Напоминание

Подготовка к сочинению в 11 классе


Автор: Дука Татьяна Валентиновна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 32
Населённый пункт: г. Озёрск Челябинская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Подготовка к сочинению в 11 классе
Раздел: полное образование





Назад





Направление «ДОМ»
« Нет места милее родного дома». Марк Туллий Цицерон Работу по данному направлению желательно начать с определения лексического значения слова ДОМ (для этого нужно обратиться к толковым словарям). Само понятие «ДОМ» многозначно и предполагает неразрывную связь материального и духовного, внешнего и внутреннего начал. Понятие «ДОМ» должно быть истолковано учащимися как духовно- исторический фундамент нации, «традиция, норма жизни, неразрушенная культура» (В.А. Лакшин). Все это позволяет наметить три главных аспекта темы Дома: -Дом и Бездомье; -Дом как родина человека, воплощение семьи, рода; -Дом как душевная и духовная гармония. Для работы над сочинением-рассуждением по данному направлению можно использовать в качестве аргумента произведения современных российских писателей, не входящие в школьную программу. Обратимся к
повести Бориса Екимова «Наш старый дом»(1997).
Борис Петрович Екимов (род. 19 ноября 1938, г. Игарка Красноярского края) - русский писатель и публицист, член правлений Союза писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза писателей России (с 1994 года), член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Вопросы по повести «Наш старый дом». Прочитайте вопрос и дайте связный ответ. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Ответ записывайте разборчиво, соблюдая нормы речи. -У дома, как у человека, своя судьба: «Старый дом мой - словно старый человек в непогоду, ему неможется: он охает, стонет, тяжко вздыхает, жалуясь, и порой потихоньку плачет». « А в пору прежнюю, давнюю, дом наш в уличном порядке стоял горделиво: деревянный, из пластин рубленный флигель в два окна». Какова история дома? В каком виде он достался семье рассказчика? Почему герои были рады и этому дому?- _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ -Что для героя произведения означает «домашний дух»? Кто создавал его в семье рассказчика? Кто являлся в семье «хранителем домашнего очага»? Почему? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ - «В нашем доме, когда я рос, взрослых было трое: дядя Петя, тетя Нюра да мать моя.» Кто из взрослых создавал психологический микроклимат в семье, занимался воспитанием детей, творчески развивал их, передавал память предков? Дайте развернутый ответ. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________- -«У дяди Пети, человека много перенесшего и больного, характер был очень нелегкий: часто ворчлив, придирчив по мелочам и вспыльчив до бешенства.» Какова была судьба дяди Пети? Его жена- тетя Нюра. Что пережила эта женщина? Изменила ли судьба ее характер? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ - «И старый дом наш стал быстро дряхлеть. Стены его остались теми же, но словно вынули из нашего дома душу. А без нее всякой жизни недолгий срок. У людей, у вещей и у нашего дома». Как вы понимаете финальные строки произведения? _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Творческое задание
. Тема: Как вы понимаете слова Б. Екимова: «Сейчас я смотрю на жизнь и спрашиваю: где я был счастлив? И твёрдо знаю: дома» (из рассказа «Мальчик на велосипеде»). «Дом - это там, где твое сердце», - очень точно и образно определил значение слова «дом» Плиний Старший. Действительно, дом-это то место, где ты вырос, это земля, вскормившая тебя, это семья, окружившая своей заботой, вниманием, любовью, это миропорядок, который становится основой будущего мировоззрения гражданина своей страны. Поэтому очень важно с раннего детства ощущать атмосферу тепла и уюта, душевной и духовной гармонии и защищенности, которую нам дарит отчий дом… Задание: Используя готовое вступление, напишите сочинение-рассуждение по данной теме.


В раздел образования