Напоминание

Использование детской художественной литературы с математическим содержанием в совместной деятельности с детьми


Автор: Чуракова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 160"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Использование детской художественной литературы с математическим содержанием в совместной деятельности с детьми
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование детской художественной литературы с математическим содержанием в совместной деятельности с детьми. Е.А. Чуракова МБДОУ № 160, воспитатель Огромную роль математическое развитие играет в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребенка. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей. Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Как указывает ряд исследователей (Н.Г. Белоус, Л.И. Божович, Н.И. Непомнящая, Л.С. Славина, А.А. Смоленцева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Г.И. Щукина и др.), система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, недостаточно ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей в процессе изучения математики, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на весь ход развития личности. Все это подтверждает чрезвычайную актуальность проблемы поиска адекватного содержания, способов и средств математического развития дошкольников. Усвоение элементарных математических представлений должно происходить непринужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок и других литературных произведений, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. По мнению авторов «Методики развития речи и обучения родному языку дошкольников» М.М.Алексеевой и В.И.Яшиной : «Список произведений устного народного творчества и художественной литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем занятия, и определяются творчеством педагога». Поэтому, используя технологию В.В.Гербовой «Приобщение детей к художественной литературе», предлагаем систему работы по развитию математических способностей у дошкольников с включением в непосредственно образовательную деятельность художественную литературу, в 2-х направлениях:
1.

Работа

с

детьми.
В группе создаются соответствующие условия для формирования элементарных математических представлений по средством художественной литературы - развивающая среда: - организация центра занимательной математики;
- подбор художественной литературы (чтение художественной литературы, обсуждение прочитанного); - коллекция литературных персонажей; - подбор дидактических игр; - мультимедийные пособия.
Формы работы с детьми:
- непосредственно образовательная деятельность; - игровая деятельность; - математические праздники и досуги. Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей.
2.Работа с родителями:
-занятия с участием родителей; - семинары-практикумы; - выставка дидактических игр, изготовленных вместе с родителями; - организация совместных праздников и досугов; - совместное создание предметно – развивающей среды. В совместной деятельности с детьми по формированию математических способностей используются уже знакомые детям персонажи из заранее прочитанных произведений. Данный прием можно использовать уже в младшем возрасте. Несмотря на то, что в этом возрасте дети с интересом реагируют на любую появившуюся игрушку в качестве "сюрпризного момента", знакомый персонаж вызывает не менее заинтересованную реакцию и дети уже в этом возрасте используют свой опыт, который в дальнейшем будет накапливаться. Каждое произведение используется в дидактических целях. Например, предлагая детям младшего возраста помочь Курочке Рябе найти своё гнёздышко, ненавязчиво для детей решается задача формирования понятий "один" "много", знакомство с цветом.(Рисунок 1.) Рисунок 1. Русская народная сказка "Курочка Ряба" Потешка "Петушок- золотой гребешок" - помогает формированию понятия "поровну". (Рисунок 2)
Рисунок 2. "Петушок золотой гребешок" Используя героев русской народной сказки "Три медведя" - формируем умение считать до трёх, величина, размерные отношения.
Русская народная сказка "Репка"
- порядковый счет, формирование понятий "за", "перед", "впереди".

