Современный учебник по русскому языку для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов
Автор: Кузнецова Ольга Юрьевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОУ СОШ №20 Населённый пункт: город Электросталь, Московская область Наименование материала: статья Тема: Современный учебник по русскому языку для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных стандартов Раздел: среднее образование
Современный учебник по русскому языку для основной школы с
полиэтническим составом учащихся в контексте новых образовательных
стандартов
Статья посвящена требованиям к современному учебнику русского языка
для основной школы с полиэтническим составом учащихся в контексте новых
образовательных стандартов и в соответствии с целями и задачами школьного
курса русского языка.
Ключевые слова: полиэтническая школа, русский язык как неродной,
федеральный
государственный
образовательный
стандарт,
образовательная
концепция, учебник, коммуникативно-ориентированный учебник, подходы и
принципы
обучения,
культуроведческий
подход,
системно-деятельностный
подход,
текстоцентрический
подход,
коммуникативно-когнитивный
подход,
результаты обучения.
В системе общего среднего образования в школах с русским (неродным) и
родным (нерусским) языком обучения русский язык занимает особое место.
Роль русского языка определяется его функциями:
это язык межнационального общения (РФ – полиэтническая страна);
это государственный язык РФ, консолидирующий народы России [1. С.
23].
Изучение русского языка и овладение им – средство приобщения учащихся
к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям
мировой науки и культуры.
Русский
язык
является
одним
из
важнейших
каналов
социализации
личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и
толерантности.
Обучение
русскому
языку
в
5-9
классах
должно
обеспечить
базовый
уровень владения русским языком, прежде всего необходимый и достаточный
для
прохождения
государственной
итоговой
аттестации
по
окончании
основного звена школы, для общения в жизненно важных ситуациях, и вместе с
тем заложить основы для последующего его развития и совершенствования в
рамках старшей школы.
В
соответствии
с
требованиями
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования цели курса русского
языка как неродного состоят в следующем [2. С. 59]:
1.
Воспитание
гражданственности
и
патриотизма,
сознательного
отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и
получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание
интереса и любви к русскому языку.
2.
Совершенствование
речемыслительной
д е я т е л ь н о с т и ,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих
свободное
владение
русским
литературным
языком
в
разных
сферах
и
ситуациях
его
использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя учащихся; развитие
готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности в речевом самосовершенствовании.
3.
Освоение
знаний
о
русском
языке,
его
устройстве
и
функционировании
в
различных
сферах
и
ситуациях
общения;
о
стилистических
ресурсах
русского
языка;
об
основных
нормах
русского
литературного языка; о русском речевом этикете.
4.
Ф о р м и р о в а н и е
у м е н и й
о п о з н а в а т ь ,
а н а л и з и р о в а т ь ,
классифицировать
языковые
факты,
оценивать
их
с
точки
зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Задачи предмета «Русский язык» в школе с русским (неродным) и родным
(нерусским) языком обучения [4. С. 69]:
формирование
способности
общаться
на
русском
языке
в
бытовой,
учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;
усвоение
основ
знаний
о
русском
языке,
его
фонетике,
графике,
морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в
жизни общества, его развитии;
овладение
самим
языком,
его
словарным
и
грамматическим
строем,
усвоение норм русского литературного языка;
формирование
знаний
о
реалиях
быта,
обычаях,
традициях
русского
народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах
речевого общения.
Таким образом, изучение русского языка как неродного на современном
этапе должно способствовать развитию логического мышления учащихся: в
ходе
обучения
они
приобретают
умения
анализировать,
сопоставлять,
иллюстрировать,
делать
выводы;
отбирать
и
систематизировать
материал
в
соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически
правильное
и
композиционно
законченное
высказывание;
составлять
план
выступления, конспекты и тому подобное.
Своеобразной
моделью
определенной
образовательной
системы
есть
основание считать учебник. К учебнику предъявляются общие требования как к
особому жанру учебной литературы. В преломлении к учебникам русского
языка это [4. С. 65]:
1.
Соответствие
учебника
социальному
заказу
общества,
то
есть
образовательным, воспитательным и развивающим целям учебного процесса,
или
личностно-формирующая
роль
учебника:
формирование
личности
учащегося, его мировоззрения, интеллектуальных и нравственных качеств.
2.
