Напоминание

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО–ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Лыкова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д.с. № 12 "Солнышко"
Населённый пункт: город Анапа, Краснодарский край
Наименование материала: Статья
Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО–ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




4 ВВЕДЕНИЕ Необходимым условием экономического и социального развития страны является высокий уровень здоровья нации. Основным принципом государственной политики Российской Федерации в области образования является приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека [12]. Состояние полного физического, психического и социального благополучия ребенка - одна из важнейших предпосылок его успешного воспитания, обучения и адаптации в условиях современного общества. В сложившейся ситуации воспитание детей в области здоровья приобретает значение важной педагогической, социальной и медицинской проблемы. Начальным этапом в претворении в жизнь педагогического комплекса мер профилактики и снижения заболеваемости ребенка является формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков. Основной целью такого воспитания должно являться формирование не только культурно-гигиенических навыков, но и формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих. Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [9, 31].
5 Проблема гигиенического воспитания дошкольников с позиций ценностного подхода затрагивается в работах Т.А.Берс еневой, В.Г.Воронцовой, В.В.Колбанова, Л.Г.Татарниковой [3, 8, 40]. Формирование универсальных учебных действий позитивного гигиенического поведения, а также ценностных ориентаций в отношении здоровья может осуществляться только в деятельности. Подход к процессу рассматривали П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Н.Ф.Талызина [24, 30]. При осуществлении педагогического воздействия на ребенка, педагогу следует учитывать личностные особенности субъектов образовательного процесса, способствовать их проявлению и развитию. В педагогике проблему личностно-ориентированного подхода исследовали Ю.К. Бабанский, Я. Корчак, Л.Г.Татарникова [1, 20, 40]. Для достижения положительного результата в формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста большую помощь оказывает совместная, согласованная работа детского сада и семьи, которая позволяет в семейных условиях продолжить обучение и закрепить полученные в детском саду знания, умения и навыки позитивного гигиенического поведения. Формирование привычек и навыков о суще ствляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера [9, 32].
6 Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу. Для более эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста следует создавать оптимальные педагогические условия. Гипотеза исследования: предполагается, что овладение детьми младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий: 1. Организации обстановки, способствующей поддержанию интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков. 2. Использования специально подобранных средств и методов работы с детьми с учетом современных особенностей формирования культурно- гигиенических навыков. Объектом исследования является процесс формирования культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников. Предметом исследования являются педагогические условия, оказывающие положительное влияние на формирование культурно- гигиенических навыков у младших дошкольников. Цель данной работы: теоретически обосновать и описать систему работы педагога по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.
7 Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. Изучить и проанализировать источники по проблеме формирования культурно-гигиенических навыков. 2. Рассмотреть оптимальные педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста. 3. Описать и апробировать систему работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. 4. Проанализировать результаты экспериментальной работы и разработать рекомендации по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования: 1.Метод изучения научной педагогической и методической литературы. 2.Психодиагностический метод 3.Метод анализа полученных данных. Методологическую основу составили идеи педагогов и психологов о положительном влиянии игр на развитие ребенка (Выготский Л.С., Эльконин Д.Б. и др.), труды по воспитанию у детей 3 – 4 лет культурно – гигиенических навыков (Бондаренко А.К., Логинова В.И., Бениаминова М.В., Теленчи В.И. и др.). База исследования: МДОУ д/с №12 Мо город – курорт Анапа.
8 1 . ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в ДОО Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни. Опрятность и аккуратность не врожденные качества. В основе их гигиенические навыки и привычки, которые формируются с раннего детства. Навык это автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов. Выделяют три основные категории культурно-гигиенических навыков: -гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.);
9 -навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); - н а в ы к и эл е м е н т а р н о го с а м о о б с л уж и ва н и я ( п о с и л ь н а я самостоятельность). С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу. Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры - потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела. Гигиеническое воспитание после года направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам: • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения; • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения; • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом - и перед дневным сном; • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий); • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым; • полоскать рот после приема пищи (с двух лет); • пользоваться зубной щеткой (с двух лет); • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет); • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет); • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет); • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства); • мыть ноги перед сном.
10 Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, нельзя оставлять его без присмотра. Содержание работы по формированию КНГ отражено в программах дошкольного образования. В программе «Радуга» направление по формирование КГН представлено в разделе «Задачи работы с детьми»: - закреплять потребность в чистоте и аккуратности, начинать формировать навыки культурного поведения. Осуществление этой задачи предусматривает раздел «Основные пути реализации»: - расширять диапазон деятельности детей по самообслуживанию, создать условия для повышения ее качества; - познакомить детей с ножом и вилкой и научить ими пользоваться; - завершить работу по освоению предметов личной гигиены ( полотенце, расческа, носовой платок, одежда) и осмысленному их использованию; - завершить отработку основных культурно – гигиенических процедур (подготовка к еде, ко сну); - подкреплять личным примером требования, предъявляемые к детям. Разработанная научно – методическая система педагогического творчества программы «Радуга» достаточно трудоемкая, требует высокой культуры организации труда. Поэтому в методических рекомендациях приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а также их методическое содержание, цель и средства. Педагогов, желающих работать по этой программе, авторы призывают, прежде всего, понять, что представляет собой ребенок данного
11 возраста, любить его за индивидуальность. Тогда, по мнению авторов, можно легко руководить процессом воспитания и развития. В работе по программе «Радуга» придается большое значение созданию традиций, которые способствуют закреплению, в том числе и культурно – гигиенических навыков. Например, «Сладкий вечер» за празднично сервированным столом, соблюдая правила застольного этикета. «Детство» - программа развития и воспитания детей в детском саду создавалась как программа обогащенного, многогранного развития и воспитания ребенка-дошкольника в разных видах деятельности. В основу программы положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, условия эффективного развития ребенка в дошкольные годы, его полноценного личностного формирования и становления, готовности его к школьному обучению. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних проти- воречий. Характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими в процессе деятельности обуславливают возникновение и естественное вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах. Программа и педагогическая технология направлены на обеспечение единого процесса социализации и индивидуализации личности. В основе технологии - интеграция познания, общения со взрослыми и сверстниками, игры и других видов детской деятельности . Накопление ребёнком ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение своих возможностей, самопознание способствуют раскрытию возрастного потен циала дошкольника. Программа «Детство» состоит из трех частей в соответствии с тремя ступенями дошкольного возраста - младший (третий и четвертый годы жизни), средний (пятый год жизни) и старший дошкольный возраст (шестой и седьмой годы жизни).
