Напоминание

Логопедическая ритмика в детском саду


Автор: Бендерская Ирина Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №34"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: Статья
Тема: Логопедическая ритмика в детском саду
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»

Статья для педагогов ДОУ

Логопедическая ритмика в детском саду

Выполнила учитель-логопед Бендерская Ирина Николаевна

2016
1

1.

ВВЕДЕНИЕ
В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие речи. В настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей с отклонениями в психомоторном и речевом развитии. У таких детей отмечается значительное нарушение всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, лексика и грамматика. А так же, у этих детей недостаточно сформированы основные двигательные умения и навыки. Однако эти дети имеют потенциальные возможности для овладения речью, если со стороны педагогов им будет оказана помощь.
2.

АКТУАЛЬНОСТЬ
Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной коррекции моторной и речевой функции дошкольников средствами логопедической ритмики является
актуальной задачей
, требующей своего решения.
3. СОДЕРЖАНИЕ
Современные исследования показывают, что использовать данные методики в оздоровительных, образовательных, воспитательных, коррекционных целях необходимо и в массовых группах детского сада. Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около 60-65% детей нуждаются в систематической и последовательной работе по формированию чувства ритма. Благодаря логоритмике происходит: - преодоление основного речевого нарушения; - развитие дыхания, голоса, артикуляции; - развитие и совершенствование основных психомоторных качеств: статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания, во всех видах моторной сферы общей, мелкой, мимической и артикуляционной.
Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:
- в создании благоприятных условий для тренировки или процесса торможения, или процесса возбуждения у детей; 2
- в благотворном влиянии на детей точной дозировкой раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. - в установлении соответствия ритма каждого ребенка с оптимальным биологическим ритмом детей данного возраста; - в упорядочении и усовершенствовании протекающих двигательных, ритмических процессов у детей, развитии умения сосредоточения. В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, подвижные и хороводные игры, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики), и это замечательно, так как даже проводимая на занятиях динамическая пауза - физминутка благотворно воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища. Музыкально- ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи. Игры, танцевальные движения требуют своевременной реакции на внешний раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое, умения быстро и точно его тормозить. Опыт моей работы показал, что коллективность в проведении ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий, появление ориентировки на общий ритм движений, воспроизведение действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции поведения и развитию межличностных отношений. Стоит вспомнить, дорогие взрослые, какое удовольствие испытывает малыш, когда, подпрыгивая с ноги на ногу, держа крепко за руку маму с папой, на весь лес распеваешь, а может быть, и «раскрикиваешь»: Куда идем мы с Пятачком? Большой, большой секрет. И не расскажем мы о нем, О нет, о нет и нет! Разве вы не знаете, какое блаженство доставляет малышам проговаривание «дикой абракадабры», непонятной для взрослых. Малышу может казаться, что он сочинил собственный язык. Он ходит по комнате и таинственно бормочет что-то вроде: 3
Карамба, морамба, Фирите, жмурите, Тролле-коле, траль-врале. Бум! В сочетании этих звуков маленьких детей привлекает, с одной стороны, удивительная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплескивать эмоции. Помните игру с мячом: Роза, береза, Мак, василек, Кашка, ромашка, Аленький цветок. С другой стороны, в этом занятии ребенка привлекает возможность насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными для чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся языком.
4.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, средствами движения, музыки и слова. В её основе лежит личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослого и ребенка, что отвечает требованиям государственных стандартов. Методы и приемы логопедической ритмики соответствуют возрасту и индивидуальным особенностям дошкольника и могут использоваться педагогами ДОУ. Литература: М.Ю.Картушина, Логоритмические занятия в детском саду. Москва 2004 Г.И.Анисимова, Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду. Санкт-Петербург 2008 Т.С.Овчинникова, Логопедические распевки. Санкт-Петербург 2009 Н.В.Нищева, Л.Б.Гаврищева, Новые логопедические распевка. Санкт- Петербург 2012 4


В раздел образования