Напоминание

"Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"


Автор: Горшкова Валентина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад с.Сторожевка Татищевского района Саратовской области"
Населённый пункт: с.Сторожевка Татищевский район Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие связной речи дошкольников средствами театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие связной речи дошкольников средствами

театрализованной деятельности»


Горшкова В.И., воспитатель МДОУ «Детский сад с.Сторожевка Татищевского района Саратовской области» Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка, его успешного обучения в школе, а так же для дальнейшей трудовой деятельности. ФГОС, утвержденный 28 августа 2013 г. Советом Министерства образования и науки РФ, ставит цель - культурное развитие ребенка. Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что особой проблемой в воспитании и развитии дошкольников является формирование связной речи: они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи. Учитывая то, что в нашей группе есть дети с серьезными проблемами речевого развития, необходимо было уделить данной проблеме особое внимание. Решила использовать театрализованные игры, т. к. считаю, что театрализация является благоприятной средой для культурного развития детей. Ведь в театрализованных играх совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется правильная речь и речевая культура, формируются навыки произвольного внимания, развивается память и воображение. В ненавязчивой форме идет исправление речевых дефектов у детей. Театрализованная деятельность помогает развитию связной и грамматически правильной речи. Определила для себя цели и задачи. Цель: Развивать связную речь (монологическую, диалогическую) детей через театрализованную деятельность. Задачи: 1. Формировать умения: рассказывать художественное произведение. 2. Развивать лексическую, грамматическую, фонетическую стороны речи детей. 3. Развивать способность изображать художественный образ. 4 . Совершенствовать умение составлять рассказы по определенному плану, по набору картинок. Предполагаемые результаты: 1. Повысится уровень развития связной речи. 2. Речь детей станет более выразительной, образней, эмоциональней. 3. Дети приобретут умение передавать различные чувства, используя мимику, жесты, интонации. Организация театрализованной деятельности шла по определенному плану.  Во-первых, необходимо ознакомление детей с художественной литературой. Начиная с младшего дошкольного возраста, дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. С целью ознакомления детей с художественной литературой уже во второй младшей группе был
осуществлен проект «Книга в жизни ребенка», в котором решались следующие задачи:  приучать внимательно слушать художественное произведение;  формировать у детей умение выделять наиболее яркие поступки героев;  воспитывать бережное отношение к книге;  обогащать жизненный опыт детей, необходимый для понимания книг;  формировать у родителей практические навыки воспитания;  помочь родителям в создании домашней библиотеки. В группе оформили «Уголок книги» - свою маленькую библиотеку. Собирать е ё н а м п о м о г а л и р од и т е л и и у ч е н и к и С т о р о ж е в с ко й ш ко л ы . Решили сделать личный вклад в библиотеку – самим сделать «книжки - малышки». Собирать её нам помогали родители и ученики Сторожевской школы. Уст роили выст авку «Наши книжки - ма л ы ш к и » . Дети показывали родителям свои книжки, рассказывали о них: «Моя книжка про весну», «А моя про зиму!», «А я хочу рассказать про свою куклу» и т.п. В более старшем возрасте для закрепления знаний дошкольниками художественных произведений, использовала различные методические приемы: словесный, игровой, продуктивный, практический. Например, словесная игра «Из какого произведения эта строчка?». Зачитываю строки разных произведений, по которым дети определяют его название: «Сяду на пенек, съем пирожок …», «Вот и мыло подскочило …», «Никуда я не пойду, мне не нравится в саду!», «Васька, родненький! Как же ты под шляпу попал?» и т.п. Детям нравится игра «Создай сказочный образ». Предлагаю детям набор различных предметов одежды, из которого они выбирают необходимые для создания того или иного образа. Проводила упражнение «Изобрази чувство», с помощью которого дети осваивают способы их внешнего выражения. Дети изображают чувство радости, удивления, восторга, обиды, страха, боли и т.д. Очень им нравится это упражнение, все стараются, еле сдерживая смех. Предлагала детям нарисовать любимую сказку, вылепить любимых героев художественных произведений, сделать аппликацию персонажей новой сказки. Всегда интересны детям различные викторины. Проводила викторину « Из какого литературного произведения данный предмет?». Дети отгадывают: «Это стульчик, который сломала Машенька в сказке «Три медведя», «А это коса, которую нес петушок , чтобы прогнать лису в сказке «Заюшкина избушка», «Волшебный горшочек, в котором варилась каша». «А это, наверное, обезьяна из были Л.Толстого «Прыжок»», «А это шляпа, которая была живая - «Живая шляпа» Н. Носов». «Это, конечно, золотой ключик» и т.д. Все это помогало детям закрепить знания произведений детской художественной литературы. Был создан центр театрального искусства в группе, учитывая возраст детей. Определила основные направления деятельности:  постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