12 Конкретизация содержания осуществляется в разделе, посвященном данному возрастному периоду. Логика подачи программного материала такова: - характеристика возрастного периода, достижения и перспективы развития ребенка; - особенности сферы деятельности (общения, воспитания); - общие задачи воспитания; - представления (ориентации); - практические умения; - уровни освоения умений (низкий, средний, высокий); - методические советы; - рекомендованная литература для чтения, рассказывания, заучивания наизусть; рекомендуемые произведения изобразительного и музыкального искусства; - заключение. Как подчеркивают авторы, базовой основой для осуществления содержания программы является блок «Здоровый образ жизни». Он п р ед с т а вл е н р а зд е л ом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». Приобщение к основам гигиенической культуры происходит через усвоение социальных представлений (ориентации) и практических умений в умывании, одевании, культуре еды, уходе за вещами и игрушками, отражении в играх на тему бытовых процессов. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство» задачи формирования КГН представляет развернуто, подробно предусматривая пути их реализации в самостоятельной деятельности, совместно со взрослым, в игровой форме Решение всех задач предполагается лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи как «Освоение основ гигиенической культуры»:
13 Представления. В жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка. Уметь объединять картинки или события по общему процессу. (Например: «На этих картинках все умываются: и девочка, и мальчик, и бабушка, и дедушка, и маленький котенок, и большая кошка- мама».) Понимать, что старшие радуются, когда дети самостоятельно одева- ются, умываются, когда они опрятны. Знать многие предметы и действия, связанные с выполнением гигиенических процессов умывания, купания, ухода за внешним видом. Знать отдельные правила поведения за столом (не разговаривать, пока не прожевал и не проглотил пищу, вести себя спокойно, не крошить хлеб, благодарить старших). Знать стихи о чистоте, опрятности, с удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки, на которых дети умываются, помогают друг другу одеваться, ухаживать за игрушками. Практические умения Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием показывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Замечать грязные руки и мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок. Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Отвечать на вопрос: «Что ты сегодня ел?» Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы. Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последо- вательности, прибегая к помощи взрослого в трудных случаях (застегивание,
14 завязывание). Вежливо обращаться к воспитателю за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю за помощью. Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Проявлять особую заботу о любимых игрушках: о любимой кукле, мишке. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т.п. Замечать красоту убранной комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радоваться ей. Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания, одевания, еды. Объединяться с другими детьми в играх: «Купаем кукол», «Готовим обед и угощаем кукол», «Куклы собираются в гости» и пр. Авторы программы «Детский сад – дом радости» представляют содержательный методический материал в виде своеобразного плана-сцена- рия. Изложение системы предваряет глава, где раскрывается своеобразие организации педагогического процесса в каждой конкретной возрастной группе и режима работы воспитателей и помощника. Авторы в доступной и аргументированной форме вводят воспитателя в существо работы. Сначала дается «портрет» ребенка с точки зрения показателей, по которым можно судить о его становлении как неповторимой индивидуальной личности. Рассматриваются важнейшие образовательные установки, связанные с определенной возрастной ступенью. Каждый режимный момент раскрывается в усложнении, показывается его значимость и поэтапная работа по совершенствованию деятельности ребенка в данном режимном процессе. Проиллюстрируем это на примере формирования культурно-гигие- нического навыка умывания.
15 У воспитателя, как правило, хватает терпения на двукратное напоминание и объяснение правил и порядка умывания, подчеркивают авторы программы, анализируя традиционно орг а низова нны й педагогический процесс. После этого воспитатель считает, что ребенку стало понятно, зачем и как следует мыть руки, и не всегда находит нужным присутствовать в умывальной комнате. Если же воспитатель наблюдает за мытьем рук, то чаще всего даст критические оценки действиям детей. Такой подход, который все чаще отмечается в практике работы, не сможет сформировать у детей навык и потребность в чистоте, привить им правильное умение. Авторы программы предлагают воспитателю регулировать занятость детей в этом процессе следующим образом: одна группа моется, вторая - вытирается, третья - играет в хороводную игру или с пальчиками. Воспитатель проявляет интерес, доброжелательность, оценивает результат и направляет деятельность малышей. Каждой группе он должен уделить внимание, и не один-два раза, а при каждом умывании. «Ведь мы учим малышей умываться. А умывание - это труд, такая деятельность, в которой тоже формируется личность», - подчеркивают авторы. Поэтому необходимо целенаправленно формировать указанную деятельность, показывая всю систему ее компонентов. Рассмотрев и проанализировав программы, выявили, что практически все они соответствуют требованиям к данному возрастному периоду, содержат рекомендации по развитию культурно – гигиенических навыков. Однако наблюдается недостаточная разработанность технологии применения на практике, поэтому нами было проведено экспериментальное исследование влияния игр и игровых обучающих ситуаций, направленных на формирование культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет.
16 1.2. Особенности формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими. К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми [9, 41]. Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Особое внимание следует уделять формированию нового навыка, привычки, связанных с изменением обстановки, вида деятельности, с появлением новых обязанностей. Для успешной работы в этот период очень важно вызвать у детей положительные эмоции. В дальнейшем нужно приучать дошкольников выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, что требует преодоления определенных трудностей.
17 Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно. Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять. В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности. Важным фактором воспитания является коллектив сверстников, где дети наблюдают положительные примеры, могут производить сравнения, получить помощь при затруднениях. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Н.К. Крупская писала: «Одна из важнейших задач детского сада – привить ребятам навыки, укрепляющие их здоровье» [4, 74]. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом по стоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и
18 т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознано должны относиться к выполнению правил личной гигиены; самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте [4,75]. Формирование навыков личной гигиены предполагает, и умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться. В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной и общественной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, из правильной последовательности [4, 76].
