Напоминание

"Метапредметный урок в современной школе"


Автор: Ошуканец Елена Семеновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №12
Населённый пункт: город Пермь
Наименование материала: статья
Тема: "Метапредметный урок в современной школе"
Раздел: среднее образование





Назад





Метапредметный урок в современной школе
Ошуканец Е. С., учитель русского языка и литературы, Пульникова С. В., учитель русского языка и литературы, Ромашкина С. В., учитель географии МАОУ «СОШ 12» г. Перми Метапредметный урок – это урок, на котором школьники учатся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы. Все они лежат над предметами, поверх предметов, но воспроизводятся при работе с любыми предметным материалом. На таких уроках происходит включение ребенка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребенка. На таких уроках происходит не передача информации, а процесс взаимодействия между самими детьми, детьми и учителем, при этом взаимодействие не должно быть словесным. На уроке разворачивается реальная деятельность (мыследеятельность). Одним из важнейших умений является обучение учащихся приемам сжатия полученной на уроках информации. Метапредметность можно рассматривать как основные явления, отражающие тенденции интеграции в образовательном пространстве. Интересными в этом плане являются темы, которые объединяют ряд предметов. Вот некоторые из них: 1. Определение научного понятия» может объединить географию, русский язык и литературу. «Искусство Средневековья» может объединить литературу, историю и музыку.

Фрагмент метапредметного урока развития речи в 6 классе по теме

«Определение научного понятия»:

Цели и задачи:
 Научить строить научное определение по модели ( термин – родовое понятие – видовой признак), используя метапредметные связи русского языка, литературы, географии.  Формировать умение анализировать структуру научных понятий, выделять главное.
Ход урока:

Учитель:
Сегодня у нас короткий , но насыщенный урок. Так как он включает в себя знания трех областей науки: русского языка, литературы и географии. Тема урока: « Определение научного понятия». По этой теме у нас второй урок. На первом уроке, разделившись на группы, вы получили задания. Расскажите об этом.
«Русоведы»
должны были приготовить сжатый пересказ теоретического материала «Определение научного понятия», выделить главное, отбросить второстепенное. Быть подкованными в теории, чтобы иметь возможность оказать помощь другим группам.
«Литераторы»
: « Вы говорили нам, что горы всегда вдохновляли композиторов, художников, поэтов на создание прекрасных произведений. Мы должны были прочитать, осмыслить стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Владимира Высоцкого и других. Выбрать некоторые из них и выписать фразы, с помощью которых описаны горы».
«Географы»
: « Мы получили на уроке географии текст по теме «Горы». Работая над ним, мы должны были выделить ключевые признаки гор и получить новую информацию».

Учитель:
Как выполнили задание литераторы? Вам слово. (Дети читают стихи, рассказывают о поиске информации).
Учитель
: Каким стилем речи написаны найденные вами произведения? Докажите.
Учитель:
Географы, к какому стилю речи относится ваш текст? Докажите. Как вы выполнили задание? (Дети рассказывают)
Учитель:
Скажите, географы, есть ли в вашем тексте готовое определение гор? Что такое «горы» в научном понятии можно узнать из учебника географии, толкового словаря. А можно попробовать составить самим. Что выбираете? Почему? ( Рассуждения учеников).
Учитель:
Русоведы, вспомните схему построения логического определения. Все, используя текст наших географов, составьте определение понятия
«горы».
(Проверка)
Работа с карточкой
(см. приложение).
Приложение

Текст, который получила группа географов:


Горы
занимают
около 40% поверхности Земли
, они являются одной из форм рельефа поверхности нашей планеты. Они есть на каждом материке и крупном острове. Даже по дну океанов протянулись горные цепи, отдельные вершины которых поднимаются над водой, образуя острова или цепочки островов. Меньше всего гор в Австралии, а большинство гор Антарктиды скрыто подо льдом. Горы имеют большие перепады высот. Самой молодой горной системой на нашей планете являются Гималаи, самой протяженной – Анды (длиной около 7560 км).
Горы весьма разнообразны. Они различаются по:

1. Форме вершины.

2. Происхождению.

По

форме

вершины
различаются пикообразные, куполообразные, платообразные и др. горы. Различаются горы и
по

происхождению
: тектоноденудационные, вулканические и др. В Саянах, Забайкалье и Дальнем Востоке преобладают особого вида горы – сопки. Сопки отличаются конической формой и скалистой или сглаженной вершиной. В горных образованиях часто выделяются
отдельные

вершины
, высоко вздымающиеся над окружающим, даже высокогорным, ландшафтом. К таким вершинам можно отнести г. Джомолунгму в Гималаях, Эльбрус на Кавказе, Белуху на Алтае.
Карточка


Найдите

ошибки

в

построении

определения

понятия.

Какая

часть

определения

отсутствует в примерах 1 части, какая – в примерах 2

части? Запишите примеры в исправленном виде.
1.  Существительное – это часть речи.  Приставка – это значимая часть слова.  Почва – это особое природное тело.  Море – часть океана.  Басня – краткий рассказ. 2.  Мораль басни - это когда есть краткий нравоучительный вывод.  Выветривание – это когда под воздействием ветра, солнечных лучей, воды, живых организмов медленно разрушаются горные породы.  Речь – это когда используют язык для общения людей между собой.
Фрагмент метапредметного урока по литературе в 6 классе по теме

«История Древней Руси – «Слово о полку Игореве»:

Цели и задачи:

 Создать условия для развития умения составлять схемы.  Содействовать развитию устной и письменной речи, расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса.  Способствовать созданию эмоционально положительной основы ( красота художественного образа, слова и т. д.)  Развивать навыки коллективного сотрудничества и коммуникативные способности. Оборудование: В. А. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»
1.

Актуализация:
Заранее подготовленный ученик читает плач Ярославны. (На уроке истории дети знакомились с архитектурой Древней Руси, изучали особенности построения храмов, города).
2.

Работа с текстом:
(Учащимся предлагается еще раз внимательно вчитаться в строки « Слова о полку Игореве»)
Учитель:
В чем необычность этого отрывка? Какие ноты слышатся в нем? Перед вами текст, который называется плач – особый жанр древнерусской литературы, практически утраченный нами сегодня. О б р ат и м с я к н ау ч н ом у о п р е д е л е н и ю ( р а б о т а с т о л ко в ы м , литературоведческим словарями) Выделите важнейшие признаки плача. Обратимся к тесту. Составьте план. (Зачитывают) Обращение к природным стихиям: Солнцу, ветру, Днепру.
3.Домашнее задание:


Составить плач на самостоятельно выбранную тему.
(Учащиеся делают выводы) Далее вступает учитель музыки.
Список использованной литературы:
1. География. Начальный курс. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова.- М.: Дрофа,2013. 2. Осетров Е. Живая древняя Русь: Книга для учащихся.-5 изд., испр. и доп.- М.: Просвещение,2004. 3. Русский язык. 6 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта.- 2 изд., стереотип.- М., Дрофа,2014. 4. Сборники стихов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, В. Высоцкого и др.


В раздел образования