Напоминание

Древний Рим.


Автор: Афонина Наталия Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 1 г. Мичуринска
Населённый пункт: Г. Мичуринск Тамбовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Древний Рим.
Раздел: среднее образование





Назад





Предмет:
История. Класс 5.
Учебник:
А.А. Вигасин, Т.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М «Просвещение» 2012.
Тема урока:
Древний Рим.
Тип урока:
Изучение нового материала.
Оборудование:
ИКТ, фрагмент обучающего фильма, историческая карта, атласы, смайлики, задания разного уровня.
Цель урока:
сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира.
Задачи урока:
- на основе работы с текстом учебника, с исторической картой и фрагментом учебного фильма узнать об основных событиях, связанных с возникновением государства Древний Рим; - на основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи; - развивать коммуникативные способности при работе в парах, формировать навыки оценивания собственной деятельности и деятельности коллектива.
Планируемые результаты:
предметные: - воспроизводить исторические факты, выделять главное, давать определения терминам: патриции, плебеи, весталка, ликторы; - извлекая необходимую информацию, рассказывать об условиях жизни, занятиях жителей Древнего Рима; - показывать на карте географические объекты; метапредметные: - определять тему урока, цели; - выстраивать алгоритм своей работы; -умение планировать пути достижения цели личностные: - развивать познавательный интерес к пополнению новых знаний; - вступать в диалог, высказывать своё мнение, участвовать в коллективном обсуждении; - анализировать и оценивать результаты собственной деятельности и деятельности коллектива.
Структура урока:
1. Мотивационно-целевой этап (5мин.). 2. Ориентировочный этап (5 мин.). 3. Поисково-исследовательский этап, с представлением материала (20 мин.). 4. Физкультминутка (2 мин.). 5. Рефлексивно-оценочный этап (10 мин.). 6. Домашнее задание (3 мин.).
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Формируемые УУД