19 В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. В старших группах большое значение приобретают учебные мотивы. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Навыки у детей достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий (кто-то стал значительно опрятнее, красивее; приятно обедать за чистым, красиво накрытым столом и т. п.). На физкультурных занятиях во время общеразвивающих упражнений можно рассказать детям о пользе тех или иных движений для здоровья и развития, о том, как важно выполнять их в хорошо проветренном зале или на воздухе, о необходимости содержать в порядке свою физкультурную форму, после окончания занятий аккуратно ее складывать и мыть руки с мылом до
20 локтя (проводить влажные обтирания до пояса). Во время труда в помещении или на участке также есть немало возможностей для закрепления гигиенических навыков у детей. Например, воспитатель объясняет, что нужно не только выполнить работу хорошо, но и стараться не поранить руки. А для этого важно правильно пользоваться предметами труда и инвентарем. Детям следует напоминать также и о необходимости поддерживать чистоту на своем рабочем месте, в рабочей зоне. Очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть грязные руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей. Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести себя в разных местах, где он бывает. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных зданиях, но и на улицах, в скверах, во дворах, в транспорте. Все сведения по гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом [4, 76]. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу. Навыки и детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное,
21 чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. Где должны быть созданы необходимые условия для сохранения здоровья детей, полноценного физического и гигиенического развития. Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример. В дошкольном возрасте следует воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку, причем большое значение этому следует уделять не только в семье, но и в дошкольных учреждениях, где дети проводят большую часть дня. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Ребенка нужно научить содержать в чистоте свое тело, помещение и вещи, которыми он пользуется в повседневной жизни. Он должен уметь самостоятельно умываться, чистить зубы, одеваться, поддерживать порядок. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих. В дошкольном учреждении, где старшие не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом. После утренней гимнастики ребенку полезнее всего принять душ. Он моет руки, лицо и освежает все тело под струями воды. Необходимо, чтобы
22 после приема душа или умывания ребенок вытерся насухо. Перед дневным сном надо мыть ноги. Особенно важно это правило соблюдать летом. Определенное внимание следует уделить воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, связанных с едой. Напоминайте ребенку, что за столом сидят прямо, не горбясь, не наклоняясь в одну сторону. Пищу берут ложкой или вилкой, понемногу. Необходимо добиваться того, чтобы дошкольники выполняли все гигиенические нормы и правила с чувством удовлетворения от самого процесса или от его результатов. В доступной форме следует разъяснять детям значение этих навыков и привычек для укрепления здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс оставлять на потом - пусть пока ребёнок останется ребёнком, а приучить его к правилам можно и позже. Это неверное мнение! Психическое развитие - процесс неравномерный, его линии идут не одновременно, есть периоды наиболее быстрого развития тех или иных функций, психических качеств. Эти периоды называются сенситивными, и период раннего и дошкольного детства наиболее благоприятный для формирования культурно- гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств. Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: Мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на
23 помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: «Застегните», «Завяжите», «Оденьте». Для того, чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества л и ч н о с т и , к а к ц е л е у с т р е м л ё н н о с т ь , о р г а н и з о в а н н о с т ь , дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. Выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса. Так, девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к контролю за своим внешним видом. Освоение культурно-гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трёхлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки. Пока она ещё основана на переносе общего эмоционального отношения ребёнка к человеку или персонажу: нравится, значит, хороший, не нравится, значит, плохой.
24 В четыре-пять лет у детей начинаются складываться моральные понятия «хорошо», «плохо». Дети относят к ним поступки других людей и на этом основании оценивают поведение. Надо помнить, что ребёнку трудно оценить сложные поступки, гораздо легче бытовое поведение. Взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков складываются и развиваются нравственные чувства. Малыши до трёх лет испытывают удовольствие от того, что они сначала выполняют действия сначала вместе со взрослым, а потом самостоятельно. В четыре года удовольствие ребёнку доставляет правильность выполнения действия, что подтверждается соответствующей оценкой взрослого. Стремление заслужить одобрение, похвалу является стимулом, побуждающим малыша к выполнению действия. И только потом, когда он поймёт, что за каждым действием стоит правило, усвоит нравственную норму, соотнесёт её с действием, он начинает испытывать удовольствие от того, что поступает в соответствии с нравственной нормой. Теперь он радуется не тому, что он вымыл руки, а тому, что он аккуратный: «Я хороший, потому что всё делаю правильно!». Дети 3-4 лет только начинают осознавать правила поведения, но ещё не видят скрытых за ними нравственных норм, часто не относят этих правил к другому. Воспитателю надо помнить, что об активном освоении правил поведения свидетельствует появление жалоб-заявлений, адресованных взрослому. Малыш замечает нарушение правил другими детьми и сообщает об этом. Причина подобных высказываний ребёнка в стремлении убедиться, что он правильно понимает правила поведения, получить поддержку со стороны взрослого. Поэтому к таким жалобам следует относиться с большим вниманием. Подтвердите, что малыш правильно понимает общественное требование, и подскажите, как нужно поступить, если он замечает его нарушение. Воспитание культурно-гигиенических навыков начинается очень рано. Подготовкой к формированию навыков, самостоятельным движениям по
25 самообслуживанию является создание у ребенка положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи. Важным условием для формирования гигиенических навыков является систематичность необходимых операций. Так, ребенок привыкает, что перед едой ему обязательно моют руки, надевают нагрудник и т.д. Воспитатель предоставляет ребенку самостоятельность там, где он что-то может сделать сам. Наряду с этим каждый ребенок постоянно нуждается в показе, поощрении, помощи, поэтому основой методики в детском учреждении является работа с небольшими группами детей (3-4 ребенка). В начале второго года жизни ребенок должен уметь есть самостоятельно, пользуясь ложкой, есть хлеб с первым блюдом, вытирать рот. В 1,5-2 года ребенок почти все может снять с себя, сложить и большую часть одежды надеть. В значительной степени дети сами умываются, вытираются. На втором году жизни ребенка необходимо систематически прививать ему навыки культуры поведения: спокойно сидеть за столом, тихо разговаривать, при укладывании спать, благодарить за оказанную помощь. На третьем году жизни малыш не только более самостоятельно может одеваться, раздеваться и т. д., но и знает определенный порядок действий, входящих в каждый процесс, приемы их выполнения. Для первоначальных действий ребенка существенное значение имеет запоминание места для отдельных вещей, своего места за столом и т. п. В особенности это важно, когда ребенок приходит в детский сад из дома. В таких случаях воспитатель вместе с малышом выбирает метку, рассматривает ее, предлагает запомнить рядом сидящего товарища. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Дети отличаются большой подражательностью, поэтому взрослому нужно неоднократно показывать, как выполнять новое действие, сопровождая
