Возможности дисциплины "Биология" для формирования экологической культуры
Автор: Барышева Наталья Владимировна Должность: преподаватель биологии Учебное заведение: ГБПОУ АО "Астраханский АДК" Населённый пункт: Астрахань Наименование материала: статья Тема: Возможности дисциплины "Биология" для формирования экологической культуры Раздел: среднее образование
Возможности дисциплины «Биология» для формирования
экологической культуры.
Убедившись в актуальности нашего исследования, мы приступили к
поиску
ответа
на
вопрос
«как
формировать
экологическую
культуру
у
студентов в пределах имеющегося времени, условий и профессиональной
направленности?».
Следующий этап работы посвящен определению на основе анализа
литературы
методики
наиболее
эффективных
педагогических
технологий,
методов,
методических
приемов,
способствующих
формирования
экологической культуры
у студентов, т.е. обучающихся в подростковом
возрасте.
Изучение
методической
литературы
показал,
что
существует
ряд
исследований
по
формированию
экологической
культуры
у
школьников,
обучающиеся основной школы и даже вузов. Рассмотрим педагогические
технологии, методы и методологические приемы, рекомендуемые педагогами
и методистами для формирования экологической.
Развивая основные принципы формирования экологической культуры
для организации образовательного процесса в экологическом образовании,
ведущими
методистами
предлагали
следующие
методы
и
технологии
обучения.
Метод
проектов это
способ
достижения
дидактической
цели
через
детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться
вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем
или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий
учащихся
в
их
определённой
последовательности
для
достижения
поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и
оформленной в виде некоего конечного продукта.
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении
учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе
решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из
различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о
педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность
исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей
сути.
Преподавателю
в
рамках проекта
отводится
роль
разработчика,
координатора, эксперта, консультанта.
То есть, в основе метода проектов лежит развитие познавательных
навыков
учащихся,
умений
самостоятельно
конструировать
свои
знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Разработанный
ещё
в
первой
половине
XX
века
на
основе
прагматической
педагогики Джона
Дьюи метод
проектов
становится
особенно
актуальным
в
современном
информационном
обществе.
Метод
проектов
не
новость
в
мировой педагогике:
он
начал
использоваться
в
практике
обучения
значительно
раньше
выхода
в
свет
известной
статьи
американского
педагога
У. Килпатрика «Метод проектов» (1918), в которой он
определил это понятие как «от души выполняемый замысел». В России метод
проектов был известен ещё в 1905 году. Под руководством С.Т. Шацкого
работала
группа
российских
педагогов
по
внедрению
этого
метода
в
образовательную практику. После революции метод проектов применялся в
ш ко л а х
п о
л и ч н о м у
р а с п о р я ж е н и ю Н. К. Крупской.
В 1931 г.
постановлением ЦК
ВКП(б) метод
проектов
был
осужден
как
чуждый
советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов.
После
определения
теоретических
и
методических
о снов
формирования экологической культуры у студентов на занятиях биологии в
СПО
перешли
к
конструированию
модели
методики
формирования
экологической культуры.
Разрабатывая модель методики формирования экологической культуры
у студентов СПО, мы определили основные положения, которые базируются
на
теоретических
основах
педагогики,
психологии
и
методики
эколого-
биологического и профессионального образования.
Положение 1. Формирование экологической культуры студентов СПО
на занятиях биологии - важнейшая задача средних специальных учебных
заведений. Актуальность этой проблемы вызвана потребностью специалиста
в получении как профессиональных, так и экологических знаний, так как
существует необходимость повысить уровень экологических знаний людей и
степень их участия в поиске решений вопросов, связанных с сохранением
окружающей среды.
Положение
2.
При
разработке
модели
мы
опирались
на
основные
понятия, определенные на основе анализа литературы.
Экологическая
культура
-
часть
общей
культуры,
охватывающая
совокупность
эколого-биологических
знаний,
полученных
в
результате
образования
и
самообразования,
умений
экологического
характера,
норм
экологического
поведения,
сформированного
в
результате
специально
организованной деятельности, и эколого-ценностных отношений к природе и
к своему труду.
Мы учитывали следующие компоненты:
1.
Знания
фундаментальные основы эколого-биологических наук,
полученных
в
процессе
профессионального
образования
на
занятиях
биологии в ААДК
2.
У м е н и я
экологиче ская
деятельно сть,
н а и б о л е е
соответствующая
законам
природы
в
профессиональной
отрасли,
приобретенные в процессе специального
организационной экологической
деятельности.
3.
Отношения
объективные
и
субъективные
мотивы,
обя-
занности, вытекающие из этих отношений, и проявление его как в отдельных
поступках, так и во всем поведении в целом.
4.
Поведение
образ
жизни
и
действий,
в
окружающей
среде
позволяющий сохранять природу для будущих поколений.
Учитывая,
что
экологическая
культура
формируется
в
процессе
эколого-профессионального образования, мы определили следующие задачи,
на решение которых будет направлена разрабатываемая нами модель:
1 . Формирование
эколого-биологических
знаний
с
учетом
будущей
специальности.
2.
Развитие
интереса
к
экологическим
аспектам
биологии
как
области профессиональной практической деятельности.
3.
Формирование практических профессиональных умений с учетом
эколого-биологических знаний.
4.
Развитие личностных качеств студента по отношению к природе
и своему труду.
Взаимосвязь
определенных
нами
понятий
формирования
экологической культуры у студентов СПО входят:
1.
Знания
2.
Умения
3.
Поведение
4.
