Логоритмика как одна из методик работы с детьми с ОВЗ
Автор: Наумова Ольга Павловна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик" Населённый пункт: г.Сургут Наименование материала: Статья Тема: Логоритмика как одна из методик работы с детьми с ОВЗ Раздел: дошкольное образование
Логоритмика как одна из методик для работы с детьми с ОВЗ
Музыкальный руководитель Наумова Ольга Павловна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ №37 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г.Сургут 2016г
В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми
нарушениями
используется
ряд
методик,
направленных
на
решение
коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, арттерапия и
т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с
акцентом на разные задания.
Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Она самым
тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с
методикой музыкального воспитания в целом.
«Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма
через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи
путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А.
Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948).
«Важнейшей
задачей,
определяющей
о собую
з н ач и м о с т ь
логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей
с
речевой
патологией
двигательных
способностей
как
основы
воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений»
(Волкова Г.А. логопедическая ритмика. М.,1985)
Логоритмика
–
система
упражнений,
заданий,
игр
на
основе
сочетания
музыки
и
движения,
музыки
и
слова,
музыки,
слова
и
движения, направленная на решение коррекционных , образовательных
и оздоровительных задач.
Говоря о логоритмике, В Гринер отмечает, что в основу ее она ставит
ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает
движение, а является его руководящим началом».
На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания
мне бы хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать,
что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и
движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной
материал, как бы диктуются самой музыкой. Уделяя большое внимание
развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями,
мы
учим
их
понимать
язык
музыки,
воспринимать
средства
музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им
точнее
выполнить
двигательные
задачи,
необходимые
для
осуществления коррекционной работы.
Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ
логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие
знятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при
надлежащей подготовке – музыкальный руководитель и воспитатель.
Если
мы
проанализируем
рекомендуемые
разными
авторами
схемы
занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены разные виды
музыкальной
деятельности
детей:
пение,
слушание,
музыкально-
ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
П е н и е включает
упражнения
и
попевки
для
т ренировки
периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для
развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с
движением.
Восприятие музыки (слушание) используется для релаксации, для
активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых
черт характера.
Музыкально-ритмические
движения
предполагают
упражнения,
игры
с
пением
и
словом,
инструментальные
игры
для
развития
внимания,
памяти,
координации
движений,
ориентировки
в
пространстве, чувства ритма и т.д.
Игра
на
музыкальных
инструментах
способствуют
развитию
чувства ритма и мелкой моторики.
Материал, используемый на логоритмических занятиях
Сюда
входят
:
игры
со
словом,
игры
с
пением,
музыкально-
дидактические
игры
и
упражнения
для
формирования
основных
движений, ориентировки в пространстве и т.д.
Упражнения
на
основе
основных
движений:
ходьба,
бег,
прыжки.
Работа над развитием основных движений проводится руководителем
физического воспитания на физкультурных занятиях, воспитателем на
утренней
гимнастике,
музыкальным
руководителем
на
занятиях
по
логоритмике.
В этой работе используются: Упражнения без музыки,
под музыку, музыкально-ритмическая гимнастика.
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве :
ходить,
бегать, скакать друг за другом, строиться парами, врассыпную, по кругу,
двигаться
поскоками
врассыпную,
строиться
в
круг
из
разных
положений, равномерно сужать и расширять круг, находить место в
колонне, перестраиваться из большого круга в маленькие.
Упражнения в танцевальных движениях : игры-потешки («Радуга-
дуга»,
«Андрей-воробей»),
музыкальных
упражнениях,
играх
(«Зеркало», «Затейник»)
Упражнения,
воспитывающие
музыкально - ритмическое
чувство :
Е.Тиличеевой
«Бегаем».
Дидактические
игры,
танцы:
«Передача
платочка», «Мелодия», «Забавный случай» Д.Кабалевского, «Повтори
дружок за мной», игра «Мышеловка» у.н.м.