26 показ пояснениями, чтобы выделить наиболее существенные моменты данного действия, последовательность отдельных операций. Начиная со второго года жизни, с этой целью с детьми проводятся специальные дидактические игры, используются игровые приемы. Дети третьего года жизни все действия выполняют быстрее. В этот период нужно чаще приучать детей к взаимопомощи, поручать им несложные задания, которые готовят их к дежурствам. Помощь воспитателя выражается меньше в действиях, больше в постоянном контроле, словесных указаниях, поощрениях. К четвертому году жизни дети должны уметь правильно мыть руки (намылить кисть круговым движением, смыть мыло и вытереть каждый палец), чистить зубы (вначале просто влажной щеткой, а с 4 лет порошком или специально предназначенной для детей пастой), полоскать рот после обеда, пользоваться носовым платком, соблюдать правила культурного поведения за столом (пользоваться ложкой, вилкой, не проливать пищу на стол). Дети приучаются бережно обращаться с игрушками, поддерживать и чистоту и порядок. Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми, прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях. В воспитании культурно-гигиенических навыков, так же как в любом другом виде педагогической деятельности, важно единство требований сотрудников детского учреждения и родителей. Поэтому, нужно выработать общие критерии в оценке отдельных действий, установить общий порядок выполнения этих действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
27 Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате. Формирование культурно-гигиенических навыков совпадает с основной линией психического развития в раннем возрасте - становлением орудийных и соотносящих действий. Первые предполагают овладение предметом- орудием, с помощью которого человек воздействует на другой предмет, например, ложкой ест суп. С помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Взрослые должны помнить об этом и создавать соответствующие условия: в ванной (туалетной) комнате обязательно должны быть крючочки, полочки, расположенные на удобном для ребёнка уровне, на полотенцах должны быть петельки и т. д. По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает (особенно поначалу) бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты. Так, если в пять-семь лет ребенок может заменить действие словом, например, «уже поели», то в раннем возрасте он старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребёнку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке?". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских
28 игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно- гигиеническими навыками. Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился одевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т.д. То есть происходит укрупнение единиц действия, когда малыш работает уже не с одним элементом, а с их группой. Постепенно трудовые действия объединяются в сложные формы поведения. При этом он переносит отношение к себе на отношение к предметам, начинает следить за чистотой не только своего внешнего вида, но и своих вещей, за порядком. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно- гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности. Дошкольник 3-х лет осознает необходимость выполнения культурно- гигиенических требований к предстоящей деятельности: «Надо мыть руки, потому что потом будем есть». Для детей этого возраста очень важным является мотив своей внешней привлекательности: «Надо причесываться, чтобы красивым быть». Выразить в речи составляющую навык последовательность операций, условия их выполнения младшие дошкольники еще затрудняются. Легче они выделяют предметы, необходимые для проведения бытового процесса, например для умывания - мыло, полотенце и вода. Малыша по-прежнему привлекает сам бытовой процесс. Но особенно значимым становится выполнение действий в правильной последовательности, потому что ее положительно оценивает взрослый.
29 В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно - гигиенических навыков, совершенствуются способы выполнения бытовых действий, и изменяется их структура. Дети, как правило, хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, чистоту тела, умеют самостоятельно замечать и устранять неполадки в своем внешнем виде. Культурно-гигиенические навыки выступают как важная составная часть культуры поведения (С.В. Петерина). Действия ребенка все более автоматизируются, а его сознание освобождается для анализа условий, в которых они протекают, и для контроля за качеством их выполнения. Навыки усложняются и постепенно превращаются в системы поведения. Например, на протяжении всего дошкольного возраста культурно-гигиенические навыки все больше объединяются с трудовыми. Теперь ребенок следит за чистотой одежды и приводит ее в порядок, самостоятельно подготавливает условия для бытового процесса. Ребенок регулирует свое поведение в соответствии со сформированным представлением о способе поведения в бытовых процессах. Высокое качество выполнения одного действия приносит ребенку удовлетворение и позволяет перейти к другому. Поэтому он сначала раздевается после прогулки, потом идет мыть руки и после этого садится обедать. И если сначала действие побуждалось мотивом, лежащим вне его, например, в требовании взрослого или в понимании необходимости его выполнения, то потом мотивом становится сама потребность выполнить действие. Таким образом, освоенные культурно-гигиенические навыки превращаются в привычки - действия, выполнение которых стало потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.
30 Привычки выполнять требования личной гигиены и культурного поведения проявляются в разных жизненных ситуациях. А бытовые процессы выполняются без напоминания взрослых. Постепенно возрастает сознательное отношение к своему поведению и контроль за ним. То есть дошкольник переходит от импульсивного поведения к личностному, произвольно регулируемому на основе усвоенного образца. Поэтому дети 6-7 лет могут самостоятельно выполнять бытовые процессы. Режим дня в дошкольном возрасте продолжает играть важнейшую роль в организации бытовой деятельности и усвоении правил поведения.
31 ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Диагностика уровня сформированности культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Исследовательская работа проводится в виде эксперимента с воспитанниками (10 человек) второй младшей группы МБДОУ д/с № 12 г. Анапа. Эксперимент состоял из 3-х этапов: 1. Констатирующего; 2. Формирующего; 3. Контрольного. Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений, определить условия воспитания культурно-гигиенических навыков у детей второй младшей группы. Для этого необходимо: а) установить объем культурно-гигиенических навыков, предусмотренный для детей данной возрастной группы: навыки умывания, причесывания, приема пищи, одевания, поддержания порядка в одежде; б) выявить и оценить уровень сформированности навыков: рациональность и последовательность операций, их быстрота и качество, самостоятельность детей. в) выяснить отношение детей к требованиям и указаниям взрослого, их самостоятельность, активность, взаимопомощь. Примечание. Навыки приема пищи включают умения:
32 1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой; 2. Не крошить хлеб; 3. Пережевывать пищу с закрытым ртом; 4. Не разговаривать с полным ртом; 5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола; 6. Благодарить; 7. Пользоваться только своим прибором. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение: 1. Мыть лицо, уши, руки 2. Закатать рукава; 3. Смочить руки; 4. Взять мыло, намыливать до появления пены; 5. Смыть мыло; 6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку; 7. Пользоваться расческой. Навыки надевания одежды в определенном порядке включают умение: 1. Расстегнуть пуговицы; 2. Снять платье (брюки); 3. Аккуратно повесить; 4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки; 5. Снять обувь; 6. Снять колготки, повесить на рубашку(платье); 7. Надеть в обратной последовательности. Подготовка исследования. Подобрать картинки, изображающие ситуации, когда дети нарушают правила поведения в бытовой деятельности, например: ребенок брызгается водой в умывальной комнате; размахивает руками во время обеда; разбрасывает одежду по полу во время одевания на прогулку, пытается есть компот рукой; ложится спать одетый. Вопросы для беседы с дошкольником, например: Как надо себя вести во время обеда? Почему? Как надо себя вести во время умывания? Почему? Как надо себя вести во время сбора на прогулку? Почему? Проведение исследования. С детьми 3—4 лет проводят 2 серии эксперимента.
