Напоминание

Развитие исследовательских умений у школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по биологии


Автор: Левченко Вера Анатольевна
Должность: магистр
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Астраханский Государственный Университет"
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: статья
Тема: Развитие исследовательских умений у школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по биологии
Раздел: среднее образование





Назад





Статья «Развитие исследовательских умений у школьников 8-9

классах во внеурочной деятельности по биологии »
Зачастую в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Школьный учитель биологии , в качестве приоритетного направления своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное и познавательное развитие своих учеников. Одной из наиболее эффективных технологий, способствующих решению этой задачи, является проведение внеурочных мероприятий по биологии. Целью биологического образования в современной школе является не только возможность получить адекватные, необходимые современные знания, навыки и умения , но уметь применять приобретённые знания на практике. И важным аспектом в биологическом образовании является развитие исследовательский умений. В условиях социально-экономического развития общества повысились требования к подготовке кадров, готовых к деятельности в рыночных условиях,т.е. способных выдерживать конкуренцию и использовать свою профессиональную конкурентоспособность. Новые требования к образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности при свободном трудоустройстве, диктуемые условиями современного общества, перестройка структуры и содержания образования, определяют необходимость оптимизации процесса исследовательской деятельности как одного из компонентов образовательного процесса. В связи с этим возникла необходимость привлечения школьников к исследовательской деятельности. Я считаю, что работа в этом направлении очень актуальна. Это позволяет развить мотивацию к изучению предмета, познанию научных методов и приёмов в результате проведения внеклассных занятий, а также лабораторных (экспериментальных) работ. Актуальность данной темы заключается в том, что формировать исследовательские умения при проведении внеклассных мероприятий по биологии необходимо - это позволяет учащимся интересующимися предметом, не ограничиваться рамками учебной программы, а дает возможность окунуться в мир новой и интересной информации. Применение заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников интерес к предмету, который не ограничивается только посещением уроков биологии , а наоборот, подталкивает его к самостоятельному получению все новых и новых знаний во внеурочное время
Под исследовательской деятельностью мы понимаем совокупность систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и убеждений, которые определяют функциональную готовность ученика к творческому пути решения познавательных задач в области биологии. Развитие исследовательских умений необходимо рассматривать как последовательную систему взаимосвязанных действий преподавателя и ученика на основе инструментально-дидактических средств. Работу по развитию данных качеств условно можно разделить на ряд взаимосвязанных направлений: включение элементов исследования в лекционную часть занятия; включение элементов исследования в практические занятия; включение элементов исследования во внеаудиторные занятия (подготовка рефератов, творческих проектов, проведение всевозможных турниров, олимпиад, интеллектуальных игры и марафонов, «круглых столов», публикаций наиболее интересных ученических работ и пр.). Формирование у школьников специальных знаний, а также общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из основных задач исследовательского обучения. Овладение этими важными инструментами – залог успешности познавательной деятельности.


В раздел образования