Формы

оценива

ния
Личност ные: Регуляти вные: Коммун икативн ые: Познава тельные :
Мотивационно-целевой этап ( 5 минут)
1. Организац ионный момент Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку. Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке. Уверена, что каждый из вас сможет проявить себя и показать свои знания. Приветствуют учителя Формир ование осознан ного уважите льного отношен и я к истории, культуре , традици ям Самокон троль, организа ция своей учебной деятельн ости Планир ование учебног о сотрудн ичества с учителе м и однокла ссникам и Формир ование положит ельной мотивац и и к учебной деятель ности Учитель проверя т готовно сть класса к уроку, самопро верка 2. Актуализац ия знаний Для начала давайте определим тему урока, для этого я предлагаю вам внимательно посмотреть фрагмент фильма Просмотр фрагмента фильма Оценива ние усваивае мого материа ла Умение планиро вать последов ательнос ть действий Работа в парах, формир ование логичес кого мышлен ия Коммен тироват ь и формул ировать тему урока Умение объясни ть взаимос вязь Древней Греции и Рима 3. Мотивация Как думаете, о чём пойдёт речь на уроке? Какие детали ф р а гм е н т а В ы д в и ж е н и е р а з л и ч н ы х версий Формулируют тему урока Формир ование готовно Целепол агание Постано вка вопросо Формир ование познават
обучающего фильма помогли вам определить тему урока? Итак, тема урока определена- «Древний Рим» (слайд 2) Какую цель урока сегодня мы можем с вами поставить ? (Сформировать представление о Древнем Риме, как одном из государств Древнего мира) Формулируют цель урока с т и к самообр азовани ю в ельной цели и проблем ы
Ориентировочный этап (5 минут)
1. Определен и е ц е л и урока Итак, мы отправляемся в путешествие по страницам истории, давайте определим дорожную карту кото р а я поможет изучить историю Древнего Рима в рамках сегодняшнего урока? Определяют вопросы, которые необходимо изучить Формир ование готовно с т и к самообр азовани ю Целепола гание Постан овка вопрос ов Формир ование познават ельной цели и проблем ы По мере того как учащиеся определили перечень вопросов для изучения, открывает на слайде план урока -Географическое положение -Природно-климатические особенности -Легенда основания Рима -Занятия Римлян -Управление Древним Римом Сверяют с планом урока, правильно ли они обозначили вопросы для изучения О п р е д е л и т е и с т о ч н и к и информации, которые вы можете использовать для изучения материала на данном уроке Н а з ы в а ю т и с т о ч н и к и и н ф о р м а ц и и : у ч е б н и к и , атласы, карта, презентация Слайд презентации, где Отвечают по ходу презентации
п о к а з а н А п е н н и н с к и й полуостров. Задаёт вопросы, построенные на интеграции с географией на вопросы: посмотрите на слайд и определите: 1. Очертания какого п-ва изображено на слайде? 2 . В ка ко й ч а с т и с в е т а н а ход и т с я А п е н н и н с к и й полуостров? 3. Что такое полуостров? 4. Назовите тему урока, в ходе которой мы говорили об Апеннинском п-ве По желанию вызывает к карте у ч е н и к а и п р е д л а г а е т определить местоположение Апеннинского полуострова Определяет местоположение Апеннинского полуострова. О с т а л ь н ы е р а б о т а ю т с атласами - К а к а я с т р а н а с е й ч а с р а с п о л а г а е т с я н а Апеннинском полуострове. Ответы учеников На уроке у вас появится в о з м о ж н о с т ь в ы я с н и т ь , почему Италия получила такое название. Воспользуйтесь этим, чтобы расширить свой кругозор.
Поисково-исследовательский этап с представлением материала (20 мин.)
-Сегодня на уроке мы не п р о с то и зу ч и м и с т о р и ю возникновения Древнего Рима, а попробуем сравнить его с Д р е в н е й Г р е ц и е й . Внимательно п о см от ри те фрагмент обучающего фильма, п о с л е п р о с м о т р а н а м Смотрят и самостоятельно анализируют учебный фильм Формир ование готовно с т и к самообр азовани ю Выделени е важной информац ии, анализ историчес ких источник Сотруд ничест в о с учител ем, ответы на его вопрос Умение структу рироват ь знания
предстоит сложная работа- заполнить сравнительную таблицу в рабочих листах Работая в парах, заполните Таблицу №1 Заполняют таблицу №1 При заполнении используется подсказка ов, сравнение Р и м а и Греции ы, умение слушат ь, умение работат ь в парах Давайте определим вопросы, по которым сможем сравнить Древний Рим и Древнюю Грецию Определяют вопросы для сравнения При заполнении таблицы № 2 м о ж н о в о с п о л ь з о в а т ь с я подсказками: Наличие гор (Апеннины не т а к и е д и к и е , к р у т ы е и обрывистые как Балканы, ч е р е з н и х м н о ж е с т в о перевалов) Реки (в Греции малопригодны для орошения и судоходства, По и Тибр полноводные, связывают разные области страны) Почвы П р и о т в е т е н а в о п р о с у п р а в л е н и е Р и м о м воспользуйтесь текстом на стр218 Заполняют таблицу №2 Критерии оценивания В правильном ответе должно быть отмечено: -на каком полуострове находится страна; -какие моря омывают полуостров; -наличие(отсутствие) полноводных рек; -наличие(недостаток) плодородных земель; -занятия(ремесло, торговля …); -разводили(коровы, козы, овцы, кони …); -выращивали (виноград, оливки ячмень, п ш е н и цу, лен ...). После заполнения таблицы поработайте в парах, сравнив Р а б о т а в п а р а х , консультируют и обсуждают
ваши ответы ответы. Давайте проверим, как вы справились с этим заданием С к а к и м и т р уд н о с т я м и столкнулись при заполнении таблицы Сравните свои ответы с эталоном и выставите себе оценки за работу в рабочих листах. О т в е ч а ю т н а в о п р о с ы , сравнивая Древний Рим и Грецию. Возможно, трудности вызовет вопрос устройства государства Самопр оверка, контрол ь учителя
Динамическая пауза ( 2 минуты)
Продолжим работу. На какой вопрос мы с вами не дали ответ? Работая с текстом учебника на стр214, выясните ответ на этот вопрос Определяют, что не выяснили кем и когда был основан Рим. Работают с текстом. Отвечают на вопросы:  Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.  Мать Рема и Ромула звали …  Она была … - жрицей б о г и н и о г н я и домашнего очага …  Рема и Ромула спасли … и …  Город Рим назван в честь…  … стал первым царем Р и м а , е г о в с е г д а сопровождала охрана из 12 воинов - …
А теперь давайте поработаем с терминами и выясним, кто в Риме называл себя патрициями и плебеями? Какую роль они играли в управлении страной? Что такое сенат и народное собрание? В каких городах-государствах с у щ е с т в о в а л о н а р о д н о е собрание? О т в е ч а ю т н а в о п р о с ы , опираясь на словарь урока стр 218
Рефлексивно-оценочный ( 10 минут)
1. Систематиз ация знаний, первичное закреплени е изученного материала Предлагает оценить свои р е з ул ьт а т ы , о т в е ч а я н а вопросы, представленные на слайде О т в е ч а ю т н а в о п р о с ы , представленные на слайде Самоорг анизаци я, умение планиро вать последо вательн ость действи й д л я достиже ния целей Волевая саморегля ция, осознание качества и уровня усвоения знаний Планир ование работы , умение опреде лять рацион альную послед ователь ность действ ий, умение оценив ать свою деятель ность Постано в к а и решение проблем ы Контрол ь учителя, самопро верка
П р е д с т а в л я е т с л а й д презентации с правильным ответом на заданный вопрос Записывают в тетрадь: плюс - если ответ правильный, м и н у с - е с л и о т в е т н е правильный Тестирование (при наличие времени) Критерии оценивания: 10 правильных ответов-5 8 правильных ответов-4 7- 3 2. Рефлексия Итак, давайте вернемся к теме нашего урока. Достигли ли мы цели урока? Аргументируйте свой ответ Н а з ы в а ю т т е м у у р о к а , с о п о с т а в л я ю т ц е л и и результаты 3. Оценка и самооценка урока Как вы оцениваете результаты своей деятельности на уроке? -выставите себе оценки в рабочие листы за таблицу № 2 Выставляя оценки помните о том, что ответы должны быть не только верными, но и л о г и ч н ы м и , ч е т к о сформулированными А теперь поднимите руку, те, кто уверен что все усвоил и может свободно изложить материал урока; -было трудно, но все понял; -не все усвоил... Оценивают результаты своей д е я т е л ь н о с т и н а у р о к е , выставляя оценки в рабочие листы
Домашнее задание ( 3 минуты) 44, контурные карты задания 1-7 стр 6, творческое задание стр 219