33 Первая серия. Ребенку показывают картинки, просят описать их, сказать, правильно или неправильно поступают дети, и мотивировать ответ. Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы. При этом учитываются мотивировки, объясняющие необходимость соблюдать правила поведения при выполнении культурно-гигиенических навыков: какую из них использует ребенок. Например: — не может мотивировать, хотя и называет правило; — ссылается на требования взрослых («Нам воспитательница говорит, что нельзя брызгать»); — опирается на оценку взрослых («Нельзя брызгать воду, надо аккуратно мыть руки, тогда воспитательница похвалит»); — исходит из негативных изменений в ситуации («Нельзя брызгать воду, а то пол будет мокрый», «Нельзя разбрасывать одежду, а то она запачкается»); — рассматривает правила как регулятор взаимоотношений между людьми и учитывает интересы других людей («Надо не бросать одежду, а то она будет грязная, маме стирать ее придется»). Обработка данных. Полученные протоколы анализируют по схеме: 1. Сформированность культурно-гигиенических навыков (действия автоматизированы или ребенок контролирует каждое отдельное звено деятельности, последовательность действий (правильная или нарушается, действия выполняются быстро и четко или медленно, с отвлечениями; дей- ствия целесообразны или много лишних движений). 2. Качество выполнения действий, обеспечивающих успешность бытовой деятельности и эффективность ее результата (часто ли моет руки, правильно ли застегивает пуговицы и пр.). 3. Проявления волевых и нравственных качеств при выполнении культурно-гигиенических навыков (наблюдается ли аккуратно сть, дисциплинированность, организованность — указать проявления, по которым можно судить о наличии данного качества у дошкольника).
34 4. Самостоятельность в бытовой деятельности (выполняет бытовые процессы по своей инициативе, осуществляет культурно-гигиенические навыки без напоминания взрослых и пр.). 5. Следование правилам поведения в бытовой деятельности (не мешает сверстнику, благодарит взрослых и пр.). 6. Эмоциональное отношение к бытовым процессам (безразличен; относится отрицательно; выполняет неохотно или с удовольствием; интересует сам бытовой процесс, предметы, сверстники и пр.). 7. Характер взаимоотношений со сверстниками в бытовой деятельности (общается на посторонние темы или по поводу выполняемого действия, дает указания или пытается научить, задает вопросы или объясняет, оценивает или сам оценивается ровесником). 8. Характер взаимоотношений со взрослым в бытовой деятельности (взрослый побуждает к ее выполнению, контролирует ребенка, передает знания, оценивает его деятельность; дошкольник обращается ко взрослому или не замечает; приобщает взрослого к результату или процессу деятельности и пр.). 9. Реакции ребенка на воздействие со стороны взрослых или сверстника (не замечает, соглашается, учит, оценивает, спорит и пр.). Обработка данных. Полученные данные соотносят с таблицей. Делают вывод о том, насколько соответствует содержание культурно-гигиенических навыков и способы их выполнения возрасту детей. Режимные процессы Навыки и умения дошкольников 3 – 4 лет Умывание Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место, моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом. Прием Совершенствуются навыки аккуратной еды: пищу брать
35 пищи понемногу, не проливать, пережевывать с закрытым ртом. Одевание, раздевание Совершенствуются умения самостоятельного одевания и раздевания: аккуратно складывают и вешают одежду, чистят, просушивают. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом. Делают вывод о том, насколько у детей развиты культурно – гигиенические навыки. Если ребенок справился с заданиями, то за: правильно выполненное действие ребенок получал - 3 балла; действие выполненное с небольшими неточностями -2 балла; неумение выполнять действие – 1 балл. Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков: Высокий уровень - все навыки сформированы прочно; Средний – один и более навыков, находятся в стадии становления; Низкий уровень – КГН развиты слабо, или не сфоритрованы. Таблица1 Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей (констатирующий эксперимент). № п/п Имя ребенка Уровень 1. Маша Ж. Средний 2. Антон Г. Средний 3. Лиза Е. Средний 4. Арсен Д. Низкий 5. Лера Н. Средний 6. Даня М. Средний 7. Соня Ч. Средний 8. Максим Л. Средний 9. Кристина П. Высокий 10. Елисей А. Средний Анализ результатов показал следующее (Таблица 1), что у большинства детей (80%) исследуемой группы навыки находятся в стадии становления, у
36 одного ребенка(10%), навыки не сформированы и у одного ребенка (10%) навыки хорошо развиты. Было замечено, что не все дети говорят спасибо, выходя из-за стола по окончании еды. Руки дети вытирают не всегда своими полотенцами, вешают их не на свои места. У многих детей замечено проявление негативной реакции, на предложение воспитателя причесаться. Анализируя условия, созданные в группе для формирования у детей культурно-гигиенических навыков, следует отметить следующее. Все требования санитарных правил и норм соблюдены, т. е мебель подобрана в соответствии с ростом детей, в группе соблюдается тепловой и воздушный режим, степени освещенности соответствует требованиям. Таким образом, в данной группе недостаточно сформированы КГН и необходимо создать условия, для выработки и закреплении у детей культурно-гигиенических навыков. 2.2. Система работы воспитателя ДОО по формированию культурно- гигиенических навыков у детей младшего возраста Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие – регулярность занятий, а также непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Контроль над правильностью выполнения движений должен осуществляться поэтапно. Важно применение различных средств поощрения и наглядных средств для повышения заинтересованности детей. Хорошие результаты дает применение системы М. Монтессори – упражнения в
37 практической жизни. «Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных и свободных людей», – говорила М. Монтессори [9, 67]. Педагог способствует этому, соответствующим образом подготавливая среду. Ребенку предоставляется возможность упражняться в заботе о самом себе. Он учится обращаться с ложкой, ножницами, салфеткой. Он застегивает, расстегивает одежду, ухаживает за ней. Затем ребенка учат заботиться об окружающей среде. Он протирает пыль, подметает пол, моет посуду. Все эти умения приходят к ребенку не с помощью наставлений и объяснений, а в результате постоянных упражнений, самостоятельной деятельности в специальной организованной для этого среде. Для каждого упражнения должен быть подобран рабочий материал, который предъявляется ребенку индивидуально, строго определенным образом и в соответствующей последовательности. Опираясь на ФГОС ДО, что ведущим видом деятельности является игра, были подобраны и проведены различные игры и ТОС. Формирование культурно – гигиенических навыков в играх и игровых обучающих ситуациях начинается с формирования у детей представлений. Детей учат в жизни и на картинках уверенно узнавать и называть процессы умывания, одевания, еды, ухода за внешним видом и поддержания порядка, формируют умение объединять картинки или события по общему процессу. Например, в игре «Что ты можешь о них сказать?» (Приложение 1): «На этих картинках все умываются: и девочка, и мальчик, и бабушка, и дедушка, и маленький котенок, и большая кошка-мама».) В процессе умывания нельзя сделать мыльные белые «перчатки» без мыла и воды, руки сухими - без полотенца. Первоначально в течение одного, а может быть, и двух месяцев воспитателю необходимо последовательно провести следующую систему работы: 1. Назвать и показать все компоненты процесса умывания: - что хотим сделать? - какие сейчас руки? Почему?
