Совместная работа с родителями по созданию единого предметно-развивающего пространства с целью оздоровления дошкольников
Автор: Звягина Любовь Викторовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 12 "Звездочка" г. Ртищево Саратовской области" Населённый пункт: г. Ртищево Наименование материала: статья Тема: Совместная работа с родителями по созданию единого предметно-развивающего пространства с целью оздоровления дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Совместная работа с родителями по созданию единого предметно-
развивающего пространства с целью оздоровления дошкольников»
Все формы оздоровительной, профилактической и физкультурной работы,
проводимые с детьми, положительно влияют на сохранение и укрепление как
физического, так и психического здоровья детей.
Проанализировав состояние здоровья детей за последние годы, отметила, что
увеличилось количество детей с третьей группой здоровья, в дошкольное
учреждение стали приходить дети с хроническими заболеваниями.
Результаты психологической диагностики и социометрии, проводимые
ежегодно, показали, что уровень эмоционального состояния детей, уровень
развития навыков общения находятся на одном уровне. Анализ анкет для
родителей выявил, что большая часть родителей вопросы оздоровления и
психического благополучия детей ставят на второй план в сравнении с
интеллектуальным развитием.
Данные анкет родителей показали, что 25 % родителей считают состояние
здоровья своих детей отличным, неудовлетворительным только 5 %. 40 %
родителей считают, что их ребенок часто болеет, из этого числа родителей
только 5 % оценили физическое развитие своего ребенка как
неудовлетворительное. Только 15 % детей, по ответам родителей не получает
дома вредных для детского организма продуктов: чипсов, лимонада,
жевательной резинки и др. Организация прогулок в выходные дни тоже не
отличается активностью и разнообразием: чаще всего это прогулки по рынку
и магазинам или дети гуляют одни во дворе дома.
Из всех случаев детской заболеваемости только 10 % родителей считают
причиной болезни своего ребенка хронические заболевания. 70% причину
заболеваемости видят в слабом иммунитете, 20 % родителей считают, что
часто болеют дети по причине низкого уровня физического развития. Однако,
тщательный анализ анкет показал, что родители детей со слабым
иммунитетом не заботятся об укреплении здоровья своего ребенка, мало того,
усугубляют состояние здоровья ребенка своим равнодушием к
оздоровительным мероприятиям: из 100 % детей со слабым иммунитетом 85
% постоянно получают от родителей вредные продукты, 80 % детей
ежедневно проводят у телевизора или компьютера более одного часа,
прогулки большинства таких детей в выходные дни часто отменяются ввиду
занятости родителей или дети предоставлены на улице сами себе.
Неутешительные данные изучения работы семьи вопросами оздоровления и
физического развития позволили сделать вывод, что часто причины детской
заболеваемости в неумении или нежелании родителей заниматься
оздоровлением и физическим развитием детей.
Поэтому я пришла к выводу: чтобы добиться положительного результата в
оздоровлении воспитанников, необходимо привлечь родителей к работе
дошкольного учреждения по данной проблеме с целью создания единого
предметного пространства.
Первым шагом в установлении сотрудничества было выявление интересов и
желания семьи участвовать в педагогическом процессе детского сада.
Результаты анкет показали, что многие родители не владеют знаниями о том,
как улучшить психологическое самочувствие детей, не могут распознать
признаки неблагополучия. Почти все родители изъявили желание участвовать
в совместных мероприятиях по оздоровлению, причем, предпочтение было
отдано физкультурным.
Анализ анкет для родителей показал, что некоторые родители недооценивают
способности своего ребенка, считают что «не дано» ему творчески проявить
себя. А это негативно сказывается на эмоциональном благополучии
дошкольников, а следовательно и на их здоровье. В связи с этим
организуются персональные выставки рисунков и поделок детей.
Цель - раскрыть творческие способности дошкольников с заниженной
самооценкой. Привлечение же родителей к выполнению работ на выставку
позволило решить сразу несколько задач: повысить оценку способностей
детей в глазах родителей, улучшить родительско - детские взаимоотношения,
развивать творческие способности дошкольников, привлечь родителей к
более активному воспитанию своих детей.
Участвуя в мероприятиях по формированию основ здорового образа жизни у
дошкольников, многие родители изменили свое отношение к проведению
свободного досуга. Большинство родителей оборудовали дома спортивные
уголки, стали активными участниками спортивных мероприятий ДОУ.
