Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время.
Автор: Шляховая Юлия Александровна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ БГО СОШ №5 Населённый пункт: Воронежская область г.Борисоглебск Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на уроках английского языка и во внеурочное время. Раздел: среднее образование
Проектная деятельность как средство реализации ФГОС на
уроках английского языка и во внеурочное время.
Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте
образования. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности.
Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности.
Устные экзамены в 9-х и 11-х классах предполагают защиту проекта как один из видов
итоговой аттестации. Таким образом, проектная деятельность учащихся становится все
более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе
правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется
культура умственного труда учеников. А повсеместная компьютеризация позволяет
каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать
образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным. Согласно
ФГОС второго поколения, основным подходом в современном образовании является
деятельностный подход. А всесторонне реализовать данный подход позволяет проектная
деятельность. В то же время через проектную деятельность формируются абсолютно все
универсальные учебные действия, прописанные в Стандарте.
Какое же место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС?
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной
деятельности?
Прежде чем перейти к рассмотрению сути проектной деятельности и ее применению на
уроках английского языка, необходимо определить, какое место занимает проектная
деятельность в реализации ФГОС нового поколения.
1.
Основное отличие нового Стандарта заключается в
изменение результатов, которые мы должны получить на выходе
(планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты);
2.
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные
действия (программы формирования УУД) ;
3.
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам,
является системно-деятельностный подход ;
4.
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода
является проектная деятельность .
Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру
ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному
подходу.
Какие умения мы можем сформировать у учащихся посредством проектной
деятельности?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассмотреть само понятие проектной
деятельности школьников, а также определить ее главные цели и задачи.
Проект – временная целенаправленная деятельность на получение уникального
результата.
Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.
Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий,
отслеживание результатов своей работы.
Целью проектной деятельностиявляется понимание и применение учащимися знаний,
умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проектной деятельности в школе:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать
основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении
цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся
должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план
работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о
библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять
инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с
установленным планом и графиком работы).
К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия
в проектной деятельности ключевого признака – самостоятельного выбора. Развитие
творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к
технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора
инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата.
Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится
доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует
отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности
проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом
возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих задача представляет
содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно
ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются
следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
2. Поисковые (исследовательские) умения:
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
5. Коммуникативные умения:
6. Презентационные умения и навыки:
Целью проекта будет являться повышение стимулирования самостоятельности
учащихся, осуществление индивидуально-дифференцированного подхода при отборе
заданий, обучение сотрудничеству участников учебного процесса, формирование
устойчивых мотивов деятельности школьников, ускорение процесса усвоения комплекса
знаний и умений, в котором важную роль играет саморегуляция учащихся,
целенаправленное обучение детей приёмам самоконтроля, выработке ответственного
отношения к учению.
В условиях реализации ФГОС проектная деятельность учащихся приобретает
особое значение. Метод проектов направлен на то, чтобы развить активное
самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить
знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике. Проектная методика
предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за
выполнение каждого задания по разработке проекта.