38 - чем будем мыть руки? - как будем мыть руки? - какими стали руки после мытья? (Чистые и мокрые.) - а после вытирания полотенцем? (Чистые и сухие.) 2. Предложить детям рассказать, как будем мыться. «Послушаем Женю, как надо мыться, чтобы руки стали чистыми». 3. Зачем нужно мыть руки? 4. Как узнать, что руки стали чистые? Правильно, посмотреть, всю ли пену смыли. Если пена осталась, значит, и грязь осталась на руках. 5. Создать ситуацию: нет воды в кране. Что делать? Может быть, сесть за стол и не мыть руки? (Заранее приготовлена лейка и ведро с водой, нужно полить из лейки и вымыть руки - предложение должно исходить от детей.) 6. Нет мыла. Можно вымыть без мыла? Почему нельзя? (Без мыла не будут руки чистыми, не надеть «белые перчатки».) 7. Вместо мыла положены деревянные кусочки. Интересно, заметят ли дети подмену, потребуют ли мыла? 8. Кукла пришла поучиться мыть руки, чтобы у нее они тоже стали чистые. Рассказать и показать кукле, как надо мыть руки, чтобы они стали чистые. В разных вариациях эти вопросы и ситуации задаются детям в течение того времени, пока не произойдет прочного формирования навыка. Затем предлагается усложнение ситуаций - от решения проблемы с нарушением одного компонента до нарушений нескольких компонентов. Только тогда деятельность педагога приведет к положительному результату. Использование игровых моментов поможет формированию интереса к гигиеническим процессам и избежать такой реакции детей, как то: «Надо делать (то или иное действие), а то воспитатель ругать будет». Необходимо дать детям понять, что старшие радуются, когда дети самостоятельно одеваются, умываются, когда они опрятны. Малышей учат узнавать многие предметы и действия, связанные с выполнением
39 гигиенических процессов умывания, купания, ухода за внешним видом. Следующим этапом выступает формирование знаний о правилах поведения за столом, одевании, раздевании. Фрагмент сценария в раздевалке Воспитатель: Найдите все свои картинки. Подойдите к шкафчикам. Молодцы, у всех шкафчики есть, и у Кати, и у Коли... Откройте дверцу шкафчика. С нижней полки достаньте колготки. Найдите одну дорожку - это перед, а две дорожки будут сзади. Молодцы, уже Алеша нашел одну дорожку. Взрослые не должны торопить детей, делать за них; няня и воспитатель тихо поощряют рядом сидящих с ними детей. Когда все наденут колготки, тогда дается следующее задание. Такая последовательность поможет регулировать темп, иначе торопливые, более самостоятельные дети будут перегреваться. Воспитатель: Теперь наденем ботинки (туфли и т.д.). В процессе одевания педагог обращается к детям с вопросами, которые подсказывают последовательность действий и в то же время помогают ребенку действовать самостоятельно и обдуманно: что обул? Почему сапоги? Можно сегодня гулять в сандалиях? Почему нельзя? Что это у сапог - голенища, а это - подошва? Зачем высокие голенища? Зачем шапку надел? Зачем нужно завязать? И т. д. В процессе выполнения каких-либо действий педагог поощряет тех детей, кто благодарит за оказанную услугу. Учит детей брать одежду в определенной последовательности. Выбор сопутствующих игровых обучающих ситуаций велик: 1.К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках таз, в карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах. 2.Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей.
40 3. К детям приходят персонажи кукольного театра – дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается. 4.В группе присутствует Домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки. 5. Драматизация стихотворения А.Барто «Девочка чумазая» с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть , все ли игрушки чистые, нет ли чумазых деток и т.д. Большую помощь в работе по формированию культурно – гигиенических навыков оказывает применение стихов о чистоте, опрятности, потешек, физкультминуток, динамических упражнений, подвижных игр, проведение тематических дней. 1. «Умываемся с потешками». Из колодца принесла Курочка водицы, И ребята всей гурьбой Побежали мыться. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. Ай, лады, лады, лады, Не боимся мы воды, Чисто умываемся, Маме улыбаемся. Чистая водичка умоет Саше личико Анечке — ладошки, Пальчики — Антошке. 2. «Кушаем с потешками». Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,
41 Вкусную, пушистую, мягкую, душистую. Травка-муравка со сна поднялась Птица-синица за зерна взялась Зайка за капусту, мышка — за корку. А детки — за молоко. Пейте, детки, молоко — будете здоровы! Идет коза рогатая, Идет коза бодатая. Кто кашу не ест, Молоко не пьет — Забодает, забодает В печи калачи, Как огонь горячи. Для кого печены? Для Машеньки калачи, Для Машеньки горячи. Ванечка, Ванюша, Кашку всю ты скушай. Стукни ложкой, Топни ножкой. Хлопни ты в ладошки, И погладь ты кошку. Овощи мама в кастрюле варила. Самое вкусное туда положила. Мясо, яички, картошка, укроп Очень хотят попасть к Насте в рот. Давай-ка не станем их обижать И все что в тарелке будем съедать. Наш Сережа непосед, Не доест никак обед. Сели, встали, снова сели, А потом всю кашу съели. 3. «Одеваемся с потешками» Маша варежку надела: Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал!
