Напоминание

Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников


Автор: Бирючкова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Курумоч С/П "Детский сад "Белочка""
Населённый пункт: село Курумоч, Самарская область
Наименование материала: Конспект
Тема: Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

им. А.И. Кузнецова с. Курумоч

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Белочка»»

Конспект проведения

родительского собрания

на тему:

«
Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников
»

Выполнила: воспитатель

Бирючкова Марина Геннадьевна


Тема
: «Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников »
Форма проведения
: родительское собрание
Аудитория:
родители подготовительной к школе группы.
Количество участников
: воспитатели группы.
Задачи
: 1. Повысить педагогическую грамотность родителей в понимании особенностей развития речи детей 7-го года жизни. 2. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства развития речи ребенка 3. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Ожидаемые результаты:
1. Повышена педагогическая грамотность родителей в понимании особенностей развития речи детей 7-го года жизни. 2. Сформировано понятие родителей о возможности игры как средства для развития речи ребенка 3. Родители заинтересованы в совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Информационно - техническое обеспечение:
музыкальный центр.
Материалы и оборудование
: - карточки с изображением мнемотаблиц - листы бумаги формата А3 - разноцветные карандаши - книги со стихами - картинки с изображением животных.
Повестка дня:

1.
Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников». 2. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи. 3. Работа с мнемотаблицами. 4. Составление мнемотаблицы по стихотворению. 5. Игра с родителями «Животные из страны «Выдумляндия». 6. Чтение стихов родителями. 7. Рефлексия. 8. Итог собрания.
Логика проведения:

Вступительное слово воспитателя: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей группе. Тема нашей сегодняшней встречи «Игровые технологии для решения проблемы речевого развития дошкольников». 1. С консультацией для родителей на тему «
Развитие

речи

у

дошкольников»
выступила воспитатель группы. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму). Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Участие семей в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Чтение и письмо- только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. Воспитатель предлагает поиграть в игру. 2.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия

речи.

Цель:
развивать дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, вырабатывать правильное ритмичное дыхание.
Варежка

Я на варежку подую. Все снежинки с неё сдую.
Облака
Подуем на плечо, Подуем на другое, Подуем на живот, Как трубочка, наш рот, Ну, а теперь - на облака И отдохнём пока. Родители выполняют действия, предложенные воспитателем. 3.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.

Цель:
Развиать образное мышление, умение связно мыслить, составлять рассказы. Воспитатель предложила образец рассказа по мнемотаблице. У зимы три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи. Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные шарфы, варежки. Домашние животные зимой находятся в тёплых хлевах. Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло, сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах,
коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить горку, крепость, поиграть в снежки. Затем предложила родителям самим составить рассказ с опорой на мнемотаблицу. Родители составляют рассказ. 4. Родителям было предложено самим
нарисовать мнемотаблицу
для стихотворения: - У лисы в лесу глухом Есть нора – надежный дом. Под кустами еж колючий Нагребает листьев кучу. Спит в берлоге косолапый, До весны сосет он лапу. Есть у каждого свой дом. Всем тепло, уютно нем.

5.
Воспитатели организуют
игру с родителями «Животные из страны

«Выдумляндия».
Цель: развивать фантазию, логическое мышление, умение высказывать свои мысли. Было предложено отыскать в каждом из фантастических животных части тела знакомых зверей. Рассказать, что может делать это необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среди льдов, долго находиться без воды и пр.) Как его назвать?. 6. Предложили родителям с
выражением

прочитать

стихи
без подготовки из детской книжки. Цель: развивать выразительность речи. 7.
Рефлексия:
Поделись своими впечатлениями о нашей встрече.
8.

Подведение итогов собрания.
В заключении можно сказать следующее: Использование дидактических игр улучшают развитие речи детей, логическое и образное мышление, творческие способности, расширяют знания об окружающем мире. Родителям были предложены памятки с играми для развития речи детей дома. В памятку вошли игры: -
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель:учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … . -
Дидактическое упражнение «Какой?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета. Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … . -
Подбери словечко"
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным. В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу. Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"… (дом, пень, человек, ботинок); "свежая"… (булочка, новость, газета, скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко, мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно. -
"Мама потерялась"
Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в родительном падеже, развитие словаря, закрепление обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные". В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей. Пример: Корова ищет…(телёнка). Лошадь ищет…(жеребёнка). Свинья ищет…(поросёнка). Собака ищет…(щенка). Кошка ищет…(котёнка). Коза ищет…(козлёнка). Овца ищет…(ягнёнка). Лисица ищет…(лисёнка). Зайчиха ищет…(зайчонка). Волчица ищет…(волчонка). Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка). Белка ищет…(бельчонка). Консультация Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и дислексии. Родители,
сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? ( На эти и другие вопросы родители могут найти ответы в программе для детских садов «Из детства в отрочество»). Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги ( логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно. Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании). Участие семей в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе ( и во время последующих встреч) родителей стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты. 1. следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь. 2. если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо боятся обращаться за консультацией к
специалистам. У нас обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, т. к.становление речи завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом предупреждению возможных расстройств речи ( возрастных и некоторых патологических). 3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи- сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо- только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка , который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей. 4. необходимо весьма осторожно относится к
раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и начинаются трудности. Предлагаемая методика по развитию речи: -учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе; -ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только возрастные; -активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения; -охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь; -рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным её продолжением; -тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;-опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей. Перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей, отличаются лишь пути их реализации. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.


В раздел образования