Напоминание

Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Титаренко Марина Вячеславовна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАОУ д/с №210 "Ладушки"
Населённый пункт: Самарская обл.,г.Тольятти
Наименование материала: Статья
Тема: Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





Использование элементов здоровьесберегающих технологий с детьми

старшего дошкольного возраста
Титаренко Марина Вячеславовна инструктор по физической культуре МАОУ Детский сад №210 «Ладушки» Самарская обл., г.о. Тольятти «Нет главнее ценности на свете, чем здоровые и радостные дети!» Выбирая путь к решению любой проблемы дошкольного детства у педагога- профессионала одной из задач будет аспект здоровьесбережения. Применяя элементы здоровье с берегающих технологий в разных в и д а х образовательного процесса у старших дошкольников можно добиться положительной динамики в развитии физической культуры и приобщении их к здоровому образу жизни. Элементами использования здоровьесберегающих технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях все чаще, становятся следующие виды деятельности валеологической направленности в воспитательно-образовательном процессе: стретчинг, ритмопластика, подвижные и спортивные игры, релаксация, разные виды гимнастик (пальчиковая, дыхательная, для глаз, корригирующая, ортопедическая), конечно же занятия физической культурой и по теме «здоровья», утренняя гимнастика, самомассаж ,бассейн.
Бассейн
полезен всем: вялые здесь становятся бодрее, слишком резвые – спокойнее, у ребенка повышается эмоциональный тонус. Сегодня врачи уверены, что противопоказаний для посещения ребенком бассейна не существует. Исключения составляют лишь отиты (воспаление уха) и кожные болезни. Напротив, медицине известен целый ряд заболеваний, при которых занятия в бассейне могут оказаться незаменимыми, например, врожденная косолапость и др.), функциональные сердечные изменения, ожирение и т. д.

Пальчиковая гимнастика
- позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость также помогает снять напряжение. В ходе пальчиковых игр дети совершают движения руками, совершенствуя моторику. Тем самым развивается умение управлять своими движениями, концентрировать
Дыхательная гимнастика
- ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо - эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Например, упражнение “Гудок паровоза”.Через нос с шумом дети набирают воздух; задержав дыхание на 1-2 секунды, с шумом выдыхают воздух через губы, сложенные трубочкой, со звуком “у” (выдох удлинен). Упражнение учит дышать в темпе 3-6 раз. Вдох короче, задержка дыхания, выдох длинный. «Полет самолета». Дети-самолеты «летают» произнося звук “У”. При выполнении пилотажа взлет – звук направляется к голове, при посадке – звук направляется к туловищу. Упражнение регулирует кровяное давление ребенка, учит дыханию в заданном темпе по представлению.
Игровая гимнастика
(логоритмика) – используется для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у дошкольников, их успокоения во время занятий, либо после их окончания проводится мышечная релаксация.
Релаксация
– комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Все упражнения на релаксацию выполняются под спокойную расслабляющую музыку.
Динамические паузы
помогают снять эмоциональное напряжения, познакомиться со своим телом.
Прежде чем внедрять в практику детского сада какие-либо новшества по здоровьесбережению, необходимо досконально изучить все вопросы или проблемы по данному аспекту. З н а я в с е п о д х о д ы к о р г а н и з а ц и и д е я т е л ь н о с т и п о здоровьесбережнению можно наладить систему работы в оздоровительном ключе в рамках всех режимных процессов со старшим дошкольным возрастом. Так, организуя игровую деятельность, не забываем об оптимизации двигательной активности; проводя непосредственную образовательную деятельность со старшими дошкольниками помним о физкультурных паузах и минутках, о играх малой подвижности во время занятия; проводя гигиенические процедуры знакомим детей с правилами ухода за своим организмом и так далее. Все это мелочи, которые изо дня в день приносят позитивный результат и положительный заряд для дальнейшей работы в рамках оздоровительных мероприятий и применения педагогами здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОО. Повышая эффективность своей профессиональной деятельности в области здоровьесбережения нужно помнить о пользе любых нововведений детской деятельности, их влияния на организм ребенка и построения системы в целом. Задать себе вопрос и ответить на него каким образом и насколько ваше желание на благо обеспечения здоровья детей будет эффективным в рамках всей системы детского сада. Не забывайте и об участниках всего образовательного процесса, а именно узких специалистов, работающих с детьми и конечно, родителей ваших воспитанников. Они должны стать не только активными участниками, вовлеченными в реализацию здоровьесберегающей технологии, но и первыми помощниками в необходимой помощи при организации условий, планировании и контроле за динамикой в области психофизического развития детей.
При внимательном изучении каждой представленной технологии можно сказать, что какую бы деятельность со старшими дошкольниками не выбрали, главное не забывать золотое правило всех педагогов во все времена «Не навреди!» Литература: 1. [Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета, 2013. № 265. С. 15-16.] 2. [Кузнецова, М. Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ: практическое пособие / М.Н. Кузнецова.— М.: Айрис-пресс, 2007. — 112 с. — (Дошкольное воспитание и развитие).]


В раздел образования