 от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;  от имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя к освоению роли как созданного простого «типичного» образа. Чтобы перейти к театрализованной деятельности детей, поставила следующие задачи:  развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;  обогащать словарь детей, активизировать его;  совершенствовать диалогическую речь, ее грамотный строй;  способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре. После проведения подготовительной работы начала показ настольного театра, потому что действия с его фигурами не вызывает особых трудностей. Учила подбирать декорации, персонажей знакомых сказок. Отрабатывались приемы вхождения в диалог по сюжету знакомой сказки небольшого содержания по схеме «вопрос-ответ». В средней группе уже учила детей сочетать в роли движение и слово. Использовала элементы ТРИЗ – различные обучающие упражнения, например, «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». Привлекала к играм малоактивных детей. Драматизировали простейшие сказки, используя настольный театр. Центр театрализации пополнялся другими видами театра – пальчиковым, руковичковым. Но наибольшую радость доставляет детям инсценирование любимых сказок, вхождение в роль знакомых персонажей, возможность почувствовать себя героем. Игры – драматизации побуждали детей к монологу и диалогу. Дети вынуждены задавать вопросы, отвечать на них, давать развёрнутые ответы. Здесь уже используем такие виды театров, как театр би-ба-бо, стаканчиковый и др. Включаем театрализацию в утренники. Инсценируем даже стихи. Подготовили драматизацию сказки Корнея Чуковского «Муха - Цокотуха». Исполняли её для детей детского сада, а потом для родителей. Использовали режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Через организацию театрализованных игр проводила индивидуальную работу с детьми с проблемами речевого развития. Ребенок проговаривает хорошо знакомый текст, упражняется в правильном произношении звуков. Дети любят импровизировать. Для этого использовали варежковый, пальчиковый театр. Пальчиковый театр в нашей группе содержит разнообразные куклы, которые не связаны между собой никакой определенной сюжетной линией (попугай, черепаха, король, осел, заяц и др.) Происходит осуществление речевой творческой деятельности путём переплетения реального и условного (воображаемого, невозможного). Идет развитие творческого воображения, связной речи, активизация словаря. Еще хочется подчеркнуть следующую мысль - основную часть своего времени дети проводят в детском саду с воспитателями. Речь воспитателя является примером для детей. Именно на нее они ориентируются. Всегда помню о том, что воспитатель должен совершенствовать и развивать свою речь.
Итоги работы по теме «Театрализованные игры в развитии связной речи дошкольников» показали, что значительно повысился уровень связной речи, обогатился словарный запас детей. Повысилась культура речевого общения. Дети стали более содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, а также значительно совершенствовалось умение составлять рассказы по определенному плану, по набору картинок. повышение уровня коммуникативных способностей, обогащение словарного запаса, развитие связной речи детей, ее выразительности. Дети научились самостоятельно организовывать театрализованные игры, выбирать сказку, стихотворение, песню для постановки, готовить необходимые атрибуты и декорация для будущего спектакля, распределять между собой обязанности и роли. Через театрализованные игры дети стали более активно использовать средства выразительности, владеть приемами кукловождения, способны сочинять небольшие сказки. Дети освоили невербальные средства общения (жесты, мимику, движения), научились выражать свои эмоции . У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях. Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. Работа по теме «Театрализованные игры в развитии связной речи дошкольников» проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Использовались различные формы работы: консультации («Особенности развития речи дошкольников», «Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста», «Организация театрализованного уголка» и др.), проекты («Книга в жизни ребенка», «Использование театрализованных игр в развитии связной речи дошкольников»). Широко использовалась наглядная информация для родителей в группе, где помещались различные материалы: советы, рекомендации, упражнения для развития речи детей, фотоматериалы, информация о реализации проектов по театрализованной деятельности. Также большую помощь оказывали родители в подготовке театрализованных представлений, активно участвовали в оформлении зоны театрализованных игр. Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает связную речь, а также помогает адаптироваться ребенку в коллективе . Список литературы 1. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада [Текст] / Л.В.Артемова.- М.: Просвещение, 1991. – 127с. 2. Ерофеева, Т.И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре [Текст] / Т.И.Ерофеева, Зверева, О.Л. - М.: Просвещение, 1994. – 128с. 3. Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов [Текст] / М.Д.Маханева. – М.: Сфера, 2001. – 128с. 4. Гончарова, О.В. Театральная палитра: Программа художественно- эстетического воспитания [Текст] / О.В. Гончарова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с
5. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. Е.В.Мигунова.– М.: ТЦ Сфера, 2009 –128 с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)


В раздел образования