Напоминание

Конспект урока по технологии ТРКМЧП


Автор: Володькова Лариса Геннадьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №9"
Населённый пункт: Великий Новгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока по технологии ТРКМЧП
Раздел: среднее образование





Назад





Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме:
«ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ» Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№9» Великого Новгорода: Володькова Лариса Геннадьевна
2.1

Тип урока:
объяснение нового материала


Формы работы:
индивидуальная, фронтальная, работа в группах и в парах.
Используемые технологии, методы и приемы:
основу урока составляет технология развития критического мышления через чтение и письмо, а также на уроке использованы приемы технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности, ИКТ – технологий, технологии групповой деятельности.
Цель урока
: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у обучающихся интереса к получению новой информации, постановка собственных целей обучения
.

Задачи урока:

1.

Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий; - формировать умение отличать причастие от других частей речи; - обогащать словарный запас учащихся; - совершенствовать орфографические умения.
2.

Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода; - развитие внимания; - формирование УУД ( личностных, регулятивных, познавательных):  развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;  развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;  развитие творческих, речевых способностей учащихся;  формирование логических умений;  развитие умения формулировать проблему.
3.

Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку; -воспитание ценностного отношения к слову; -развитие коммуникативных УУД: -создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
2.2 Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов

деятельности учителя и обучающихся

№ п/ п время Деятельность Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД учителя учащихся
1.

Фаза урока «Вызов»
1.Приветствие. Добрый день! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Людей неинтересных в мире нет, Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет похожих на нее. 2. – Какие ассоциации рождают у вас, ребята, эти строки? 1.Приветствие учащихся. 2. Высказывание собственного мнения учащихся. Принцип психологической комфортности. УУД: личностные (самоопределение, умение мотивировать свою деятельность); коммуникативные (сотрудничество с учителем и сверстниками, умение высказывать свои мысли). Цель: создание доброжелательной атмосферы и ситуации успеха.
2.

Актуализация знаний
На экране слайд с записанным предложением: Вдруг наползают синие тучи, и на их фоне трепещут и летят пожелтевшие березовые листочки.
1.Организация и контроль работы. - Запишите сегодняшнее число, оставив одну линейку для формулировки темы. 2. - Прочитайте предложение, объясните постановку знака препинания в нем. 3. - Выпишите в тетради из предложения слова, отвечающие на один и тот же вопрос, найдите «третье лишнее» и докажите, почему это слово лишнее. - Это лишнее слово является новой частью речи, с которой мы сегодня познакомимся. 4. - Может кто-то знает, как она называется? - Сформулируйте тему нашего урока. 1. Запись даты в тетради. 2. Выразительно читают предложение, объясняют постановку знака препинания. 3. Выписывают из предложения слова, выполняют задание и отвечают на вопрос. Предполагаемый ответ. Учащиеся называют выписанные слова: а) наползают, трепещут, летят – лишнее наползают, т.к. имеет приставку; б) синие, пожелтевшие, березовые. Синие и березовые указывают на признак предмета по цвету и принадлежности, а пожелтевшие – на признак по действию (в случае, если дети неточно дали ответ, они все равно понимают, что слово пожелтевшие «лишнее». 4. Некоторые учащиеся слышали или читали об этой части речи, поэтому в классе всегда найдутся 2-3 человека, которые Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, способность к мобилизации сил и энергии); коммуникативные (умение формулировать и аргументировать свое мнение, оценка действий одноклассников); предметные (знание определения других частей речи); познавательные (постановка и решение проблемы) Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

3.

Постановка учебной цели и задач
1. - Какова цель урока? 2. – А по каким признакам мы определяем части речи? Учитель при необходимости корректирует формулировки цели и задач. 1. Учащиеся самостоятельно формулируют цель и задачи урока. Предполагаемый ответ: дать определение причастию и научиться отличать его от других частей речи. 2. Предполагаемый ответ: по общему грамматическому значению, по вопросу, по морфологическим признакам, по синтаксической роли. Принцип целостности. УУД: регулятивные (самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать деятельность); познавательные (формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации в соответствии с поставленной целью); личностные (внутренняя мотивация учения), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками). Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
4.

