Автор: Володькова Лариса Геннадьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МАОУ "СОШ №9" Населённый пункт: Великий Новгород Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект урока по технологии ТРКМЧП Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме:
«ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»
Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ№9» Великого Новгорода: Володькова
Лариса Геннадьевна
2.1
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, работа в группах и в парах.
Используемые технологии, методы и приемы: основу урока составляет технология
развития критического мышления через чтение и письмо, а также на уроке использованы
приемы технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности, ИКТ –
технологий, технологии групповой деятельности.
Цель урока : актуализация имеющихся знаний; пробуждение у обучающихся интереса к
получению новой информации, постановка собственных целей обучения .
Задачи урока:
1.
Образовательные:
- развить умение формулировать определение понятий;
- формировать умение отличать причастие от других частей речи;
- обогащать словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
2.
Развивающие:
- осуществление системно-деятельностного подхода;
- развитие внимания;
- формирование УУД ( личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения формулировать проблему.
3.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку;
-воспитание ценностного отношения к слову;
-развитие коммуникативных УУД:
-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,
уважения и сотрудничества.
2.2 Содержание учебного материала и этапы урока с подробным описанием видов
деятельности учителя и обучающихся
№
п/
п
время
Деятельность
Принципы системно-
деятельностного подхода,
формируемые УУД
учителя
учащихся
1.
Фаза урока «Вызов»
1.Приветствие. Добрый
день! Надеюсь, что у вас
хорошее настроение и
что с вами сегодня очень
дружно и активно
поработаем.
Людей неинтересных в
мире нет,
Их судьбы – как истории
планет.
У каждой все особое,
свое,
И нет планет похожих на
нее.
2. – Какие ассоциации
рождают у вас, ребята,
эти строки?
1.Приветствие учащихся.
2. Высказывание
собственного мнения
учащихся.
Принцип психологической
комфортности. УУД:
личностные
(самоопределение, умение
мотивировать свою
деятельность);
коммуникативные
(сотрудничество с учителем
и сверстниками, умение
высказывать свои мысли).
Цель: создание
доброжелательной
атмосферы и ситуации
успеха.
2.
Актуализация знаний
На экране слайд с записанным предложением:
Вдруг наползают синие тучи, и на их фоне трепещут и летят пожелтевшие березовые
листочки.
1.Организация и
контроль работы.
- Запишите сегодняшнее
число, оставив одну
линейку для
формулировки темы.
2. - Прочитайте
предложение, объясните
постановку знака
препинания в нем.
3. - Выпишите в тетради
из предложения слова,
отвечающие на один и
тот же вопрос, найдите
«третье лишнее» и
докажите, почему это
слово лишнее.
- Это лишнее слово
является новой частью
речи, с которой мы
сегодня познакомимся.
4. - Может кто-то знает,
как она называется?
- Сформулируйте тему
нашего урока.
1. Запись даты в тетради.
2. Выразительно читают
предложение, объясняют
постановку знака
препинания.
3. Выписывают из
предложения слова,
выполняют задание и
отвечают на вопрос.
Предполагаемый ответ.
Учащиеся называют
выписанные слова:
а) наползают, трепещут,
летят – лишнее наползают,
т.к. имеет приставку;
б) синие, пожелтевшие,
березовые. Синие и
березовые указывают на
признак предмета по
цвету и принадлежности,
а пожелтевшие – на
признак по действию (в
случае, если дети неточно
дали ответ, они все равно
понимают, что слово
пожелтевшие «лишнее».
4. Некоторые учащиеся
слышали или читали об
этой части речи, поэтому
в классе всегда найдутся
2-3 человека, которые
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные
(проблемная подача
учебного материала,
выделение и осознание
учащимися того, что уже
усвоено и что еще подлежит
усвоению, способность к
мобилизации сил и энергии);
коммуникативные (умение
формулировать и
аргументировать свое
мнение, оценка действий
одноклассников);
предметные (знание
определения других частей
речи); познавательные
(постановка и решение
проблемы)
Цель: создать проблемную
ситуацию, спрогнозировать
предстоящую деятельность.
3.
Постановка учебной цели и задач
1. - Какова цель урока?
2. – А по каким
признакам мы
определяем части речи?
Учитель при
необходимости
корректирует
формулировки цели и
задач.
1. Учащиеся
самостоятельно
формулируют цель и
задачи урока.
Предполагаемый ответ:
дать определение
причастию и научиться
отличать его от других
частей речи.
2. Предполагаемый ответ:
по общему
грамматическому
значению, по вопросу, по
морфологическим
признакам, по
синтаксической роли.
Принцип целостности. УУД:
регулятивные
(самостоятельно
обнаруживать и
формулировать учебную
проблему, определять цель и
планировать деятельность);
познавательные
(формулирование
познавательной цели, поиск
и выделение информации в
соответствии с поставленной
целью); личностные
(внутренняя мотивация
учения), коммуникативные
(планирование учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками).
