Автор: Бендерская Ирина Николаевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №34" Населённый пункт: г. Хабаровск Наименование материала: Статья Тема: Логопедическая ритмика в детском саду Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад комбинированного вида №34»
Статья для педагогов ДОУ
Логопедическая ритмика в детском саду
Выполнила учитель-логопед Бендерская Ирина Николаевна
2016
1
1.
ВВЕДЕНИЕ
В системе развития личности ребенка особое место занимает развитие
речи. В настоящее время отмечается резкое увеличение количества детей с
отклонениями
в
психомоторном
и
речевом
развитии.
У
таких
детей
отмечается
значительное
нарушение
всех
компонентов
речевой
системы:
звукопроизношение,
лексика
и
грамматика.
А
так
же,
у
этих
детей
недостаточно
сформированы
основные
двигательные
умения
и
навыки.
Однако эти дети имеют потенциальные возможности для овладения речью,
если со стороны педагогов им будет оказана помощь.
2.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Логопедическая ритмика является доступной и универсальной формой
направленной коррекции речевой и психомоторной функции детей. В этой
связи разработка рациональных двигательных режимов для направленной
коррекции
моторной
и
речевой
функции
дошкольников
средствами
логопедической ритмики является актуальной задачей , требующей своего
решения.
3. СОДЕРЖАНИЕ
Современные
исследования
показывают,
что
использовать
данные
методики
в
оздоровительных,
образовательных,
воспитательных,
коррекционных
целях
необходимо
и
в
массовых
группах
детского
сада.
Статистика свидетельствует о том, что практически в каждой группе около
60-65% детей нуждаются в систематической и последовательной работе по
формированию чувства ритма.
Благодаря логоритмике происходит:
- преодоление основного речевого нарушения;
- развитие дыхания, голоса, артикуляции;
-
развитие
и
совершенствование
основных
психомоторных
качеств:
статической
и
динамической
координации,
переключаемости
движений,
мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания, во всех
видах моторной сферы общей, мелкой, мимической и артикуляционной.
Особенности логопедической ритмики заключаются в следующем:
-
в
создании
благоприятных
условий
для
тренировки
или
процесса
торможения, или процесса возбуждения у детей;
2
- в благотворном влиянии на детей точной дозировкой раздражителей: темпа,
ритма, динамики музыки и слова.
-
в
установлении
соответствия
ритма
каждого
ребенка
с
оптимальным
биологическим ритмом детей данного возраста;
-
в
упорядочении
и
усовершенствовании
протекающих
двигательных,
ритмических процессов у детей, развитии умения сосредоточения.
В
арсенале
воспитателей
и
музыкальных
руководителей
имеется
многообразный
материал
для
развития
чувства
ритма
(двигательные
упражнения,
подвижные
и
хороводные
игры,
стихи,
потешки,
игры
пальчиковой гимнастики), и это замечательно, так как даже проводимая на
занятиях
динамическая
пауза
-
физминутка
благотворно
воздействует
на
нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от
ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища. Музыкально-
ритмические упражнения рассматриваются как волевые проявления, так как
ребенок действует, сознательно выполняя поставленные перед ним задачи.
Игры, танцевальные движения требуют своевременной реакции на внешний
раздражитель, своевременного переключения с одного движения на другое,
умения быстро и точно его тормозить.
Опыт
моей
работы
показал,
что
коллективность
в
проведении
ритмических занятий обеспечивает формирование подражательных действий,
появление
ориентировки
на
общий
ритм
движений,
воспроизведение
действий по образцу и моделирование действий по аналогии. Кроме того, это
способствует повышению уровня самооценки детей, произвольной регуляции
поведения и развитию межличностных отношений.
Стоит вспомнить, дорогие взрослые, какое удовольствие испытывает
малыш, когда, подпрыгивая с ноги на ногу, держа крепко за руку маму с
папой, на весь лес распеваешь, а может быть, и «раскрикиваешь»:
Куда идем мы с Пятачком?
Большой, большой секрет.
И не расскажем мы о нем,
О нет, о нет и нет!
Разве
вы
не
знаете,
какое
блаженство
доставляет
малышам
проговаривание «дикой абракадабры», непонятной для взрослых. Малышу
может казаться, что он сочинил собственный язык. Он ходит по комнате и
таинственно бормочет что-то вроде:
3
Карамба, морамба,
Фирите, жмурите,
Тролле-коле, траль-врале.
Бум!
В сочетании этих звуков маленьких детей привлекает, с одной стороны,
удивительная ритмичность, четкость, чередование слов-слогов, под которые
можно прыгать, ходить, играть в мяч, кричать и выплескивать эмоции.
Помните игру с мячом:
Роза, береза,
Мак, василек,
Кашка, ромашка,
Аленький цветок.
С другой стороны, в этом занятии ребенка привлекает возможность
насладиться музыкой звуков, испытать радость победы над трудными для
чередования и для быстрого произношения звуками, над плохо слушающимся
языком.
4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким
образом,
логопедическая
ритмика
является
доступной
и
универсальной формой направленной коррекции речевой и психомоторной
функции детей, средствами движения, музыки и слова. В её основе лежит
личностно-развивающий
и
гуманистический
характер
взаимодействия
взрослого и ребенка, что отвечает требованиям государственных стандартов.
Методы
и
приемы
логопедической
ритмики
соответствуют
возрасту
и
индивидуальным
особенностям
дошкольника
и
могут
использоваться
педагогами ДОУ.
Литература:
М.Ю.Картушина, Логоритмические занятия в детском саду. Москва 2004
Г.И.Анисимова, Новые песенки для занятий в логопедическом детском саду.
Санкт-Петербург 2008
Т.С.Овчинникова, Логопедические распевки. Санкт-Петербург 2009
Н.В.Нищева,
Л.Б.Гаврищева,
Новые
логопедические
распевка.
Санкт-
Петербург 2012
4