Творческое задание:

1. Подумайте, мог ли Ромул- легендарный основатель Рима что-нибудь слышать об олимпийских играх? ответ

обоснуйте.

2. Греки говорили на греческом языке, египтяне -на египетском, персы- на персидском, а на каком языке говорили


Римляне?

3. Сколько лет сейчас городу Риму?
В начале урока у вас было отличное настроение, а какое настроение сейчас? Давайте это определим с помощью смайликов. Впереди у нас много у в л е к а т е л ь н ы х и познавательных путешествий по страницам истории разных стран, я надеюсь, что вы с интересом будите их изучать. Ну а сегодня урок закончен, всего вам доброго! Е с л и у р о к п о н р а в и л с я , оставляют смайлик с улыбкой на парте

Приложение

Фамилия Имя____________________________________________

Задание № 1. Сравните природные условия Древней Греции и Рима

Ответы выбери из предложенных вариантов

Сходства

Различия

Варианты ответов
: Размеры территории; Горы; Морское положение и острова; Обилие тепла; Реки; Дожди, Почвы
Задание № 2. Заполни таблицу

Вопросы для сравнения

Древняя Греция

Древний Рим
Географическое положение Природно-климатические условия (горы, реки, почва) Занятия Устройство государства
Занятия жителей Рима
Выращивали: лен, пшеницу, ячмень, виноград Разводили: рогатый скот (коров), свиней, ослов, коней Занимались: кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды Словарь урока Патриции – потомки древнейших жителей Рима Плебеи – переселенцы из других областей Италии. Сенат – совет, в котором заседали старейшины. Ликторы- охрана царя из 12 воинов Весталка- жрица богини огня и домашнего очага Весты Марс – бог войны в римской мифологии
Закончи предложение  Город Рим возник на берегу реки… в… году до н.э.  Мать Рема и Ромула звали …  Она была … - жрицей богини огня и домашнего очага …  Рема и Ромула спасли … и …  Город Рим назван в честь…  … стал первым царем Рима, его всегда сопровождала охрана из 12 воинов - … На сегодняшнем уроке: Я узнал.... На этом уроке меня порадовало… Я похвалил бы себя… Особенно мне понравилось… Сегодня мне удалось… Было интересно… Было трудно… Я научился… Меня удивило…

Письменный источник
Тит Ливий (римский историк) «Об основании Рима» Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по- латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.
Письменный источник
Город на семи холмах и его обитатели Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим. В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли. В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник
Какое управление было в древнейшем Риме Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями. В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Работа по карте
- Италия
расположена на
Апеннинском полуострове
, который своей конфигурацией напоминает сапог. Продолжением Апеннинского полуострова является остров
Сицилия,
отделенный от Италии трехкилометровым
Мессенским проливом.
- Какие моря омывают Италию? - Какие горы прикрывают Италию с севера? - Какие горы тянутся вдоль всего полуострова? - Что можно сказать о рельефе этой страны? - Какие народы проживали на Апеннинском полуострове? - На берегу какой реки основан город Рим? - Сделайте вывод, какими были природные условия Апеннинского полуострова для жизни людей? Дополнительная информация Апеннинский полуостров древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на старинный сапог, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, На Апеннинском полуострове благоприятные условия для жизни людей. Там теплый климат, много пастбищ и плодородных земель, а значит, есть все условия для занятия сельским хозяйством. Апеннинские горы не такие крутые и дикие, через ним множество перевалов, реки полноводные, связывают разные области страны. Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат, плодородные почвы. Поэтому народы, населяющие эту территорию занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).


В раздел образования