Цель: создать проблемную
ситуацию, спрогнозировать
предстоящую деятельность.
4.
Фаза урока «Осмысление»
- В.И.Даль писал:
«Причастие – часть речи,
причастная к глаголу и
прилагательному».
Попытаемся это
доказать.
(Учащиеся заранее до
урока разделены на две
группы. 1 группа
получает задание
сравнить слова
« березовые
Учащиеся сначала в
парах, затем в группе
обсуждают задание,
вырабатывают алгоритм
действий. В случае
затруднения группы
получают карточки-
помощники(приложение1)
Представители групп
демонстрируют
результаты своей работы
перед классом, отвечают
Принцип целостности.
УУД: познавательные
(анализировать, сравнивать,
классифицировать и
обобщать, составлять
таблицу или схему);
коммуникативные (умение
организовать
взаимодействие в группе,
умение общаться, находить
общее решение, оценка
действий партнеров, умение
пожелтевшие
(листочки)»; 2 группа -
сравнивает слова
«трепещут, летят,
пожелтевшие
(листочки)».
на вопросы.
Заполнение таблицы или
схемы в тетради (на
ноутбуке, планшете) в
ходе отчёта групп.
(приложение 2)
формулировать вопрос и
стоить монологическую
речь); регулятивные
(определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного результата,
составление плана и
последовательности
действий)
5.
Проведение и защита мини-исследования
1 группа представляет результаты своей работы: в чем сходство и отличие прилагательного и
причастия; 2 группа – в чем сходство и отличие глагола и причастия.
Организация работы в
группах по проведению
мини-исследования.
Формулирование
обоснования своего
исследования.
УУД: личностные (умение
принимать решения и нести
за них ответственность);
регулятивные (умение
выбирать наиболее
эффективные способы
решения учебных задач);
познавательные( умение
выделять главное,
формулировать
теоретическое понятие);
коммуникативные (умение
формировать речевые
действия)
1.Организация
представления и защиты
работы группами
2. – Дайте определение
причастию. Проверьте,
подтверждается ли ваш
вывод о причастии
словами М. Ломоносова:
«Сии слова ведут к
сокращению
человеческого слова и
совмещают в себе силу
имени и глагола».
Корректирование ответов
учащихся.
1.Представление
результатов работы,
ответы на вопросы.
2.Учащиеся дают
определение причастию
как части речи и
сравнивают с
определением ученого.
6.
Закрепление опорных знаний
1. Учитель предлагает
учащимся выписать из
текста только причастия,
1. Работа с текстом
(приложение 3).
Выполняют задание,
УУД: познавательные
(поиск нужной информации
в соответствии с
обосновать свой выбор.
2. - Докажите
справедливость слов
М.Ломоносова о том, что
«причастия ведут к
сокращению
человеческого слова».
обосновывают выбор.
2. Учащиеся заменяют
глаголы причастиями, где
возможно, записывают
получившиеся
предложения в тетради,
делают вывод
(приложение 4).
Предполагаемый ответ:
употребление причастий
позволяет избегать
повторов слов, делает речь
яркой и выразительной.
поставленной целью);
регулятивные (постановка
учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже
известно, редактируют
текст); коммуникативные
(умение извлекать нужный
материал и строить
монологический ответ).
7.
Преобразовательная деятельность
1. Обратимся к задачам
урока, все ли они решены.
2. Дайте полное
определение причастия
сравните его с
формулировкой учебника
на стр. 25
3Учитель предлагает
группам составить
«Кластер»
Учитель корректирует
ответы учащихся.
1. Вывод учащихся: не
определена
синтаксическая роль
причастия. Определяют
ее в тексте
(приложение3).
2. Дают свое
определение, а затем
сравнивают с
определением учебника.
Делают вывод.
3Учащиеся работают в
группах над созданием
структурно-логической
схемы «Кластер»,
используя средства ИКТ
(планшеты, ноутбуки)
Примеры «Кластеров»
(приложение 4).
Один представитель от
группы защищает работу.
Представители другой
Принцип деятельности.
Цель: развить умения
применять новые знания.
УУД: познавательные
(умение исследовать
материал, составлять схемы
и делать выводы, развитие
компетентности в развитии
ИКТ); личностные
(осознают себя как
движущую силу в процессе
познания); регулятивные
(проектируют в ситуации
сотрудничества результат
своей деятельности,
контроль и оценка процесса
и результатов деятельности);
предметные (знание
определенной информации
по данной теме);
коммуникативные
(выражение своих мыслей с
группы задают вопросы,
оценивают ответ.
достаточной полнотой и
точностью)
8 .