42 Маша варежку сняла: Поглядите-ка нашла! Ищешь, ищешь и найдешь! Здравствуй, пальчик, как живешь? Маша Катя маленька, На ней шубка аленька, Опушка бобровая, Катя чернобровая. Тетка Агашка, Cшей мне рубашку! Надо нарядиться - Едем прокатиться! У нас Ванечка один, Никому не отдадим. Мы пальто ему сошьем, Погулять его пошлем. 4. «Расчесываемся с потешками» Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся. Маму, дочка, слушайся. Уж я косу заплету, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: — Ты расти, расти, коса, Всему городу краса! 5. «Играем с потешками» Киска, киска, киска, брысь! На дорожку не садись! Наша деточка пойдет, Через киску упадет. Как у нашего кота Шубка очень хороша! Как у котика усы Удивительной красы!
43 Глазки смелые, Зубки белые! Ай, ду-ду ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная, Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная. У Аленки в гостях Два цыпленка в лаптях, Петушок в сапожках, Курочка в сережках, Селезень в кафтане, Утка в сарафане. А корова — в юбке, В теплом полушубке. 6. Другие потешки, игры и считалки. «Выход на прогулку» Вот они, сапожки: Этот с левой ножки, Этот с правой ножки. Если дождик подойдет Мы пойдем в сапожках. Наша Таня маленька, На ней шубка аленька. Раз, два, три, четыре, пять, Собираемся гулять! Зеленейся, зеленейся, мой зеленый сад. Расцветайте, расцветайте, мои алые цветочки! Божья коровка, Черная головка. Улети на небо, Принеси нам хлеба, Черного, белого, Только не горелого.
44 Сосна, сосна, отчего ты красна? Оттого я красна, что под солнцем росла! Воробей, воробей! Не гоняй голубей, Не клюй песок, Не тупи носок! Жук, жук, где твой дом? Мой дом под кустом. Ехали бояре — Мой дом растоптали. Пчелы гудят — В поле летят. С поля идут — Медок несут. Дождик, дождик, полно лить, Малых детушек мочить! Солнышко-ведрышко, Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят да ягнят, Еще малых ребят! Ой, ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет. Вей, вей, ветерок, Натяни парусок! «Перед сном» Баю-баю-баиньки, прилетели чайки, Стали крыльями махать, Наших деток усыплять. Я Баю-баю-баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Наших деток не буди. Котя, котенька, коток. Котя — серенький лобок, Приходи к нам ночевать Наших деточек качать.
45 А уж я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока. «После сна» Петушок, петушок — Золотой гребешок, Масляна головушка Шелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? Рано солнышко встает, На зарядку всех зовет. «Если ребенок плачет» Не плачь, не плачь, детка, Прискачет к тебе белка Принесет орешки — Для тебя потешки Не плачь, не плачь, Куплю калач Не плачь, дорогой, Куплю другой. Не плачь, не реви, Куплю тебе три! «Пальчиковые игры» Сорока-белобока Печку топила, Кашку варила. На порог скакала. Деток созывала. Этому дапа Этому дала Этому дала, Этому дала, А этому не дапа: Ты, малец-удалец. За водой не ходил, Дров не носил
46 Кашу не варил. И не получил! Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки. Дети хлопают в ладоши. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобной лепешки. «Игры на развитие общих движений» Поехали, поехали За грибами, за орехами... Приехали, приехали С грибами и орехами! Большие ноги Шли по дороге: ТОП, ТОП, ТОП. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ-топ-топ! Дедушке — поклон, Бабушке — поклон, Папе — поклон, Маме — поклон, А вам, детушки, Рост большой! «Считалки» Раз, два, три, четыре, пять, Будем в прятки мы играть. Небо, звезды, луг, цветы — Ты пойди-ка поводи! Шла кукушка мимо леса — За каким-то интересом, Инти-инти-интерес,
47 Выходи на букву «с». В результате у детей формируются практические умения: Умывание. Соблюдать последовательность действий при мытье рук и самостоятельно мыть руки, прибегая к помощи взрослых в отдельных действиях, вызывающих затруднение. Знать свое полотенце и пользоваться им. С удовольствием показывать взрослому, как нужно умываться и мыть руки. Замечать грязные руки и мыть их. Испытывать неприятные чувства по поводу своих грязных рук или неопрятности других. Радоваться, когда руки и лицо чистые, чистый носовой платок. Поведение за столом. Умело пользоваться ложкой и вилкой. Есть самостоятельно, не проливать пищу. Отвечать на вопрос: «Что ты сегодня ел?» Своевременно пользоваться салфеткой. После еды ложку или вилку класть на тарелку. За общим столом не мешать другим детям, не пользоваться их приборами. После еды говорить «спасибо». Откликаться на просьбы взрослого помочь накрыть на стол или убрать со стола отдельные приборы. Одевание. Самостоятельно одеваться в правильной последо- вательности, прибегая к помощи взрослого в трудных случаях (застегивание, завязывание). Вежливо обращаться к воспитателю за помощью. Знать свой шкафчик, порядок складывания одежды в шкафчик. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей. В случае загрязнения одежды обращаться к воспитателю за помощью. Уход за вещами, игрушками. Бережно относиться к игрушкам, вещам, пользоваться ими по назначению. Проявлять особую заботу о любимых игрушках: о любимой кукле, мишке. Участвовать вместе со взрослыми в уходе за вещами: помогать маме полоскать носовые платочки и т.п. Замечать красоту убранной комнаты, выстиранной и выглаженной одежды и радоваться ей. Игровые умения. В играх самостоятельно воспроизводить цепочку взаимосвязанных игровых действий, отражающих процессы умывания,
48 одевания, еды. Объединяться с другими детьми в играх: «Купаем кукол», «Готовим обед и угощаем кукол», «Куклы собираются в гости» и пр. 2.3 Результаты экспериментальной работы Для проверки эффективности проделанной работы на формирующем этапе эксперимента был использован тот же диагностический материал, что и на констатирующем этапе. Таблица 2 Уровень сформированности культурно-гигиенических навыков у детей (контрольный эксперимент). № п/п Имя ребенка Уровень 1. Маша Ж. Средний 2. Антон Г. Средний 3. Лиза Е. Высокий 4. Арсен Д. Средний 5. Лера Н. Высокий 6. Даня М. Средний 7. Соня Ч. Средний 8. Максим Л. Средний 9. Кристина П. Высокий 10. Елисей А. Высокий Анализ результатов показал следующее (Таблица 2), что у 4 детей (40%) исследуемой группы высокий уровень, у 6 детей (60%) - средний. Как видно из таблицы 2, у 3 детей повысился уровень до высокого, у одного ребенка уровень повысился до среднего, но мальчик по прежнему испытывает трудности в применении навыка приема пищи. Мальчик не умеет пользоваться вилкой, ест хлеб, предварительно раскрошив его, набивает полный рот пищей и при этом разговаривает. Анализ теоретических положений и методических выводов позволил предоставить результаты опытно-экспериментальной работы. Была прослежена динамика изменения уровня сформированности культурно-
49 гигиенических навыков в процессе экспериментальной работы. Анализ результатов до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанной методики совершенствования работы. Результаты детей улучшились. В процессе работы были замечены такие изменения: дети стали опрятнее одеваться, стали следить за своим внешним видом, по назначению использовать носовой платок, без напоминания убирать за собой игрушки, благодарить друг друга и взрослых. Некоторые заметно улучшили свое поведение во время приема пищи свои знания, за счет общения с другими детьми. Малыши стали больше проявлять инициативы в подготовке к занятиям или приему пищи. Дети начали замечать недостатки во внешнем виде друг друга или окружающей обстановке. Большинство ребят стали бережно обращаться с игрушками, поддерживать чистоту и порядок.