Соответствие
учебника
единой
общепедагогиче ской
и
психологической концепции развивающего обучения; соблюдение в учебнике
традиционных принципов системности, последовательности подачи материала,
его доступности, соответствия возрасту учащихся и конечным целям обучения
данному предмету; связь теории с практикой.
3.
Реализация
общих
функций
учебников:
информативной,
организаторской
(организация
познавательной
и
творческой
деятельности
учащихся),
развивающей,
воздействующей,
мотивирующей,
обучающе-
тренировочной, контролирующей.
4.
Соответствие
учебника
современному
пониманию
содержания
обучения,
включающего
два
основных
компонента:
ориентирующего
в
культуре,
то
есть
в
данной
конкретной
области
знания
(овладение
четко
очерченным
кругом
языковых
понятий,
умений
и
навыков)
и
творчески-
деятельностного
(овладение
учащимися
способами
поисковой
и
учебно-
тренировочной деятельности, направленными на умение ставить учебные цели
и задачи (целеполагание), находить способы их решения, строить алгоритмы
самостоятельных учебных действий).
5.
Соответствие
учебника
новым,
в
том
числе
информационным,
технологиям обучения: интенсивные методы, интерактивные формы обучения,
групповые, коллективные и индивидуальные формы работы.
6.
Построение учебника на основе общей теории обучения языкам, то
есть на основе лингводидактических принципов, опирающихся на достижения
традиционной
и
современной
лингвистики,
лингводидактики
и
методики
обучения языкам (разграничение языка и речи, функционально-семантическое и
коммуникативно-прагматическое
описание
языка,
взаимосвязь
языковых
уровней
и
аспектное
их
рассмотрение,
синтаксис
текста,
теория
речевой
деятельности,
социолингвистические,
лингвокультурологические
и
когнитивные
основы,
компетентностный
подход
к
формированию
языковой
личности).
Каждая
линия
учебников
в
целом
и
составляющие
ее
компоненты
–
учебники для тех или иных классов имеют свою концепцию, выстроенную в
соответствии
с
современной
парадигмой
лингвистического
образования
и
обусловленными ею принципами организации процесса обучения предметной
области
«Русский
язык».
Любая
образовательная
концепция
реализуется
в
учебниках и учебных пособиях.
Современные учебники по русскому языку для школ с полиэтническим
составом
учащихся
должны
обеспечивать
реализацию
требований
ФГОС
к
результатам обучения школьников на трех уровнях:
1.
Л и ч н о с т н о м ,
ч т о
н а ход и т
о т р а ж е н и е
в
о ц е н о ч н о й ,
интерпретационной, рефлексивной деятельности школьника, способствующих
формированию аксиологической составляющей личности.
2.
Ме т ап р ед ме т н ом,
ч то
в ы р а жа е т с я
в
к л а с с и ф и к а ц и и ,
систематизации, анализе и синтезе материала школьником, поиске и обработке
информации
разных
видов
и
типов,
активном
использовании
ИКТ
в
коллективной
и
самостоятельной
деятельности,
развитии
языковой
и
коммуникативно-речевой компетенций.
3.
Предметном, что отражается в обновленном языковом содержании и
концептуально новом методическом аппарате данных учебников.
Условием успешного овладения русской речью, формирования умений во
всех видах речевой деятельности является прочное и осознанное усвоение
сведений о языке, лексике, морфологии и синтаксисе, фонетике и графике,
морфемике и словообразовании.
Отбор
и
описание
сведений
о
языке
должны
быть
осуществлены
в
учебнике на основе учета типологических трудностей русского языка, которые
являются общими для учащихся-инофонов и обусловлены расхождениями в
системах родного и русского языков: отсутствие некоторых грамматических
категорий в родном языке, расхождение в способах выражения тех или иных
значений
(категории
рода,
одушевленности-неодушевленности,
предложно-
падежная, видовременная системы и другое) и так далее.
Сегодня
обучение
русскому
(неродному)
языку
в
школе
реализует
следующие подходы и принципы в их взаимосвязи [3. С. 38]:
компетентностный подход;
личностно ориентированный подход;
когнитивно-коммуникативный подход;
текстоцентрический подход;
культуроведческий подход;
комплексное
овладение
всеми
видами
речевой
деятельно сти
(аудирование, говорение, чтение, письмо);
принцип системности и последовательности;
принцип коммуникативности и функциональности;
принцип концентрической организации материала;
принцип учета особенностей родного языка;
принцип минимизации;
принцип комплексности и дифференцированности;
принцип преемственности и перспективности обучения;
межпредметные связи.