Повышение роли родителей в приобщении детей к здоровому образу жизни,
в оздоровлении детей невозможно без повышения педагогической культуры
родителей. Большую роль в этом направлении играет организация книжных
выставок и наглядная информация. В течение учебного года родителям
представляются фотоматериалы, разнообразные консультации (в
соответствии с потребностями родителей). Проводятся индивидуальные
беседы. Организуются совместные творческие выставки детей и родителей.
Специально для родителей была оформлена выставка детских рисунков «Я
здоровым быть мечтаю»
В связи с важностью и необходимостью физкультурных занятий обязательно
вовлечение родителей в процесс физического воспитания. Они обеспечивали
детей формой для занятий, знакомились с деятельностью детей на открытых
занятиях, выполняли домашние задания (разучить упражнение, повторить
комплекс пальчиковой гимнастики, закрепление физминуток и др.), которые
подбирались исходя из способностей и уровня развития ребенка.
Родители привлекались к изготовлению нестандартного оборудования,
получая, таким образом, знания об его использовании и могли его применять
дома для оздоровления детей и развития физических качеств. В вечернее
время в физкультурном уголке группы родители могли поиграть с детьми,
отработать умения и навыки ребенка в выполнении того или иного движения.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,
бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования
физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с
малых лет приучать наших детей вести здоровый образ жизни. Ведь мозг
ребенка получает питание, и кислород именно когда ребенок двигается.
Мною разработан совместный долгосрочный проект воспитатель – дети –
родители по оздоровлению детей «Здоровье и ребенок». Его цель: создать
положительный эмоциональный настрой у детей, укрепить здоровье, развить
максимальную двигательную активность детей.
В ходе реализации проекта дети и родители не только приобретают новые
знания о составляющих ОЗОЖ, но и применяют их на практике, подкрепляют
свои знания в изобразительной деятельности. Чтобы повысить интерес детей
к занятиям по физической культуре, проект составлен с применением
разнообразных методов и приемов. Это сюжетные занятия, познавательные и
с элементами психогимнастики, музтерапии.
На спортивные развлечения родители приглашались в качестве наблюдателей
и при желании могли принять участие в играх, упражнениях, помочь детям и
доставить им радость. После каждого открытого физкультурного или
интегрированного занятия родителям предлагалось закрепить дома с
ребенком какое-либо упражнение или движение.
Обращаю внимание родителей на то, как важно правильное пробуждение
детей после дневного сна. После показа родителям побудок были даны
рекомендации по использованию подобных приемов в домашних условиях,
подчеркнута важность применения закаливающих процедур.
В группе с детьми проводились и были показаны родителям (видеоматериалы
для родительского собрания) различные комплексы дыхательных
упражнений, пальчиковой, артикуляционной и коррекционной гимнастики,
закаливание; игровые упражнения.
Для родителей проводилось собрание, на котором были показаны
видеоматериалы физкультурных занятий и режимных моментов, родители
представят семейный опыт по воспитанию здорового ребенка.
Даны рекомендации воспитателю средней группы по воспитанию культуры
здоровья, формированию привычек к ОЗОЖ через работу с детьми и
родителями.
Родители обеспечили детей для прогулок спортивным инвентарем: санки,
ледянки, лыжи, мячи, летающие тарелки.
Был проведен спортивный праздник совместно с родителями посвященный
23 февраля.
Проведено познавательно-спортивное развлечение «В далеком космосе».
Дети из нашей группы приняли участие в городской спартакиаде среди
дошкольников (родители обеспечили детей необходимой спортивной
формой).
Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно
закрепляется опыт оздоровления, когда стимулом является природное
любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная
двигательная активность и оптимизм.
Вывод:
Взаимодействие с родителями по созданию единого предметно-развивающего
пространства и формированию основ здорового образа жизни позволяет
эффективно решать задачи оздоровления и физического развития
дошкольников.
Вся совместная работа семьи и ДОУ по оздоровлению дошкольников,
несомненно, очень важна и полезна, и есть еще много новых идей и задумок.
Так как всегда любимыми спортивными занятиями детей зимой были и
остаются санки, лыжи и коньки, надо использовать такие виды спорта в
совместной работе с родителями. Можно оборудовать каток на территории
ДОУ, организовать совместные лыжные прогулки, катание на санках и многое
другое.
Главное в этом деле – желание заниматься с детьми и собственная жизненная
позиция на здоровый образ жизни. Ведь именно с нас, близких ребенку
взрослых – родителей и воспитателей детского сада, ребенок будет брать
пример.