Произведение

В.Катаева

"Цветик

-

семицветик"
- знакомство с правилами пересчета предметов расположенных не по порядку. "Отрывая" по одному лепестку дети знакомятся с приемом вычитания. Также можно закреплять состав числа, вести работу по словообразованию (шестицветик, пятицветик ит.д.). Для развития сюжета и возможности работы в командах, можно использовать два семицветика с разной фактурой поверхности. В старшем дошкольном возрасте знания детей о художественной литературе можно использовать для решения
кроссвордов.
Например, предлагается детям угадать слово, которое зашифровано в кроссворде и получается при его заполнении. При этом каждое отдельное слово - это имя одного из героев сказки, а место этого слова в кроссворде (его номер) необходимо предварительно определить, решив представленные к данным словам математические примеры. Для закрепления знаний формы, цвета, формирования ассоциативного мышления, предлагаю использовать
метод наглядного моделирования.
Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Построение опорных схем – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В младшем возрасте можно предложить детям с помощью геометрических фигур "нарисовать картину" (светит яркое солнышко, по небу плывут облака, течет река, вдоль ее берега растет трава). Старшим детям можно предложить "нарисовать" иллюстрации к сказке, например
"Три поросёнка" .
Задача усложняется за счет разнообразия геометрических фигур. Возможен вариант иллюстрирования каждым ребенком отдельного эпизода.
Для знакомства детей с новыми геометрическими формами (точка, линия, и т.д.) можно использовать прием зарисовывания математических сказок. Например "Путешествие точки":"Наша Точка не простая - она пришла из волшебной страны Геометрии. Она очень любит путешествовать и приглашает вас в путешествие. Для этого вам надо взять лист бумаги, карандаш и линейку. Итак, отправилась наша Точка в путь - и мы с ней. Покатилась Точка сначала по узенькой кривой тропинке. Катилась она по тропинке, тропинка привела ее к большой дороге. Эта дорога была ровная-ровная, прямая. Дорога привела Точку к реке. Берега реки - похожи на кривые линии. А через реку точка перекатилась по широкому ровному мосту..." Со временем дети упражняются в самостоятельном сочинении подобных сказок и придумыванию интересных условий задач к примерам. Поддержать эмоциональный настрой ребенка, ненавязчиво научить считать сравнивать и обобщать помогают малые фольклорные формы: потешки, считалки, загадки. Знакомство с числом и цифрой 4.Например: Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел (бабочка) Под крышей четыре ножки, А на крыше – суп, да ложки (стол) Четыре грязных копытца Залезли прямо в корытце(поросёнок) Кто в году четыре раза переодевается?(Земля) Три пушистых кошечки Улеглись в лукошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько кошек вместе стало? Без четырёх углов изба не рубится. Конь о четырёх ногах, да и тот спотыкается. У четырех черепашат по четыре черепашонка
.

Подобный материал можно подобрать для всех чисел первого десятка. В работе с числом семь можно использовать сказку
Братьев Гримм "Белоснежка и

семь гномов"
Детям предлагается пересчитать предметы на ощупь (пришитые на картон пуговицы - их семь) - в каких сказках встречается число семь? "Волк и семеро козлят", "Спящая царевна и семь богатырей", "Белоснежка и семь гномов". Состав числа десять поможет закрепить
сказка Альфа Прёйсна "Про козленка,

который умел считать до десяти".
Так же данное произведение формирует у детей понимание практичной стороны необходимости умения считать. Веселая сказка
Г.Остера "Как измеряли удава"
поможет в формировании умения измерять длину предметов с помощью условной мерки. Умение находить геометрические формы в окружающих предметах поможет и подскажет
сказка Романа Сефа "О кругленьких и длинненьких человечках".
Непринужденным знакомством с цифрами станет прочтение книги
С.Маршака

"Веселый счет".
Интерес детей к образовательной деятельности так же поддерживают
волшебные

сказочные предметы.
Например чтобы отправиться в путешествие по сказке необходимо найти волшебную палочку. В среднем возрасте, в качестве формирования умения ориентироваться в пространстве, дети ищут палочку следуя словесной инструкции воспитателя. В старшем возрасте, используют план-схему помещения. Предлагаю для вашего внимания использования сказочного сюжета по сказке
Шарля

Перро

"Золушка"
для проведения образовательной деятельности по формированию самостоятельности дошкольников посредством развития логического мышления.
Тема

