Автор: Хабибуллина Фарида Юсуповна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Солнышко" Населённый пункт: РТ г. Заинск Наименование материала: статья Тема: " Прикоснись к природе сердцем! " Раздел: дошкольное образование
Ф.Ю.
воспитатель первой квалификационной
категории
(МБДОУ «Солнышко» г.Заинска
РТ)
« Прикоснись к природе сердцем ! »
Что может быть прекраснее зари извечной,
Когда нам дарит щедро солнце свет.
Мы удивляемся смоле янтарной вечной
И мушке, запечатанной в неё навек.
Что может быть прекраснее простой ромашки
И щедрой россыпи лесных чудес?
Нас удивляет муравейника строительство загадки
И танец бабочек, похожих так на маленьких принцесс…
Правильное представление о природе, полученные в детстве, создает прочную основу
для дальнейшего его познания, воспитания любви и бережного отношения к ней.
Вместе с детьми мы радуемся зеленой траве и снежному полю, деревьям, цветам и
маленькой елочке, поющим птицам, насекомым – всему, что вызывает добрые чувства.
Работа по экологическому воспитанию детей
в нашем ДОУ
ведется с учетом
ФГОС.
Целью данной направленности являются:
-сформировать осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в
природе;
-сформировать
умения
и
навыки
по
уходу
за
растениями
и
животными,
воспитывать чувственно-эмоциональные реакции детей на окружающую среду;
-
заботливое
отношение
к
природе
путем
целенаправленного
общения
их
с
окружающей средой;
-воспитывать эстетические и патриотические чувства.
С
этой
целью
в
нашем
ДОУ
ведется
планомерная,
целенаправленная
работа.
Начнем с того, что в каждой возрастной группе конечно же оформлены живые уголки,
соответствующих возрастной группе детей. Уголки имеют современное оснащение,
доступны и безопасны для детей. Имеются орудия труда: лейки, совочки, палочки для
рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки для дежурства и труда в природе. Для
наблюдений и ухода за животными созданы все условия: у нас имеются и попугай, и
хомячки - джунгарики
и конечно же разнообразные рыбки в аквариумах. Дети по
очереди ведут дежурство по уходу за животными, учатся наблюдать за ними, отмечают
их повадки, а аквариум даже играет роль релаксации, если ребенок устал от шума и
хочет немного отдохнуть. Известно так же, что линзовый эффект, который создает
вода, благотворно сказывается на состоянии сетчатки глаза. Таким образом живой
уголок
в
детском
саду
помогает
привить
нашим
детям
чувство
ответственности,
любовь к живой природе, расширяет кругозор и помогает получать новые знания.
Так же имеется и экспериментальный уголок, содержащий материал, с которым
ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Это модели
с алгоритмами для выполнения опытов, природные и медицинские материалы, серии
картин с изображением природных сообществ, что часы бывают разные - из земли и из
камня.
С целью распространения педагогического опыта нами были проведены открытые
НОД
для
родителей
и
педагогов,
к
примеру
такие
как
:
познавательно-
исследовательская
деятельность
«Путешествие
в
секретную
лабораторию»,
«Путешествие капельки», «Поможем ежику в весеннем лесу» и мн.др. Не говоря уже о
НОД по изобразительной деятельности и конструированию из природного материала,
с которым детям очень нравится создавать разнообразные поделки.
Идя в ногу со
временем,
для
организации
образовательной
деятельности
по
экологическому
воспитанию
дошкольников
нами
активно
используются
и
следующие
виды
технологий такие как:
- проектный метод («Наш дом – природа»);
- социально-игровые методы обучения (дети учат друг друга, закрепляя полученные
знания);
- использование компьютерных технологий;
- мультимедийные презентации;
- экологическая тропинка.
Для самостоятельной деятельности организованы «Уголки книги». В которых дети
могут познакомится с художественной литературой о природе России, Татарстана и
родного края «Дикие животные Татарстана», «Рыбы Камы», «Растения РТ», «Ягоды и
грибы». Любимые книги наших детей: В. Бианки «Синичкин календарь», М. Пришвин
«Кладовая солнца», В. Степанов «Азбука времен года», стихи на татарском языке
поэта Габдуллы Тукая «Сон земли», «Ребенок и бабочка», «Гали и коза». Именно через
стихи и сказки Г. Тукая ребенок познает окружающий мир. Интересно для детей и
творчество
татарского
писателя
Абдуллы
Алиша
«Бикбатыр
белэн
Биккуркак»,
«Хвосты»,»Жила-была пчелка» и т.д. Важно, что через эти произведения дети изучают
традиции татарского народа, его устои: почтительность, уважение к старшим, доброту
и отзывчивость. Они способствуют формированию у детей таких ценных качеств
характера,
как
трудолюбие,
честность,
смелость,
скромность,
ответственность,
прививается
интерес
к
школе
и
знаниям.
