Напоминание

" Прикоснись к природе сердцем! "


Автор: Хабибуллина Фарида Юсуповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко"
Населённый пункт: РТ г. Заинск
Наименование материала: статья
Тема: " Прикоснись к природе сердцем! "
Раздел: дошкольное образование





Назад





Хабибуллина

Ф.Ю.
воспитатель первой квалификационной категории (МБДОУ «Солнышко» г.Заинска РТ)
« Прикоснись к природе сердцем ! »
Что может быть прекраснее зари извечной, Когда нам дарит щедро солнце свет. Мы удивляемся смоле янтарной вечной И мушке, запечатанной в неё навек. Что может быть прекраснее простой ромашки И щедрой россыпи лесных чудес? Нас удивляет муравейника строительство загадки И танец бабочек, похожих так на маленьких принцесс… Правильное представление о природе, полученные в детстве, создает прочную основу для дальнейшего его познания, воспитания любви и бережного отношения к ней. Вместе с детьми мы радуемся зеленой траве и снежному полю, деревьям, цветам и маленькой елочке, поющим птицам, насекомым – всему, что вызывает добрые чувства. Работа по экологическому воспитанию детей в нашем ДОУ ведется с учетом ФГОС. Целью данной направленности являются: -сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе; -сформировать умения и навыки по уходу за растениями и животными, воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду; - заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой; -воспитывать эстетические и патриотические чувства. С этой целью в нашем ДОУ ведется планомерная, целенаправленная работа. Начнем с того, что в каждой возрастной группе конечно же оформлены живые уголки, соответствующих возрастной группе детей. Уголки имеют современное оснащение, доступны и безопасны для детей. Имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки для дежурства и труда в природе. Для наблюдений и ухода за животными созданы все условия: у нас имеются и попугай, и хомячки - джунгарики и конечно же разнообразные рыбки в аквариумах. Дети по очереди ведут дежурство по уходу за животными, учатся наблюдать за ними, отмечают их повадки, а аквариум даже играет роль релаксации, если ребенок устал от шума и хочет немного отдохнуть. Известно так же, что линзовый эффект, который создает вода, благотворно сказывается на состоянии сетчатки глаза. Таким образом живой уголок в детском саду помогает привить нашим детям чувство ответственности, любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания. Так же имеется и экспериментальный уголок, содержащий материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Это модели
с алгоритмами для выполнения опытов, природные и медицинские материалы, серии картин с изображением природных сообществ, что часы бывают разные - из земли и из камня. С целью распространения педагогического опыта нами были проведены открытые НОД для родителей и педагогов, к примеру такие как : познавательно- исследовательская деятельность «Путешествие в секретную лабораторию», «Путешествие капельки», «Поможем ежику в весеннем лесу» и мн.др. Не говоря уже о НОД по изобразительной деятельности и конструированию из природного материала, с которым детям очень нравится создавать разнообразные поделки. Идя в ногу со временем, для организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников нами активно используются и следующие виды технологий такие как: - проектный метод («Наш дом – природа»); - социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга, закрепляя полученные знания); - использование компьютерных технологий; - мультимедийные презентации; - экологическая тропинка. Для самостоятельной деятельности организованы «Уголки книги». В которых дети могут познакомится с художественной литературой о природе России, Татарстана и родного края «Дикие животные Татарстана», «Рыбы Камы», «Растения РТ», «Ягоды и грибы». Любимые книги наших детей: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин «Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времен года», стихи на татарском языке поэта Габдуллы Тукая «Сон земли», «Ребенок и бабочка», «Гали и коза». Именно через стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир. Интересно для детей и творчество татарского писателя Абдуллы Алиша «Бикбатыр белэн Биккуркак», «Хвосты»,»Жила-была пчелка» и т.д. Важно, что через эти произведения дети изучают традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств характера, как трудолюбие, честность, смелость, скромность, ответственность, прививается интерес к школе и знаниям. Стихи о природе для детей – это рифмованные поэтические произведения, описывающие образы природы и окружающего мира понятным детям языком. Тем самым являются, первой поэзией, с которой дети сталкиваются в своей жизни. Приобщая детей к природе, нами ежедневно проводятся наблюдения, беседы о перелетных и зимующих птицах, домашних питомцах и т.п. Организуются и экскурсии в теплицу, находящуюся на территории садика, где с детьми ведутся наблюдения за жизнью растений зимой. Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т. к. ребенок по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с
природным материалом, поэтому я рекомендую родителям на прогулке с детьми собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок. Каждый год мы проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала, сделанная детьми вместе с родителями «Дары природы», «Щедрая осень», «Осенние наряды», выставки рисунков детей о природе. Ежегодно в зимний период года в детском саду проводится конкурс «Лучший скворечник», а совсем недавно в нашем ДОУ была проведена акция «Кормушка для птиц своими руками», где дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении кормушек для подкормки птиц. Разнообразные красочные кормушки помогают закреплять представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к птицам, любви к природе, чувства сострадания к братьям нашим меньшим. А весной, так как наш Детский сад является национальным, мы не забываем и о национальном весенних праздниках «Науруз», «Карга боткасы». Проведение которых воспитывает в душе ребенка любовь к народной культуре и природе родного края. Так же хочется рассказать о ежегоднем весеннем конкурсе среди групп нашего ДОУ «Огород на окне», в котором участвуют все и дети, и родители. В сказочной форме оформляют свои саженцы лука, петрушки, укропа. А старшие ребята сажают свой цветок и приучаются лично ухаживать каждый за своим. Нельзя не сказать и о здоровье детей. Ведь здоровье ребенка является основополагающей силой. Поэтому задачи по его сохранению и укреплению успешно решаются благодаря созданию благоприятных санитарно-гигиенических условий, заботливому уходу за каждым ребенком, полноценному питанию, организации прогулок на свежем воздухе и достаточной двигательной активности в любое время года. Утренний прием в нашем детском саду проводится в любое время года на улице, где можно позаниматься зарядкой и утренней пробежкой. В летнее время проводятся закаливающие процедуры и воздушные ванны на свежем воздухе, что благоприятно сказывается на здоровье детей и приобщает их к здоровому образу жизни. По традиции ежегодно с детьми старших групп мы совершаем экскурсию на луг, где собираем лекарственные растения для нашего фитобара, в котором зимой после бассейна наши детки пьют чай. Мы считаем, что работая в данном направлении очень важно использовать личностно-ориентированный подход. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый ребёнок мог сформулировать своё личное предположение о том или ином явлении, какой будет результат по его мнению и мог объяснить, почему он так думает. Поэтому наши дети научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, выбирать способ решения познавательной задачи. У детей заметно развилась способность сравнивать, делать выводы, высказывать свои суждения, легче устанавливать причинно-следственные связи в природе. Радость и счастье, здоровье и долголетие – все это необходимо каждому человеку. И все это может быть достигнуто, лишь живя в гармонии с окружающим, в гармонии природой и самим собой.


В раздел образования