Рефлексия деятельности и домашнее задание
Учитель, подводя итоги,
предлагает составить
«Синквейн» по теме урока
(пустая табличка для
работы выводится на
экран)
Вопросы:
-Зачем изучаем тему
«Причастие как часть
речи»?
–Где нам может это
пригодиться?
– Как мы шли к
достижению цели?
–Что нового узнали?
– Что осталось
непонятным?
–Что необходимо сделать
дальше?
Учитель благодарит
учащихся за работу,
оценивает деятельность
наиболее активных
учеников и задает
домашнее задание.
Учащиеся пишут текст,
редактируют его;
зачитывают
получившиеся
«Синквейны»
(приложение 5).
Учащиеся отвечают на
вопросы.
Приходят к выводу:
повторить и закрепить
материал по учебнику и
выполнить домашнее
задание.
Учащиеся записывают
домашнее задание в
дневники.
Принцип деятельности,
непрерывности,
вариативности творчества.
УУД: личностные (умение
анализировать результаты
своей деятельности,
владение основами
самоконтроля и
самоопределения, адекватное
понимание причин
успеха/неуспеха);
регулятивные (контроль,
коррекция, оценка);
познавательные (рефлексия
деятельности);
коммуникативные ( умение
выражать свое мнение).
2.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов
учащихся на уроке.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы : индивидуальная, фронтальная, работа в группах и в парах.
Используемые технологии, методы и приемы : основу урока составляет технология развития
критического мышления через чтение и письмо, а также на уроке использованы приемы
технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности, ИКТ – технологий,
технологии групповой деятельности.
Планируемые результаты: личностные УУД - формирование интереса к предмету через разные
виды деятельности; метапредметные УУД: а) регулятивные – умение самостоятельно
обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель и планировать учебную
деятельность; умение работать по плану; сверять свои действия с целью и при необходимости
исправлять ошибки самостоятельно, б) познавательные - умение составлять схемы,
анализировать, выделять главное, формулировать выводы, развитие компетентности в
использовании ИКТ, в) коммуникативные – умение взаимодействовать в группе, умение
общаться, находить общее решение, аргументировать свое мнение; предметные УУД – знание
основных понятий темы, отличительных особенностей причастия как части речи; умение
работать с текстом.
Оценка метапредметных результатов :
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальный опрос, наблюдение.
Инструментарий контроля: лист контроля
Метапредметные
результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Регулятивные
Умение планировать
cобственную
деятельность в
соответствии с
поставленной
задачей и условиями
ее реализации
Умение
контролировать и
оценивать свои
действия, вносить
коррективы в их
выполнение на
основании оценки и
учета характера
ошибок
Приобретения навыка
саморегуляции
Познавательные
Способность
обучающегося
принимать и
сохранять учебную
цель и задачи
Самостоятельно
преобразовывать
практическую задачу в
познавательную;
умение осуществлять
информационный
поиск , сбор и
выделение
существенной
информации из
различных
информационных
Проявлять инициативу
и самостоятельность в
обучении
Умение использовать
знаково-
символические
средства для создания
моделей изучаемых
объектов и процессов,
схем решения учебно-
познавательных и
практических задач.
источников
Коммуникативные
Умение сотрудничать
с педагогом и
сверстниками при
решении учебных
проблем
Умение слушать и
вступать в диалог;
участвовать в
коллективном
обсуждении
проблемы.
Умение
интегрироваться в
группу сверстников и
строить продуктивное
взаимодействие и
сотрудничество со
сверстникамии
взрослыми;
владение
монологической и
диалогической
формами речи;
Умение выразить и
отстоять свою точку
зрения, принять
другую
Оценка предметных результатов:
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы, наблюдение
Инструментарий контроля: мини – исследование, записи и решение учебно –
познавательных и учебно – практических задач, лист контроля
Предметные
результаты
Уровни
1 уровень
2 уровень
3 уровень
Система предметных
знаний
Овладение
понятийным
аппаратом учебного
предмета
Освоение опорной
системы знаний по
предмету и
способность
воспроизвести их в
стандартных учебных
ситуациях
Способность
использовать знания
при решении учебно –
познавательных и
учебно – практических
задач
Система предметных
действий
Правильное
выполнение действий
в рамках заданного
предметом диапазона
задач
Осознанное и
произвольное
выполнение
предметных действий
и перенос их на новые
виды работ
Способность решать
разнообразные по
содержанию и
сложности виды
учебно –
познавательных и
учебно – практических
задач
Оборудование урока:
2. технические средства : планшеты, ноутбуки, компьютер;
3. презентация – сопровождение к этапам урока.
2.4 Текст методической разработки.
Добрый день! Надеюсь, что у вас хорошее настроение и что мы с вами сегодня очень
дружно и активно поработаем.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.
