Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии.
Автор: Шейкина Светлана Станиславовна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ СШ №1 Населённый пункт: г.Волжский, Волгоградсктй области Наименование материала: Статья. Тема: Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии. Раздел: среднее образование
Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии.
Каждый ученик воспринимает материал учебника по-разному. Одному,
необходимо длительное детальное изучение параграфа, другому достаточно
прочитать материал и ответить на вопросы. Жан Пиаже, швейцарский
психолог, писал о том, что у подростков в возрасте от 14-16 лет наступает
период, когда условия для критического мышления наилучшие. Почему
именно в этом возрасте? Скорее всего, обучающиеся уже готовы
воспринимать идеи других людей, открыто высказывать свои суждения,
осознавать те или иные поступки и мотивировать свою деятельность на
самостоятельную индивидуальную работу. Телевидение, интернет, различные
видеоролики и видеозарисовки способствуют созданию образа какой-либо
территории. Сначала - это восприятие происходит через клиповое
мышление, красивые картинки, слайды, а затем полученная информация
мобилизуется в упорядоченность мысли учащегося. Использование на уроках
географии элементов технологии критического мышления ведет к развитию
интеллектуальных способностей ученика. Эта технология учит ученика
критически мыслить, проявлять активность в познании окружающего мира;
владеть разнообразными способами интерпретации и оценки
информационного сообщения; аргументировать свою точку зрения, опираясь
не только на логику, но и на высказывания собеседника.
Из опыта работы хочу привести некоторые приемы данной технологии.
Например, тема урока «Вулканизм и землетрясения». В тетрадь ученики
записывают те ассоциации, которые приходят в голову, а затем эти фразы по
цепочке высказываются вслух. Вулканизм – это…….? Землетрясение –
это……? Таким образом, учитель использует прием вызова уже имеющихся
знаний у ученика.
Прием «Карта познания». В центре ключевое слово. От него отходят линии
первого порядка, затем второго порядка. Линии не прямые, а изогнутые. Если
есть связь между явлениями или понятиями линии могут соединяться. При
составлении такой карты, должна быть легенда (символы, рисунки,
различные обозначения). Таким образом, можно полученную информацию
обобщить и систематизировать.
Вторая стадия – «Осмысление материала». Знакомство с новой
информацией (материал параграфа, фильм, презентация, дополнительная
литература). В стадии «Осмысления», можно использовать прием «Бортовой
журнал». Например, тема «Формы, размеры и движение Земли». Учитель
раздает учащимся листы «Бортового журнала» и сообщает классу об
увлекательном путешествии. Запись в журнале.
«Ребята! Боцман в бортовом журнале оставил сообщение для капитана
Флинта. Прочитайте это сообщение.
«Флинт! Я сделал открытие! Земля имеет 2 радиуса. Один – полярный,
другой – экваториальный. Так как Земля имеет форму шара, значит,
экваториальный радиус будет равен – полярному»
Задание для ребят.
Прав ли боцман Билли Бонс? Почему вы так считаете?
Любая информация учеником должна восприниматься через стадию
осмысления, внимательного прочтения текста. Учитель создает проблемную
ситуацию, и ждет от ученика последовательных действий, ведь именно от
них зависит правильность ответа.
Третья стадия «Рефлексия».
В этой стадии решаются следующие задачи:
1.корректировка и систематизация знаний;
2.получение новых знаний, умений и применение их в повседневной жизни;
3.закрепление учащимися новых знаний через деятельность.
На этой стадии важен обмен мнениями, идеями.
В старших классах – это может быть написание эссе. В среднем звене
таблица.
Знаю
Хочу узнать
Узнал
1шаг. На стадии вызова ребята самостоятельно заполняют графы «Знаю»,
«Хочу узнать».
2 шаг. В процессе знакомства с текстом и обсуждения прочитанного,
заполняют графу «Узнал»
3 шаг. Подведение итогов, умение анализировать и сопоставлять факты с
выполненной работой.
Можно использовать прием написания «Синквейна», а смысл «синквейна»
изобразить рисунком. Эта форма работы используется как способ синтеза
материала и создания условий для раскрытия творческих способностей
учащихся. Таким образом, критическое мышление стремится к убедительной
аргументации. Актуальность формирования критического мышления на
уроках географии, решает задачи гармоничного развития личности и
формирования универсальных учебных действий.