Отношение
Положение 3. Конструирование модели методики формирования ЭПК,
мы проводили на основе следующих методологических подходов.
1.
С и с т е м н ы й
п о д х о д
определение
взаимосвязанных
и
взаимозависимых
элементов
связей
и
отношений
экологической
культуры
как
системы,
обуславливающих
упорядоченную
последовательность
формирования
компонентов
экологической культуры.
2.
Деятельностный
подход
выявление и описание тех способов
действия
в
учебной
профессиональной
деятельности,
которые
должны
привести студента к раскрытию экологически-ценностного аспекта учебного
содержания по биологии.
3.
Интегративный
подход
ориентация
на
взаимо связь
экологических
и
профессиональных
знаний,
имеющих
подход
к
новым
комплексным экологическим проблемам, выявление значимости, раскрытие
закономерных
связей
и
отношений
в
природе,
способствующих
формированию экологической культуры студентов на занятиях биологии в
СПО.
4.
Личностный
подход
формирование экологической культуры
студентов в СПО как новообразования личности студента, преобразования
общественной
необходимости
сохранения
природы,
окружающей
среды,
здоровья
во
внутренние
потребности
и
интересы,
нормы
поведения
по
отношению к природе в профессиональной деятельности.
5.
Аксиологиче ский
п од ход
обеспечение
ориентации
образовательного процесса на внутренние ценности студента и способы их
развития при формировании экологической культуры.
6.
Культурологический
подход
обеспечение развития культуры
личности в образовательном процессе по биологии, наполнение содержания
биологического образования, процесса обучения обще культурологическими
понятиями, категориями, а также адекватными средствами и технологиями
формирования
эколого-профессиональных
знаний,
умений,
отношений
и
норм поведения.
Положение 4. При конструировании модели методики формирования
экологической культуры на занятиях биологии мы опирались на ведущие
принципы,
которые
определяют
психолого-педагогические
требования
к
образовательному процессу и обеспечивают эффективность формирования
экологической культуры студентов на занятиях биологии в СПО.
1.
Принцип
культурологичности
актуализирует
направленность
экологического образования на формирование и развитие общей культуры
студента, обеспечивает ориентацию на многосторонность познания мира с
опорой на освоение универсальных культурных ценностей.
2.
Принцип
экологизации
определяет
необходимость
формироания
экологической
культуры
на
основе,
новых
ценностных
ориентации
в
отношениях с единственно возможной для человека средой обитания.
3.Принцип
взаимосвязи
профессионального
и
экологического
образования
обеспечивает
экологизацию
содержания
образовательных
программ общего образования, учет экологического компонента в стандартах
студентов СПО, что способствует становлению и развитию экологической
культуры студентов.
4.Принцип
региональности
подразумевает
необходимость
для
формирования
экологической
культуры
учета
регионального
компонента:
знание
местной
природы,
экологических
проблем
региона,
природных
и
социально-экономических условий.
5.Принцип личностности обеспечивает формирование экологической
направленности личности студентов.
Положение 5. Учебное содержание дисциплины «Биология» обладает
широкими
возможностями
для
формирования
экологической
культуры
студентов.
В
то
же
время
необходимо
насыщение
учебного
эколого-
биологического
содержания
дополнительным
материалом,
позволяющим
раскрыть
современное
понимание
экологических
и
профессиональных
знаний, объяснить их актуальность и взаимосвязь с решением социальных
проблем нашего общества. При этом учитывали, что дополнительный ма-
териал остается в подчиненном значении, не заменяя собой программного
содержания, а лишь обогащая его, помогая более полному, многогранному
его раскрытию. Для выполнения этого условия мы определили критерии
отбора дополнительного материала, который может усилить интересующие
нас аспекты изучаемых биологических знаний:
1.
Критерий
-
мотивационный
определяет
выбор
материала,
позволяющего раскрывать значение эколого-биологических знаний, понятий
для повседневной и профессиональной деятельности.
2.
Кр и т е р и й
-
с о д е р ж а т е л ь н ы й
позволя ет
в ы б р ат ь
дополнительный
материал,
раскрывающий
основные
биологические,
естественнонаучные, культурологические, экологические и природоохранные
знания, умения, отношения, которые должны быть, усвоены студентами в
соответствии
с
поставленными
задачами
в
эколого-профессиональном
образовании;
3.
Критерий
-
деятельностный
позволяющий
организовывать
деятельность студентов по освоению экологических и профессиональных
знаний,
умений,
используемые
им
в
эколого-профе ссиональной
деятельности;
4.
Критерий
-
региональный
обеспечивает
раскрытие
регио-
нального аспекта изучаемых закономерностей в эколого-профессиональном
образовании;
5.
Критерий
-
ценностный
позволяет
раскрывать
взаимосвязь
экологических
ценностей
с
профессиональными,
социальными
и
политическими проблемами глобального и регионального характера.
Положение
6.
В
модели
методики
формирования
экологической
культуры на занятиях биологии мы использовали те педагогические техноло-
гии,
методы
и
методические
приемы,
которые,
согласно
теоретическому
анализу, являются наиболее эффективными для формирования экологической
культуры.
Положение
7.
Диагностика
позволяет
проводить
исследование
состояния формирования экологической культуры
студентов на занятиях
биологии
в
СПО.
Результат
диагностики
-
определение
качественных
и
количественных
параметров
элементов
экологической
культуры
(знания,
умения,
отношения,
поведение)
позволяет
корректировать
методику
формирования экологической культуры
студентов и определять результат
формирования экологической культуры
студентов на занятиях биологии в
СПО.