50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Культурно–гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста, при формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации ребенка. Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. В данной работе были рассмотрены теоретические и практические аспекты этапов формирования культурно – гигиенических навыков у детей 3 – 4 лет, проанализированы программы дошкольного образования по разделу «Воспитания культурно – гигиенических навыков» по данному возрастному периоду, проведено экспериментальное исследование, выявляющее уровень сформированности у 3 – 4 летних детей культурно – гигиенических навыков.
51 Согласно ФГОС ДО, основным методом средством воспитания культурно – гигиенических навыков являются игры и игровые обучающие ситуации, как наиболее эффективное, способствующее приобретению и усвоению правил, норм и культуры поведения. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни [19,11]. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них учеба, игра для них труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Воспитание культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания являются одним из важнейших направлений воспитательной работы в детском саду. Работа по формированию культурно- гигиенических навыков и навыков самообслуживания должна проводиться как индивидуально, так и группами. Главное условие - непрерывность воспитательного процесса, единство требований воспитателей, родителей. Только в этом случае сформированные у детей навыки становятся осознанными действиями, а затем и привычкой. Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая детей старшего дошкольного возраста в процессе игры, желательно стремиться к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения. В р е зул ьт ат е и с с л е д о в а н и я б ы л и переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей младшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей – первооснова всей дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка. К тому же культурно-гигиенические навыки – это элементы самообслуживания, что является первой ступенью и основой для трудового воспитания.
52 Материал, предложенный нами, дает возможность его широкого использования в работе с детьми 3 – 4 лет по привитию культурно – гигиенических навыков. Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно- гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеева Н.П. «Воспитание игрой». – М.: Просвещение, 1987,240 2. Бархатова А. «Воспитание культуры поведения» Д/в №11-1989, 250 3. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание.-2009- №11-17-21с 4. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом.- М.: Изд.АСТ, 2007.-394с. 5. Бениаминова М.В. «Воспитание детей». – 2-е изд. – М.: Медицина, 1981, 320 6. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 2007.-95с 7. Богуславская З.М., Е. О. Смирнова Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2011.-207с. 8. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 2007-240с. 9. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.- М.:Просвещение, 2011-160с.
53 10. Борисова Е.Н. «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками». Издательство «Панорама», 2006, 120 11. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2011-121с. 12. В детский сад пришла проверка: ваши действия./Под редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов н/Д: Феникс, 2012-672с. 13. Воспитание детей в игре : Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А.К. , Матусик А.И. – 2-е изд., перераб. И доп.. – М.: Просвещение, 1983, 360 8. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада /В.В. Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М. Лямина. – М.: Просвещение, 1981, 320 9. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста Кн. для воспитателя дет. сада / Т.Л. Богина, Т.Г. Казакова, Е.А. Тимофеева и др.; Под ред. Г.Н. Годиной, Э.Г. Пилюгиной. – М.: Просвещение, 1987, 260 14. Выготский Л.С. «Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка» // Вопросы психологии (элек. версия), 1966 №6, 180 15. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет : Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В. И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987, 150 16. Голециова Ольга «Игры в детском саду». – Издательство «Просвещение», 2006, 380 17. Горшкова Е. «Учите детей общаться» Д.в. № 2 2000, 42 18. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 2008-256с. 19. Дошкольная психология: Учеб. пособие для уч-ся СПУЗ. - М.: Академия, 2009, 424 20. Зайцева Ю. «Обучение детей правилам поведения за столом» // Д.в. №2 2006, 38
54 21. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ. /Под ред. Бересневой З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2009-32с. 22. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2007-№ 1-51-52с. 23. Ипатова Ю. Волшебный колпак повара, или График дежурства для малышей.// Дошкольное образование-2008-№ 11-35-39с. 24. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2009-467с. 25. Конина Е.Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2008 -12 с. 26. Лабораторный практикум по дошкольной педагогике и методикам: Учеб пособие./Под редакцией Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 1981-159с. 27. Леонтьева О. «Я сам». Реб. в д/с №3 2006, 9 28. Логинова В.И. «Развитие и воспитание детей в детском саду» . СПб, 2009, 265 29. Менджерицкая Д.В. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 2009-175с. 30. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 2007-256 с. 31. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.- 2011-№14-13-17с. 32. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 2011-141с. 33. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки : Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 2008, 324 34. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2009-240с. 35. Развивающие игры для дошкольников: Популярное пособие для родителей и педагогов // Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. – Ярославль: Академия развития : Академия Холдинг, 2005, 214
55 36. Смирнова Т. Собираем куклу на прогулку.// Дошкольное образование. – 2008-№10-53-59с. 37. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008- 96с. 38. Теплюк С. Об опрятности и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-2009-№9-13-17с. 39. Урунтаева Г.А. Афонькина Ю.А. «Практикум по дошкольной психологии». – М., 2000, 186 40. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад.шк, 2007-144с. 41. Юдина «Уроки вежливости» Д/в №4-2008, 54 42. Яковенко Т., Ходонецких З. О воспитании культурно- гигиенических навыков.// Дошкольное воспитание.-2009-№ 8-15-20с.


В раздел образования