1. Стадия вызова:
- Какие ассоциации рождают у вас, ребята, эти строки? (ответы учащихся)
Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого.
Именно таким я хочу видеть вас на каждом уроке.
Я произношу эти слова и вспоминаю о частях речи, столь же не похожих между собой.
Вот и сегодня мы поговорим об одной их них.
Прежде чем сформулируем тему урока, прочитайте записанное предложение.
Вдруг наползают синие тучи, и на их фоне трепещут и летят пожелтевшие березовые
листочки.
2. Актуализация знаний
- Объясните постановку запятой в предложении (сложное предложение).
- Выпишите из предложения слова, отвечающие на один и тот же вопрос (наползают,
трепещут, летят; синие, пожелтевшие, березовые).
- Найдите «третье лишнее» слово
(наползают, пожелтевшие ).
- Почему слово пожелтевшие «лишнее»? (оно обозначает признак по действию)
3. Постановка учебной цели и задач
Это «лишнее слово» является новой частью речи, которую мы не изучали, но сегодня
будем с нею знакомиться.
- Может кто-то знает, слышал, как она называется? (причастие)
- Предположите, почему она так называется? (причастная или имеющая отношение к
чему-либо).
- Сформируйте тему нашего урока (Причастие как часть речи).
- А какова цель нашего урока? (дать определение причастию как части речи и уметь
отличать его от других частей речи).
- По каким признакам мы определяем любую часть речи (ответы учащихся)
4. Стадия осмысления:
1. Каково грамматическое значение части речи?
2. На какие вопросы отвечает?
3. Какие морфологические признаки имеет?
4. Какую синтаксическую функцию выполняет?
- Это и есть задачи нашего урока. В.И. Даль писал «Причастие – часть речи, причастная к
глаголу и прилагательному». Попытаемся доказать это. Для этого сопоставьте слова из
нашего предложения: березовые пожелтевшие (листочки);
Класс заранее разделен на 2 группы. 1 группа сравнивает прилагательное с причастием, 2
группа – глагол с причастием. Группы вырабатывают самостоятельно алгоритм действий,
в случае затруднения выдаются карточки-помощники (приложение 1)
5. Проведение и защита мини-исследования.
Каждая группа представляет свои мини-исследования на планшете, ноутбуке и
демонстрирует их через учительский компьютер на электронную доску (Приложение 2)
- А теперь постарайтесь дать определение причастию.
- Вы оказывается все в классе Ломоносовы. Посмотрим, подтверждается ли ваш вывод о
причастии словами известного ученого: «Сии слова ведут к сокращению человеческого
слова и совмещают в себе силу имени и глагола»?
6. Закрепление опорных знаний и преобразовательная деятельность.
- Выпишите из текста только причастия, обоснуйте свой выбор (Приложение 3).
- Докажите справедливость слов М.В. Ломоносова о том, что причастия «ведут к
сокращению человеческого слова»
- Для этого замените один из глаголов причастием и запишите получившийся вариант в
тетради (Приложение 3).
- Что же вы заметили? Как изменились предложения? (употребление причастий позволяет
избегать повтора слов, делает речь яркой и выразительной)
- Обратимся к тем вопросам, которые были сформулированы в начале урока.
- На все ли мы вопросы ответили? (нет).
- Определите синтаксическую функцию причастия в записанных вами предложениях.
- Теперь еще раз обобщим материал урока. Дайте полное определение причастия.
Сравните с формулировкой учебника на стр. 25.
- Что нового узнали из правила учебника, о чем мы не сказали?
- Значительная часть ученых-лингвистов, языковедов, считает причастие не
самостоятельной частью речи, а особой формой глагола. В процессе изучения попробуем
найти аргументы в пользу обеих точек зрения. Разумеется, вы имеете право на свое
мнение по этой лингвистической проблеме. Но для этого необходимо глубокое изучение
вопроса.
7. А сейчас попробуйте составить «Кластер» по теме «Причастие как часть речи». В
слабом классе дается схема готовая, где необходимо заполнить пустые «окна». Учащиеся
представляют свои работы на планшетах, ноутбуках и защищают их (приложение 4).
8. Рефлексия
- А теперь предлагаю вам совместно составить «синквейн» по нашей теме (приложение 5).
- Зачем изучаем эту тему?
- Где это может нам пригодиться?
- Как мы шли к достижению цели?
- Что узнали нового?
- Что осталось непонятным?
- Что необходимо сделать дальше? (повторить материал по учебнику, выполнить домашнее
задание).
Домашнее задание (по выбору учащегося):
1.
Упражнение 56 (в учебнике)
2.
Выписать 5-6 предложений из художественной литературы, где встречаются
причастия.
3.
Написать сочинение рассуждение: «Причастие-это часть речи или особая форма
глагола?»