Традиционно обучение русскому языку было ориентировано, прежде всего,
на овладение учащимися объемом знаний, умений и навыков. Сегодня приходит
несколько
иное
понимание
назначения
предмета
«Русский
язык».
Важным
становится не только развитие личности школьника, но и ее способность жить и
трудиться
творчески,
стремление
реализовать
себя
в
современном
постиндустриальном
обществе.
Ученик
из
объекта
учебно-воспитательного
процесса становится субъектом обучения и развития.
В традиционной системе обучения субъектом учебной деятельности был,
прежде всего, учитель, который в готовом виде предъявлял учебный материал и
контролировал процесс его усвоения учащимися, теперь учитель организует
самостоятельную познавательную деятельность учеников, создает условия для
развития
творческих
способностей
школьника,
определяет
трудности,
возникающие у ученика, помогает преодолевать их.
В этих условиях меняется и роль учебника в преподавании русского языка
как неродного. Учебник не только источник знаний, раскрывающий содержание
образовательного
стандарта,
он
призван
вовлекать
учащихся
в
активный
познавательный
процесс
и
процесс
овладения
русским
языком
как
языком
общения. Поэтому учебник должен носить характер диалога авторов и ученика.
Известно,
что
практика
преподавания
русского
языка
в
национальной
школе
довольно
долго
была
ориентирована,
прежде
всего,
на
усвоение
теоретических сведений о языке. Процесс обучения нередко еще и сегодня
отождествляется с изучением грамматики, порой с механическим заучиванием
грамматических
правил,
определений,
парадигм
склонений,
спряжения.
В
современном учебнике в качестве важнейшей цели обучения рассматривается
овладение языком как средством общения в важнейших сферах и ситуациях,
формирование умений речевого общения. Учебник должен научить школьников
практически пользоваться средствами неродного языка.
В последнее время наметилось одно из важнейших направлений решения
проблемы
целей
и
содержания
культуроведческого
подхода
–
познание
культуры
русского
народа
в
диалоге
культур,
осознание
самобытности,
уникальности русского языка, его богатства на фоне сопоставления с другими
культурами и языками.
В современных условиях проблема межнационального взаимопонимания
приобретает
особую
значимость,
диалог
культур
важен
как
средство
формирования
умения
жить
в
многонациональной
стране,
толерантности,
терпимости и уважения друг к другу, гармонизации национальных отношений.
Диалог
культур
на
уроках
русского
языка
является
важным
средством
осознания
учащимися
многообразия
духовного
и
материального
мира,
признания и понимания ими ценностей другой культуры, в конечном счете,
средством формирования умения жить и общаться в полиэтнической стране.
Принцип учета особенностей родного языка является одним из важных в
современном
учебнике.
При
его
соблюдении
система
упражнений
отбор
материала
организованы
так,
чтобы
предупреждать
интерференцию
и
учитывать
возможности
транспозиции
знаний
и
умений
учащихся,
сформированных на родном языке. Учет родного языка может быть реализован
в двух направлениях [2. С. 115]:
1.
Скрытое
сопоставление:
на
основе
прогнозирования
трудностей
русского
языка
предлагается
система
специальных
упражнений
по
их
преодолению.
2.
Открытое сопоставление фактов русского языка с их эквивалентами
в родном.
Таким
образом,
современный
учебник
для
основной
школы
с
полиэтническим
составом
учащихся
в
контексте
новых
образовательных
стандартов
–
это
коммуникативно-ориентированный
учебник,
с
реализованными
в
нем
системно-деятельностным,
текстоцентрическим,
коммуникативно-когнитивным
и
культурологическим
подходами,
обеспечивающими
личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты,
заявленные ФГОС.
Библиографический список
1.
Аркадьева, Э. В. Живая методика преподавания русского языка как
иностранного [Текст]: учеб. пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2005. – 345 с.
2.
Гамазкова, О. В. Современный учебник по русскому языку для
основной школы с полиэтническим составом учащихся [Текст]: материалы 3
конгресса РОПРЯЛ. – СПб.: Мирс, 2012. – 127 с.
3.
Лысакова, И.П. Русский язык как иностранный [Текст]: методика
обучения русскому языку. - М.: Дрофа, 2004. – 213 с.
4.
Саяхова, Л. Г. Учебник русского языка в школах с полиэтническим
составом учащихся [Текст]: материалы 3 конгресса РОПРЯЛ. – СПб.: Мирс,
2012. – 104 с.