Стихи
о
природе
для
детей
–
это
рифмованные
поэтические
произведения,
описывающие
образы
природы
и
окружающего мира понятным детям языком. Тем самым являются, первой поэзией, с
которой дети сталкиваются в своей жизни.
Приобщая детей к природе, нами ежедневно проводятся наблюдения, беседы о
перелетных и зимующих птицах, домашних питомцах и т.п. Организуются и экскурсии
в теплицу, находящуюся на территории садика, где с детьми ведутся наблюдения за
жизнью растений зимой.
Исследовательская, опытническая деятельность очень близка детям, т. к. ребенок
по своей натуре пытливый исследователь. Детям нравится играть и заниматься с
природным
материалом,
поэтому
я
рекомендую
родителям
на
прогулке
с
детьми
собирать шишки, желуди, веточки, семена клена. Все это материал для поделок.
Каждый год мы проводим конкурс на лучшую поделку из природного материала,
сделанная детьми вместе с родителями «Дары природы», «Щедрая осень», «Осенние
наряды», выставки рисунков детей о природе.
Ежегодно в зимний период года в детском саду проводится конкурс «Лучший
скворечник», а совсем недавно в нашем ДОУ была проведена акция «Кормушка для
птиц своими руками», где дети вместе с родителями приняли участие в изготовлении
кормушек
для
подкормки
птиц.
Разнообразные
красочные
кормушки
помогают
закреплять представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о
связи с окружающей средой, воспитание у детей бережного и заботливого отношения к
птицам, любви к природе, чувства сострадания к братьям нашим меньшим. А весной,
так как наш Детский сад является национальным, мы не забываем и о национальном
весенних праздниках «Науруз», «Карга боткасы». Проведение которых воспитывает в
душе ребенка любовь к народной культуре и природе родного края.
Так же хочется рассказать о ежегоднем весеннем конкурсе среди групп нашего
ДОУ «Огород на окне», в котором участвуют все и дети, и родители. В сказочной
форме оформляют свои саженцы лука, петрушки, укропа. А старшие ребята сажают
свой цветок и приучаются лично ухаживать каждый за своим.
Нельзя
не
сказать
и
о
здоровье
детей.
Ведь
здоровье
ребенка
является
основополагающей силой. Поэтому задачи по его сохранению и укреплению успешно
решаются
благодаря
созданию
благоприятных
санитарно-гигиенических
условий,
заботливому
уходу
за
каждым
ребенком,
полноценному
питанию,
организации
прогулок на свежем воздухе и достаточной двигательной активности в любое время
года. Утренний прием в нашем детском саду проводится в любое время года на улице,
где можно позаниматься зарядкой и утренней пробежкой. В летнее время проводятся
закаливающие процедуры и воздушные ванны на свежем воздухе, что благоприятно
сказывается
на
здоровье
детей
и
приобщает
их
к
здоровому
образу
жизни.
По
традиции ежегодно с детьми старших групп мы совершаем экскурсию на луг, где
собираем
лекарственные
растения
для
нашего
фитобара,
в
котором
зимой
после
бассейна наши детки пьют чай.
Мы
считаем,
что
работая
в
данном
направлении
очень
важно
использовать
личностно-ориентированный подход. Поэтому мы стараемся, чтобы каждый ребёнок
мог сформулировать своё личное предположение о том или ином явлении, какой будет
результат по его мнению и мог объяснить, почему он так думает. Поэтому наши дети
научились
высказывать
свои
предположения
о
причинах
наблюдаемых
явлений,
выбирать
способ
решения
познавательной
задачи.
У
детей
заметно
развилась
способность
сравнивать,
делать
выводы,
высказывать
свои
суждения,
легче
устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Радость и счастье, здоровье и долголетие – все это необходимо каждому человеку.
И все это может быть достигнуто, лишь живя в гармонии с окружающим, в гармонии
природой и самим собой.