Напоминание

Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии.


Автор: Шейкина Светлана Станиславовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №1
Населённый пункт: г.Волжский, Волгоградсктй области
Наименование материала: Статья.
Тема: Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии.
Раздел: среднее образование





Назад





Развитие критического мышления у обучающихся на уроках географии.
Каждый ученик воспринимает материал учебника по-разному. Одному, необходимо длительное детальное изучение параграфа, другому достаточно прочитать материал и ответить на вопросы. Жан Пиаже, швейцарский психолог, писал о том, что у подростков в возрасте от 14-16 лет наступает период, когда условия для критического мышления наилучшие. Почему именно в этом возрасте? Скорее всего, обучающиеся уже готовы воспринимать идеи других людей, открыто высказывать свои суждения, осознавать те или иные поступки и мотивировать свою деятельность на самостоятельную индивидуальную работу. Телевидение, интернет, различные видеоролики и видеозарисовки способствуют созданию образа какой-либо территории. Сначала - это восприятие происходит через клиповое мышление, красивые картинки, слайды, а затем полученная информация мобилизуется в упорядоченность мысли учащегося. Использование на уроках географии элементов технологии критического мышления ведет к развитию интеллектуальных способностей ученика. Эта технология учит ученика критически мыслить, проявлять активность в познании окружающего мира; владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения; аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику, но и на высказывания собеседника. Из опыта работы хочу привести некоторые приемы данной технологии. Например, тема урока «Вулканизм и землетрясения». В тетрадь ученики записывают те ассоциации, которые приходят в голову, а затем эти фразы по цепочке высказываются вслух. Вулканизм – это…….? Землетрясение – это……? Таким образом, учитель использует прием вызова уже имеющихся знаний у ученика.
Прием «Карта познания».
В центре ключевое слово. От него отходят линии первого порядка, затем второго порядка. Линии не прямые, а изогнутые. Если есть связь между явлениями или понятиями линии могут соединяться. При составлении такой карты, должна быть легенда (символы, рисунки, различные обозначения). Таким образом, можно полученную информацию обобщить и систематизировать.
Вторая стадия – «Осмысление материала».
Знакомство с новой информацией (материал параграфа, фильм, презентация, дополнительная литература). В стадии «Осмысления», можно использовать прием «Бортовой журнал». Например, тема «Формы, размеры и движение Земли». Учитель
раздает учащимся листы «Бортового журнала» и сообщает классу об увлекательном путешествии. Запись в журнале. «Ребята! Боцман в бортовом журнале оставил сообщение для капитана Флинта. Прочитайте это сообщение. «Флинт! Я сделал открытие! Земля имеет 2 радиуса. Один – полярный, другой – экваториальный. Так как Земля имеет форму шара, значит, экваториальный радиус будет равен – полярному» Задание для ребят.
Прав ли боцман Билли Бонс? Почему вы так считаете?
Любая информация учеником должна восприниматься через стадию осмысления, внимательного прочтения текста. Учитель создает проблемную ситуацию, и ждет от ученика последовательных действий, ведь именно от них зависит правильность ответа.
Третья стадия «Рефлексия».
В этой стадии решаются следующие задачи: 1.корректировка и систематизация знаний; 2.получение новых знаний, умений и применение их в повседневной жизни; 3.закрепление учащимися новых знаний через деятельность. На этой стадии важен обмен мнениями, идеями. В старших классах – это может быть написание эссе. В среднем звене таблица. Знаю Хочу узнать Узнал 1шаг. На стадии вызова ребята самостоятельно заполняют графы «Знаю», «Хочу узнать». 2 шаг. В процессе знакомства с текстом и обсуждения прочитанного, заполняют графу «Узнал» 3 шаг. Подведение итогов, умение анализировать и сопоставлять факты с выполненной работой. Можно использовать прием написания «Синквейна», а смысл «синквейна» изобразить рисунком. Эта форма работы используется как способ синтеза
материала и создания условий для раскрытия творческих способностей учащихся. Таким образом, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Актуальность формирования критического мышления на уроках географии, решает задачи гармоничного развития личности и формирования универсальных учебных действий.


В раздел образования