Автор: Пименова Оксана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №13 Населённый пункт: Киселевск Наименование материала: статья Тема: Сенсорное развитие детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
.Сенсорное развитие детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие – это развитие его восприятие и формирование
представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,
положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Большое значение
сенсорное развитие имеет в раннем и дошкольном детстве. Этот возраст
наиболее
благоприятен
для
совершенствования
деятельности
органов
чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего
умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное
значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного
обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.
С
восприятия
предметов
и
явлений
окружающего
мира
начинается
познание.
Все
другие
формы
познания
–
запоминание,
мышление,
воображение
–
строятся
на
основе
образов
восприятия,
являются
результатами
их
переработки.
Поэтому
нормальное
умственное
развитие
невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у
детей
представлений
о
сенсорных
эталонах
–
общепринятых
образцах
внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают
семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве
эталона формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система
мер.
Свои
виды
эталонов
имеются
в
слуховом
восприятии
(это
фонемы
родного
языка,
звуковысотные
отношения),
свои
–
во
вкусовом,
обонятельном восприятии.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не
ограничивающийся
рамками
дошкольного
детства
и
имеющий
свою
предысторию. Усвоить сенсорный эталон - это вовсе не значит научиться
правильно,
называть
то
или
иное
свойство.
Необходимо
иметь
четкие
представления
о
разновидностях
каждого
свойства
и,
главное,
уметь
пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств
самых различных предметов в самых различных ситуациях.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,
формируется определённое звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в предоставлении
ребенку
достаточного
богатства
и
разнообразия
внешних
впечатлений,
развитии
внимания
к
свойствам
предметов.
Когда
у
малыша
начинают
формироваться хватательные движения, к этой задачи присоединяется еще
одна, необходимо помочь ребёнку приспособить хватательные движения к
форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно
такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать
для
малыша
определённое
значение
(«маленькое»
-
это
то,
что
можно
схватить
одной
рукой,
«большое»-
двумя
руками,
«круглое»
-
то,
что
охватывается
всей
ладошкой,
«квадратное»
-
то,
что
берётся
пальцами,
обхватывающими предмет с двух сторон, и т. п.).
Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания
вообще.
Обеспечивая
приток
всё
новых
впечатлений,
оно
становится
необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для
нормального общего физического и психологического развития ребёнка.
На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания
существенно усложняется. Хотя ребёнок раннего возраста ещё не готов к
усвоению
сенсорных
эталонов,
у
него
начинают
накапливаться
представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов.
Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам
предметов,
выработать
устойчивые
представления
об
этих
свойствах,
целесообразно организовать такие действия с предметами, при которых для
получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме,
величине,
установить
их
совпадение
или
несовпадение.
Поэтому
им
предлагают накладывать предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и
величине,
прикладывать
их
вплотную
друг
к
другу,
сравнивая
цвета.
От
внешних
приемов
сопоставления
дети
постепенно
переходят
к
сопоставлению на глаз. Это даёт им возможность устанавливать тождество и
различие
по
внешним
свойствам
и
между
такими
предметами,
которые
нельзя наложить друг на друга или приложить вплотную.
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные
продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен,
складывание простейших предметов из строительного материала). Но при
этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого
материала, так как не понимают их значение и не фиксируют внимание на
них.
Поэтому,
обучая
малышей
выполнять
простейшие
продуктивные
задания, необходимо добиваться того, чтобы ребёнок усвоил, что форма,
величина, цвет – постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать
при выполнении самых различных действий.
Начиная с трёх лет, основное место в сенсорном воспитании детей
занимает
ознакомление
их
с
общепринятыми
сенсорными
эталонами
и
способами их использования.
Сенсорным эталоном в области восприятия цвета служат так
называемые
хроматические
(«цветные»)
цвета
спектра
(красный,
оранжевый,
желтый,
зеленый,
голубой,
синий,
фиолетовый)
и
ахроматические цвета (белый, серый, черный).
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов
формы
предполагает
знакомство
с
квадратом,
прямоугольником,
кругом,
овалом, треугольником.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина –
относительное свойство, ее точное определение производится при помощи
условных мер. Отличие этих мер от геометрических форм состоит именно в
их условности. Усвоение системы мер и способов их использования – особая
задача, требующая определенной математической подготовки и не входящая
в программу дошкольного обучения.
Величина предмета обычно устанавливается в зависимости от места,
занимаемого
им
в
ряде
однородных
предметов.
Усложнение
этих
представлений заключается в постепенном переходе от сравнения двух –
трех
предметов
к
сравнению
многих
предметов,
образующих
ряд
убывающих
или
возрастающих
величин.
Сенсорное
воспитание
тесно
переплетается здесь с развитием мышления ребенка.
Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности,
поскольку
с
разными
свойствами
предметов
могут
быть
организованы
разные
действия.
Дети
лучше
запоминают
цвета
спектра
и
особенно
их
оттенки,
если
получают
их
самостоятельно.