Фаза урока «Осмысление»
- В.И.Даль писал: «Причастие – часть речи, причастная к глаголу и прилагательному». Попытаемся это доказать. (Учащиеся заранее до урока разделены на две группы. 1 группа получает задание сравнить слова « березовые Учащиеся сначала в парах, затем в группе обсуждают задание, вырабатывают алгоритм действий. В случае затруднения группы получают карточки- помощники(приложение1) Представители групп демонстрируют результаты своей работы перед классом, отвечают Принцип целостности. УУД: познавательные (анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать, составлять таблицу или схему); коммуникативные (умение организовать взаимодействие в группе, умение общаться, находить общее решение, оценка действий партнеров, умение
пожелтевшие (листочки)»; 2 группа - сравнивает слова «трепещут, летят, пожелтевшие (листочки)». на вопросы. Заполнение таблицы или схемы в тетради (на ноутбуке, планшете) в ходе отчёта групп. (приложение 2) формулировать вопрос и стоить монологическую речь); регулятивные (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий)
5.

Проведение и защита мини-исследования
1 группа представляет результаты своей работы: в чем сходство и отличие прилагательного и причастия; 2 группа – в чем сходство и отличие глагола и причастия. Организация работы в группах по проведению мини-исследования. Формулирование обоснования своего исследования. УУД: личностные (умение принимать решения и нести за них ответственность); регулятивные (умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач); познавательные( умение выделять главное, формулировать теоретическое понятие); коммуникативные (умение формировать речевые действия) 1.Организация представления и защиты работы группами 2. – Дайте определение причастию. Проверьте, подтверждается ли ваш вывод о причастии словами М. Ломоносова: «Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола». Корректирование ответов учащихся. 1.Представление результатов работы, ответы на вопросы. 2.Учащиеся дают определение причастию как части речи и сравнивают с определением ученого.
6.

Закрепление опорных знаний
1. Учитель предлагает учащимся выписать из текста только причастия, 1. Работа с текстом (приложение 3). Выполняют задание, УУД: познавательные (поиск нужной информации в соответствии с
обосновать свой выбор. 2. - Докажите справедливость слов М.Ломоносова о том, что «причастия ведут к сокращению человеческого слова». обосновывают выбор. 2. Учащиеся заменяют глаголы причастиями, где возможно, записывают получившиеся предложения в тетради, делают вывод (приложение 4). Предполагаемый ответ: употребление причастий позволяет избегать повторов слов, делает речь яркой и выразительной. поставленной целью); регулятивные (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, редактируют текст); коммуникативные (умение извлекать нужный материал и строить монологический ответ).
7.