"Помогаем Золушке"
Внимание детей привлекает бой часов. Воспитатель - фея крестная (дополняет свой образ маской, волшебной палочкой и волшебным сундуком) появляется с куклой - Золушкой и просит помочь детей собрать золушку на балл. Дети выбирают понравившийся цвет треугольника, в соответствии с цветом самостоятельно делятся на команды - рассаживаются за столы с соответствующим флажком. Собирают пазлы - выясняют задание. Команды дорисовывают бусы, используя прием чередования; собирают кареты из геометрических фигур используя схемы; и находят "отколотые" части хрустальных туфелек. Работая в команде при необходимости помогают друг другу. Выполненные задания вместе с куклой помещают в волшебный сундук и помогают придумать фее волшебное заклинание (используется прием "доскажи словечко") чтобы отправить золушку на бал. Детям предлагается попасть на бал по цветной дорожке, которую они строят самостоятельно, обсуждая как использовать цветные палочки. По окончанию путешествия фея дарит детям дидактическую игру "Помогаем золушке". Тема "Помогаем Золушке" Цель: Формирование самостоятельности дошкольников посредством развития логического мышления. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Задачи: 1. Закреплять представления детей о геометрических фигурах, выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов (познавтельное развитие).
2. Развивать способность использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач (познавательное развитие). 3. Формировать умение раскладывать и раскрашивать предметы с учетом ритма (художественно-эстетическое развитие). 4. Совершенствовать умение участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы (речевое развитие). 5. Развивать мелкую моторику, совершенствовать умение выполнять движения в соответствии с текстом (физическое развитие). Методы и приемы: Практические: пальчиковая гимнастика "Соберем фасоль", дидактические игры : "Собери картинку", "Почини хрустальный башмачок", "Построй карету", "Дорисуй бусы"; постройка дорожки из гимнастических палок, танцевальные движения. Наглядные: сюрпризный момент - Золушка, Фея; рассматривание и использование волшебного сундука; рассматривание иллюстрации "Золушка на балу". Словесные: наводящие вопросы, прослушивание боя часов, танцевальных мелодий на балу. Логика образовательной деятельности № Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты 1 Приветствие. Организационный момент: появление Золушки и Феи. Фея просит ребят помочь Золушке собраться на бал Дети рассматривают сказочных персонажей, выслушивают п р о с ь бу Золушки Проявляют желание и готовность помочь Золушке 2 Просит помочь разобрать ссыпанные вместе фасоль и горох по разным тарелкам. Пальчиковая гимнастика" В руки я беру горошки, словно птичка клювом крошки, и полны мои ладошки, руки держат все горошки" Дети разбирают фасоль и горох, п р о го ва р и ва я стихотворение и выполняя движения в соответствии с текстом. Доводят дело до конца - выбирают всю фасоль из гороха 3 З в у ч и т б о й ч а с о в . Воспитатель п р ед ла г а е т разделиться на команды, раздает детям треугольники разного цвета (Красные, ж е л т ы е , з е л е н ы е ) . Предлагает занять места за с т о л а м и с ф л а ж к а м и соответствующего цвета Выбирают по желанию цветные треугольники Рассаживаются за столы в соответствии с ц в е том фл а ж ко в и треугольников 4 Воспитатель предлагает перевернуть треугольник на другую сторону, рассмотреть части картинки, сложить Рассматривают о т д е л ь н ы е ч а с т и , соединяют вместе. Работают вместе - командой, помогают д р у г д р у г у , подсказывают.