Знакомя
детей
с
геометрическими
формами
и
их
разновидностями,
обучаем
их
приему
обведения контура с одновременным зрительным контролем за движением
руки,
а
также
сопоставлению
фигур,
воспринимаемых
зрительно
и
осязательно.
Формированию
представлений
о
величине
способствует
выстраивание предметов в ряды убывающей или нарастающей величины.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о
соотношениях
величин,
которые
дети
усваивают,
становятся
сенсорными
эталонами
и
применяются
в
качестве
образцов
при
обследовании
разнообразных предметов.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном
воспитании детей.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует
создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими
игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет,
форму
и
величину
как
особые
признаки
предметов,
накапливать
представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении
между двумя предметами по величине.
Начиная с четвертого года жизни, у детей формируют сенсорные
эталоны:
устойчивые,
закрепленные
в
речи
представления
о
цветах,
геометрических
фигурах
и
отношениях
по
величине
между
несколькими
предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами
геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между
элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей
способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг
образцов
–
эталонов,
последовательному
осмотру
и
описанию
формы,
выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать
у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов,
расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
На основе этих задач разработана система дидактических игр и
упражнений.
Список литературы
1.
Азаров, Ю.П. Игра и труд [Текст]: пособие/Ю.П. Азаров. - М.: Знание,
1973.-210с.
2.
Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: пособие/Н.П. Аникеева. - М.:
Просвещение, 1987.-167с.
3.
Ананьев,
Б.Г.Особенности
восприятия
пространства
у
детей
[Текст]:
пособие/Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М.: Просвещение, 1964. - 120с.
4.
Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст]: учебное пособие/Е.А.
Аркин. - М.: Просвещение, 1967.- 445с.
5.
Бондаренко, А.К. Дидактическая игры в детском саду [Текст]: книга для
воспитателя детского сада/А.К. Бондаренко. - М.: Просвещение, 1991.-
423с.
6.
Воспитание детей раннего возраста [Текст]: пособие для работников
яслей-сада / под ред. Г. М. Ляминой.- М.: Просвещение, 1974.-219с.
7.
Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6
лет [Текст]: клига для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г.
Пилюгина, Н.Б. Венгер.—М.: Просвещение, 1988.-312с.
8.
Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст]: пособие
для педагогов дошкольных учреждений/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса.-М.:
Мозаика-Синтез, 2006.-364с.
9.
Возраста
[Текст]:
в
сборнике:
вопросы
психологии
ребенка
дошкольного возраста/А.В. Запорожец. - М.: Л 1960.-200с.
10.Возраста
[Текст]:
в
сборнике:
вопросы
психологии
ребенка
дошкольного возраста/А.В. Запорожец. - М.: Л 1960.-302с.
11.Выгодский,
Л.С.
Избранные
психологические
исследования
[Текст]:
пособие/Л.С. Выгодский - М.: Просвещение, 1956. - 242с.
12.Выгодский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах [Текст]: пособие т.2/
Л.С. Выгодский – М.: Просвещение, 1982 – 361с.
13.
Возрастные
возможности
усвоения
знаний
[Текст]/под
ред.
Д.
Б.
Эльконина, В. В. Давыдова.- М.: Просвещение,1966.- 442с.
14.Воспитателю о детской игре [Текст]/ под ред. Т. А. Марковой. – М.:
Просвещение, 1982. – 128с.
15.Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности [Текст]: пособие/ Н.Ф.
Губанова.- М.: Мозаика – Синтез, 2008.- 128с.
16.
Дидактические
игры
и
занятия
с
детьми
раннего
возраста
[Текст]:
пособие для воспитателей детских садов / под ред. С. Л. Новоселовой.
– М.: Просвещение 1977.-138с
17.
Дидактические
игры
и
упражнения
по
сенсорному
воспитанию
цошкольников [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / под
ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1973.-253с.
18.
Ермолаева,
М.В.
Психология
развития.
3-е
изд.
[Текст]:
учеб,
пособие /М.В. Ермолаева. - М.: Воронеж, 2006.-376с.
19.
Зеньковский,
В.В.
Психология
детства
[Текст]:
пособие/В.В.
Зеньковский. - М.: Просвещение, 1996.- 109с.
20.
Игры
и
упражнения
по
развитию
умственных
способностей
детей
дошкольного возраста [Текст]/ сост. Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко. - М.:
Просвещение, 1989. – 370 с.
21. Кондратенко, Т.Д. Обучение старших дошкольников [Текст]: пособие/
Т.Д. Кондратенко, В.К. Котыло, С.А. Ладывич .- Киев, 1986.-276с.
22.
Леонтьев,
А.Н.
Избранные
психологические
произведения
[Текст]:
пособие/А.Н. Леонтьев.- М.: Педагогика, 1983.-354с.
23.
Люблинская, А.А. Ранние формы мышления ребенка [Текст]: в книге
Исследование мышления в советской психологии/А.А. Люблинская. -
М.: Просвещение, 1966.-360с.