Преобразовательная деятельность
1. Обратимся к задачам урока, все ли они решены. 2. Дайте полное определение причастия сравните его с формулировкой учебника на стр. 25 3Учитель предлагает группам составить «Кластер» Учитель корректирует ответы учащихся. 1. Вывод учащихся: не определена синтаксическая роль причастия. Определяют ее в тексте (приложение3). 2. Дают свое определение, а затем сравнивают с определением учебника. Делают вывод. 3Учащиеся работают в группах над созданием структурно-логической схемы «Кластер», используя средства ИКТ (планшеты, ноутбуки) Примеры «Кластеров» (приложение 4). Один представитель от группы защищает работу. Представители другой Принцип деятельности. Цель: развить умения применять новые знания. УУД: познавательные (умение исследовать материал, составлять схемы и делать выводы, развитие компетентности в развитии ИКТ); личностные (осознают себя как движущую силу в процессе познания); регулятивные (проектируют в ситуации сотрудничества результат своей деятельности, контроль и оценка процесса и результатов деятельности); предметные (знание определенной информации по данной теме); коммуникативные (выражение своих мыслей с
группы задают вопросы, оценивают ответ. достаточной полнотой и точностью)
8
.
Рефлексия деятельности и домашнее задание
Учитель, подводя итоги, предлагает составить «Синквейн» по теме урока (пустая табличка для работы выводится на экран) Вопросы: -Зачем изучаем тему «Причастие как часть речи»? –Где нам может это пригодиться? – Как мы шли к достижению цели? –Что нового узнали? – Что осталось непонятным? –Что необходимо сделать дальше? Учитель благодарит учащихся за работу, оценивает деятельность наиболее активных учеников и задает домашнее задание. Учащиеся пишут текст, редактируют его; зачитывают получившиеся «Синквейны» (приложение 5). Учащиеся отвечают на вопросы. Приходят к выводу: повторить и закрепить материал по учебнику и выполнить домашнее задание. Учащиеся записывают домашнее задание в дневники. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности творчества. УУД: личностные (умение анализировать результаты своей деятельности, владение основами самоконтроля и самоопределения, адекватное понимание причин успеха/неуспеха); регулятивные (контроль, коррекция, оценка); познавательные (рефлексия деятельности); коммуникативные ( умение выражать свое мнение).
2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов

учащихся на уроке.

Тип урока:
объяснение нового материала
Формы работы
: индивидуальная, фронтальная, работа в группах и в парах.

Используемые технологии, методы и приемы
: основу урока составляет технология развития критического мышления через чтение и письмо, а также на уроке использованы приемы технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности, ИКТ – технологий, технологии групповой деятельности.
Планируемые результаты:
личностные УУД - формирование интереса к предмету через разные виды деятельности; метапредметные УУД: а) регулятивные – умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную деятельность; умение работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно, б) познавательные - умение составлять схемы, анализировать, выделять главное, формулировать выводы, развитие компетентности в использовании ИКТ, в) коммуникативные – умение взаимодействовать в группе, умение общаться, находить общее решение, аргументировать свое мнение; предметные УУД – знание основных понятий темы, отличительных особенностей причастия как части речи; умение работать с текстом.
Оценка метапредметных результатов
:
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальный опрос, наблюдение.

Инструментарий контроля: лист контроля
Метапредметные результаты Уровни 1 уровень 2 уровень 3 уровень Регулятивные Умение планировать cобственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок Приобретения навыка саморегуляции Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении Умение использовать знаково- символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно- познавательных и практических задач.
источников Коммуникативные Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Оценка предметных результатов:

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы, наблюдение

Инструментарий контроля: мини – исследование, записи и решение учебно –

познавательных и учебно – практических задач, лист контроля
Предметные результаты Уровни 1 уровень 2 уровень 3 уровень Система предметных знаний Овладение понятийным аппаратом учебного предмета Освоение опорной системы знаний по предмету и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях Способность использовать знания при решении учебно – познавательных и учебно – практических задач Система предметных действий Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач Осознанное и произвольное выполнение предметных действий и перенос их на новые виды работ Способность решать разнообразные по содержанию и сложности виды учебно – познавательных и учебно – практических задач
Оборудование урока:

1. печатные
: учебник; карточки – помощники (приложение 1); дидактический материал (приложение)

2. технические средства
: планшеты, ноутбуки, компьютер;
3. презентация
– сопровождение к этапам урока.
2.4 Текст методической разработки.
Добрый день! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы – как истории планет. У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. 1. Стадия вызова: - Какие ассоциации рождают у вас, ребята, эти строки? (ответы учащихся) Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно таким я хочу видеть вас на каждом уроке. Я произношу эти слова и вспоминаю о частях речи, столь же не похожих между собой. Вот и сегодня мы поговорим об одной их них. Прежде чем сформулируем тему урока, прочитайте записанное предложение.
Вдруг наползают синие тучи, и на их фоне трепещут и летят пожелтевшие березовые