ц е л у ю . Ч т о у в а с получилось? 5 Предлагает перевернуть белые листы лежащие на столе, на обратной стороне задание ( д и д а кт и ч е с к и е игры). Задает вопрос:"Как вы думаете, что нужно сделать, как помочь Золушке" Дети рассматривают задания Д а ю т о т в е т н а вопрос во спитателя, н а п р и м е р , : " Дорисовать бусы для Золушки; починить хрустальный башмачок; построить карету." 6 Предлагает начать работу Д е т и в ы б и р а ю т и з предложенных де т а ле й свои детали. - выбирают цвет к а р а н д а ш е й в с о о т в е т с т в и и с предложенным ритмом на бусах; - карету собирают с о б л ю д а я с х е м у расположения геометрических фигур; - к хрустальным башмачкам подбирают соответствующие отколотые кусочки 7 Звучит бой часов. Воспитатель объясняет, ч т о З о л у ш к е п о р а отправляться на бал. Дети заканчивают свои работы П о м о г а ю т д р у г д р у г у в с л у ч а е затруднения. 8 Предлагает рассказать что получилось Рассказывают что они сделали Рассказывают как делали 9 Предлагает взять свои работы и собраться всем в м е с т е р я д ом с Ф е е й . П о к а з ы в а е т д е т я м волшебный сундучок и в о л ш е б н у ю п а л о ч к у . предлагает детям сложить в с е р а б о т ы в м е с т е с Золушкой в сундучок и п рои з н е с т и в о л ш е б н ы е с л о в а , ч т о б ы З о л у ш к а очутилась на балу. С к л а д ы в а ю т с в о и р а б о т ы в с у н д у ч о к , произносят заклинание:"Раз, два, три, Золушка на бал......!" Проявляют заинтересованность, помогают подобрать п о с л е д н е е с л о в а заклинания в рифму. 10 Задает вопрос детям:"Вы хотите заглянуть на бал" Предлагаю по строить волшебную дорожку по которой можно пройти к з а м к у . Р а з д а е т г и м н а с т и ч е с к и е п а л к и красного и синего цветов. Д е т и р а з б и р а ю т гимнастические па л ки, о п р е д е л я ю т ц в е т , выкладывают дорожку. Идут по дорожке вместе с воспитателем к экрану. Выкладывают д о р о ж к у в определенном ритме. 11 На экране появляется иллюстрация "Золушка на балу", звучит танцевальная Дети рассматривают картину, танцуют Раскрепощаются, проявляют положительные эмоции
м е л од и я . В о с п и т а т е л ь п р е д л а г а е т д е т я м п о т а н ц е в а т ь в м е с т е с Золушкой. 12 М у з ы к а з а м о л к а е т , картинка гаснет, воспитатель предлагает вернуться в детский сад по волшебной дорожке. Спрашивает, что детям понравилось сегодня делать? На память о путешествии ф е я д а р и т д е т я м д и д а к т и ч е с к у ю и г р у "Помогаем Золушке" Ответы детей. Дети вспоминают все события и задания , проявляют интерес к прошедшей деятельности. Задачи со сказочным сюжетом помогают увязать приобретенные знания с окружающей действительностью, позволяет применять их при решении различных жизненных проблем, своим конкретным содержанием способствуют формированию более глубоких и ясных представлений о числах и смысле производимых над ними действий. Использование сказочных сюжетов в образовательной деятельности, в досугах и играх по формированию математических представлений способствует повышению настроения детей, эмоционального ритма, поисковой деятельности, любознательности и интереса к учебной деятельности. Художественные тексты не просто "обслуживают" иллюстрации, а создают игровую ситуацию, вызывают у ребенка интерес, эмоциональный отклик, активизирует его прошлый опыт. Зрительный ряд и слуховая наглядность выступают в единстве. Значимость сказок отмечали многие известные научные деятели. Их значение отмечал и А. Эйнштейн, он говорил: "Если желаете, чтобы ваши дети были умными, — читайте им сказки. Если желаете, чтобы они были еще умнее — читайте им еще больше сказок." Литература 1. Большунова Н. Я. Место сказки в дошкольном образовании//Вопросы психологии. 2002. - №2. С.76-81 2. Гальперин П.Я., Георгиев Л.С. Психологические вопросы формирования начальных математических понятий у детей. \"Доклады АПН РСФСР. 1961. - N 1. 3. Данилова В.В., Рихтерман Т.Д., Михайлова З.А. и др. Обучение математике в детском саду. - М.: Академ А, 1997. 4. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. Математика для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992. 5. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Л.Г. Нисканен,О.А. Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред.Л.Г. Нисканен. М.: Издательскийцентр Академия, 2002. 208с. 6. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. М., 1986.
7. Фоменко Л.И.Сказка - как средство воспитания положительных нравственных качеств в личности дошкольников.// Дошкольное воспитание и образование. - 2008. - №7. С45-48. 8. Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров//Дошкольное воспитание и образование. 2007. - №9. С12-17. 9. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб.пособие / Е.И. Щербакова. М.: Издательский центр Академия, 2004.


В раздел образования