Напоминание

Логоритмика как одна из методик работы с детьми с ОВЗ


Автор: Наумова Ольга Павловна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ №37 "Колокольчик"
Населённый пункт: г.Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Логоритмика как одна из методик работы с детьми с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Логоритмика как одна из методик для работы с детьми с ОВЗ

Музыкальный руководитель Наумова Ольга Павловна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №37 «КОЛОКОЛЬЧИК» г.Сургут 2016г
В специализированных дошкольных учреждениях для детей с речевыми нарушениями используется ряд методик, направленных на решение коррекционных задач. Это психогимнастика, игротерапия, арттерапия и т.д. Иногда в них предлагаются одни и те же упражнения и игры, но с акцентом на разные задания. Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Она самым тесным образом связана и с игротерапией, и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (Пунина З., Брозелио Л., Кыштымова А. Ритмика для детей с расстройством слуха и речи. М., 1948). «Важнейшей задачей, определяющей о собую з н ач и м о с т ь логопедической коррекции, является формирование и развитие у людей с речевой патологией двигательных способностей как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений» (Волкова Г.А. логопедическая ритмика. М.,1985) Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных , образовательных и оздоровительных задач. Говоря о логоритмике, В Гринер отмечает, что в основу ее она ставит ритм как организующий момент: «…музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». На огромное значение музыки в системе логоритмического воспитания мне бы хотелось обратить ваше внимание. Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
Задачи, которые ставит педагог перед детьми, используя тот или иной материал, как бы диктуются самой музыкой. Уделяя большое внимание развитию музыкального восприятия у детей с речевыми нарушениями, мы учим их понимать язык музыки, воспринимать средства музыкальной выразительности, которые в свою очередь помогают им точнее выполнить двигательные задачи, необходимые для осуществления коррекционной работы. Организация занятий логоритмикой требует от педагога знания основ логопедии и владения навыками игры на фортепиано. Поэтому такие знятия могут проводить логопед и музыкальный руководитель, а при надлежащей подготовке – музыкальный руководитель и воспитатель. Если мы проанализируем рекомендуемые разными авторами схемы занятий по логоритмике, то заметим, что в них включены разные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах.
П е н и е
включает упражнения и попевки для т ренировки периферических отделов речевого аппарата, а также упражнения для развития мелкой моторики и игры с пением, координации пения с движением.
Восприятие музыки (слушание)
используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, а также развития волевых черт характера.
Музыкально-ритмические

движения
предполагают упражнения, игры с пением и словом, инструментальные игры для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма и т.д.
Игра

на

музыкальных

инструментах
способствуют развитию чувства ритма и мелкой моторики.

Материал, используемый на логоритмических занятиях
Сюда входят : игры со словом, игры с пением, музыкально- дидактические игры и упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве и т.д. Упражнения на основе основных движений: ходьба, бег, прыжки. Работа над развитием основных движений проводится руководителем физического воспитания на физкультурных занятиях, воспитателем на утренней гимнастике, музыкальным руководителем на занятиях по логоритмике. В этой работе используются: Упражнения без музыки, под музыку, музыкально-ритмическая гимнастика.
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве
: ходить, бегать, скакать друг за другом, строиться парами, врассыпную, по кругу, двигаться поскоками врассыпную, строиться в круг из разных положений, равномерно сужать и расширять круг, находить место в колонне, перестраиваться из большого круга в маленькие.
Упражнения в танцевальных движениях
: игры-потешки («Радуга- дуга», «Андрей-воробей»), музыкальных упражнениях, играх («Зеркало», «Затейник»)
Упражнения,

воспитывающие

музыкально
-
ритмическое

чувство
: Е.Тиличеевой «Бегаем». Дидактические игры, танцы: «Передача платочка», «Мелодия», «Забавный случай» Д.Кабалевского, «Повтори дружок за мной», игра «Мышеловка» у.н.м.


В раздел образования