Развитие исследовательских умений у школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по биологии
Автор: Левченко Вера Анатольевна Должность: магистр Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Астраханский Государственный Университет" Населённый пункт: Астрахань Наименование материала: статья Тема: Развитие исследовательских умений у школьников 8-9 классов во внеурочной деятельности по биологии Раздел: среднее образование
Статья «Развитие исследовательских умений у школьников 8-9
классах во внеурочной деятельности по биологии »
Зачастую в преподавании биологии особое внимание уделяется
овладению учащимися традиционными методами научного познания
окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда
интересно детям с низкой познавательной активностью.
Школьный учитель биологии , в качестве приоритетного направления
своей профессиональной деятельности должен рассматривать личностное и
познавательное развитие своих учеников. Одной из наиболее эффективных
технологий, способствующих решению этой задачи, является проведение
внеурочных мероприятий по биологии.
Целью биологического образования в современной школе является не
только возможность получить адекватные, необходимые современные знания,
навыки и умения , но уметь применять приобретённые знания на практике. И
важным аспектом в биологическом образовании является развитие
исследовательский умений.
В условиях социально-экономического развития общества повысились
требования к подготовке кадров, готовых к деятельности в рыночных
условиях,т.е. способных выдерживать конкуренцию и использовать свою
профессиональную конкурентоспособность. Новые требования к
образовательному уровню специалистов и их конкурентоспособности при
свободном трудоустройстве, диктуемые условиями современного общества,
перестройка структуры и содержания образования, определяют
необходимость оптимизации процесса исследовательской деятельности как
одного из компонентов образовательного процесса. В связи с этим возникла
необходимость привлечения школьников к исследовательской деятельности.
Я считаю, что работа в этом направлении очень актуальна. Это
позволяет развить мотивацию к изучению предмета, познанию научных
методов и приёмов в результате проведения внеклассных занятий, а также
лабораторных (экспериментальных) работ.
Актуальность данной темы заключается в том, что формировать
исследовательские умения при проведении внеклассных мероприятий по
биологии необходимо - это позволяет учащимся интересующимися
предметом, не ограничиваться рамками учебной программы, а дает
возможность окунуться в мир новой и интересной информации. Применение
заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у
школьников интерес к предмету, который не ограничивается только
посещением уроков биологии , а наоборот, подталкивает его к
самостоятельному получению все новых и новых знаний во внеурочное
время
Под исследовательской деятельностью мы понимаем совокупность
систематизированных знаний, умений и навыков личности, взглядов и
убеждений, которые определяют функциональную готовность ученика к
творческому пути решения познавательных задач в области биологии.
Развитие исследовательских умений необходимо рассматривать как
последовательную систему взаимосвязанных действий преподавателя и
ученика на основе инструментально-дидактических средств. Работу по
развитию данных качеств условно можно разделить на ряд взаимосвязанных
направлений: включение элементов исследования в лекционную часть
занятия; включение элементов исследования в практические занятия;
включение элементов исследования во внеаудиторные занятия (подготовка
рефератов, творческих проектов, проведение всевозможных турниров,
олимпиад, интеллектуальных игры и марафонов, «круглых столов»,
публикаций наиболее интересных ученических работ и пр.).
Формирование у школьников специальных знаний, а также общих
умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске – одна из
основных задач исследовательского обучения. Овладение этими важными
инструментами – залог успешности познавательной деятельности.