить вину», покупая малышу дорогие игрушки, устраивая ему
шикарные дни рождения, не отказывая ему в его прихотях, но это не
все, что нужно чаду.
Сильная дисциплина, слабая душевная связь
Мамы и папы, которые предпочитают использовать авторитарные
методы воспитания, лишают себя душевной близости с ребенком, а,
следовательно, открытости и понимания во взаимоотношениях. Чадо
может быть очень послушным, безоговорочно выполнять все
требования родителей, но внутри него будет зреть протест, который
выльется наружу, как только возникнет подходящий момент. Мамы и
папы, воспитывающие детей исключительно в строгости, не дающие
им достаточно нежности и принятия, зачастую вызывают в сердцах
детей осуждение и обиду. Самое страшное – что обида эта может жить
в них до старости. Такие родители не будут служить примером для
своих детей и не смогут стать авторитетом для них.
Сильная душевная связь, слабая дисциплина
Другая крайность, мешающая детям принимать мнение родителей и
следовать ему – недостаток строгости. Психологи утверждают, что
слабая дисциплина сказывается на ребенке точно так же, как и
недостаток внимания. Объяснить это очень просто. Если дитя делает
что-то требующее наказания, наставления и т.д., но родители оставляют
это без внимания, ребенок может расценить это как равнодушие в свой
адрес. В конце концов, «добрые» и «ласковые» мамы и папы,
улыбающиеся в ответ на хулиганства дитя, потакающие всем капризам
ребенка, рискуют через некоторое время совершенно потерять бразды
правления в деле воспитания.
Противоречивость в поведении родителей
Авторитет родителей в глазах детей может заметно пошатнуться, если
чада заметят, что дела мамы и папы расходятся со словами. Поведение
взрослых будет учить ребятишек сильнее их наставлений, ведь, что бы
мы ни говорили и как бы ни поучали ребенка, он будет смотреть на
нашу жизнь и делать выводы. Дети в этом отношении очень
наблюдательны и четко замечают наши проколы.
Психолог
А.Б.
Добрович
считает,
что
важно
создавать
эмоционально
положительную
атмосферу
в
семье,
соблюдать
педагогический
такт
в
отношениях друг с другом, с детьми. Благоприятная атмосфера семейных
отношений
создается
тогда,
когда
родители
с
уважением
относятся
к
проблемам своих детей и их друзьям.
Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги,
где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи:
отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.
Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета
родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком:
чтение детских книг, разнообразные совместные занятия и игры, приобщение
ребенка к полезным увлечениям отца и матери (занятия спортом, рукоделием,
художественной самодеятельностью, коллекционированием и др.).
Педагог
Макаренко
А.С.
детей
дошкольного
возраста
недаром
называет
«почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу
вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.
Умейте признаться в своих ошибках.
С
обещаниями
родители
должны
быть
особенно
осторожными.
Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует
допускать обещаний, которые невозможно выполнить. Детям дошкольного
возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца и матери ребенок
тонко чувствует.
Начните больше проводить время с ребенком, занимайтесь, играйте, гуляйте,
читайте с ним.
Если
малыш
начинает
истерить,
требуя
что-то
получить,
попытайтесь
поговорить
с
ним.
Разговаривайте
с
ребенком
на
доступном
ему
языке,
почему вы не можете это ему дать сейчас.
Постарайтесь не обращать внимания на плохое поведение ребенка, когда он
хочет этим чего-то от вас добиться.
Покажите ребенку, как вы расстроены, выразите словами свое отношение к
его плохому поведению. Если вам удастся подобрать правильные слова, то
ребенок
обязательно
поймет,
что
огорчил
вас,
и
постарается
вести
себя
хорошо.
Если ребенок игнорирует вас, займите его внимание, заинтересуйте тем, что
его привлекает.
Будьте рядом, уделите время, когда ему нужна в чем-то ваша помощь или
руководство.
Как видите, завоевание авторитета у своего ребенка – довольно кропотливая
и каждодневная работа. Зато, если вам все же удастся найти общий язык со
своим чадом – ваша семья будет очень счастлива, а дети не забудут вас, когда
вы уже не будете такими молодыми! Ради этого, наверное, стоит постараться.
Разрешите Вам предложить несколько игр, направленных на решение вашей
проблемы.
«Мама (папа, хозяин) дома? Гармонь готова? Можно поиграть?»
Такие вопросы задает взрослый ребенку. Если ребенок на вопросы отвечает
«Да», то взрослый имитируя игру на баяне, перебирая своими пальцами по
бокам ребенка (щекоча его). Ребенок смеется, увертывается от рук взрослого.
Во время этой игры активизируется внимание ребенка (он переживает
чувство радости от взаимоотношений со взрослым), задействована
тактильная чувствительность/
«Поймай ручку»
Ребенок сидит лицом ко взрослому и кладет свои ладони на его ладони. Затем
взрослый старается быстро накрыть своей рукой руку ребенка (поймать).
Задача ребенка – не дать возможности взрослому поймать свою руку,
отдернув ее.
Во время игры у ребенка развивается выдержка, внимание. Активизируется
тактильная чувствительность. Ребенок испытывает эмоциональную радость и
удовлетворение в случае своей успешности.
«Лошадки»
1-й вариант: Ребенок сидит на плечах взрослого, который держит его за ноги.
Ребенок держится за голову взрослого. После того, как ребенок адаптируется
к высоте, победит страх, взрослый может с ним ходить в разном темпе,
передвигаться на подскоках, подпрыгивать, кружиться, танцевать, приседать,
наклоняться вперед.
2-й вариант: Ребенок сидит на спине, стоящего на четвереньках взрослого,
опираясь руками на его плечи или держась за шею. Взрослый может, стоя на
месте, прогибать и выгибать свою спину, покачивая ребенка, или ползти в
разном темпе.
Игра развивает положительные эмоции. Вырабатывается смелость –
преодоление страха высоты, необычности положения. У обоих партнеров
активизируется настройка друг на друга, формируется доверительность
отношений.
5.Рефлексия
Мы рассмотрели с Вами проблему родительского авторитета в семье.
Что вы будете делать, если ребёнок будет игнорировать просьбу папы?
Как попытаетесь исправить эту ситуацию? Какими рекомендациями будете
пользоваться? Буду рада, если помогла Вам разобраться в этой ситуации.
Давайте обсудим изменения в поведении вашего ребёнка через 2 недели.
Спасибо за участие в консультации.