листочки.
2. Актуализация знаний - Объясните постановку запятой в предложении (сложное предложение). - Выпишите из предложения слова, отвечающие на один и тот же вопрос (наползают, трепещут, летят; синие, пожелтевшие, березовые). - Найдите «третье лишнее» слово (наползают, пожелтевшие ). - Почему слово пожелтевшие «лишнее»? (оно обозначает признак по действию) 3. Постановка учебной цели и задач Это «лишнее слово» является новой частью речи, которую мы не изучали, но сегодня будем с нею знакомиться. - Может кто-то знает, слышал, как она называется? (причастие) - Предположите, почему она так называется? (причастная или имеющая отношение к чему-либо). - Сформируйте тему нашего урока (Причастие как часть речи). - А какова цель нашего урока? (дать определение причастию как части речи и уметь отличать его от других частей речи). - По каким признакам мы определяем любую часть речи (ответы учащихся) 4. Стадия осмысления:
1. Каково грамматическое значение части речи? 2. На какие вопросы отвечает? 3. Какие морфологические признаки имеет? 4. Какую синтаксическую функцию выполняет? - Это и есть задачи нашего урока. В.И. Даль писал «Причастие – часть речи, причастная к глаголу и прилагательному». Попытаемся доказать это. Для этого сопоставьте слова из нашего предложения: березовые пожелтевшие (листочки); Класс заранее разделен на 2 группы. 1 группа сравнивает прилагательное с причастием, 2 группа – глагол с причастием. Группы вырабатывают самостоятельно алгоритм действий, в случае затруднения выдаются карточки-помощники (приложение 1) 5. Проведение и защита мини-исследования. Каждая группа представляет свои мини-исследования на планшете, ноутбуке и демонстрирует их через учительский компьютер на электронную доску (Приложение 2) - А теперь постарайтесь дать определение причастию. - Вы оказывается все в классе Ломоносовы. Посмотрим, подтверждается ли ваш вывод о причастии словами известного ученого: «Сии слова ведут к сокращению человеческого слова и совмещают в себе силу имени и глагола»? 6. Закрепление опорных знаний и преобразовательная деятельность. - Выпишите из текста только причастия, обоснуйте свой выбор (Приложение 3). - Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова о том, что причастия «ведут к сокращению человеческого слова» - Для этого замените один из глаголов причастием и запишите получившийся вариант в тетради (Приложение 3). - Что же вы заметили? Как изменились предложения? (употребление причастий позволяет избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной) - Обратимся к тем вопросам, которые были сформулированы в начале урока. - На все ли мы вопросы ответили? (нет). - Определите синтаксическую функцию причастия в записанных вами предложениях. - Теперь еще раз обобщим материал урока. Дайте полное определение причастия. Сравните с формулировкой учебника на стр. 25. - Что нового узнали из правила учебника, о чем мы не сказали? - Значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие не самостоятельной частью речи, а особой формой глагола. В процессе изучения попробуем найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на свое
мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение вопроса. 7. А сейчас попробуйте составить «Кластер» по теме «Причастие как часть речи». В слабом классе дается схема готовая, где необходимо заполнить пустые «окна». Учащиеся представляют свои работы на планшетах, ноутбуках и защищают их (приложение 4). 8. Рефлексия - А теперь предлагаю вам совместно составить «синквейн» по нашей теме (приложение 5). - Зачем изучаем эту тему? - Где это может нам пригодиться? - Как мы шли к достижению цели? - Что узнали нового? - Что осталось непонятным? - Что необходимо сделать дальше? (повторить материал по учебнику, выполнить домашнее задание). Домашнее задание (по выбору учащегося): 1. Упражнение 56 (в учебнике) 2. Выписать 5-6 предложений из художественной литературы, где встречаются причастия. 3. Написать сочинение рассуждение: «Причастие-это часть речи или особая форма глагола?»


В раздел образования