Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников
Автор: Бирючкова Марина Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ СОШ с. Курумоч С/П "Детский сад "Белочка"" Населённый пункт: село Курумоч, Самарская область Наименование материала: Конспект Тема: Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в подготовительной группе для решения проблем речевого развития дошкольников Раздел: дошкольное образование
Самарской области средняя общеобразовательная школа
им. А.И. Кузнецова с. Курумоч
муниципального района Волжский Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Белочка»»
Конспект проведения
родительского собрания
на тему:
« Игровые технологии как форма проведения
родительского собрания в подготовительной
группе для решения проблем речевого развития
дошкольников »
Выполнила: воспитатель
Бирючкова Марина Геннадьевна
Тема : «Игровые технологии как форма проведения родительского собрания в
подготовительной
группе
для
решения
проблем
речевого
развития
дошкольников »
Форма проведения : родительское собрание
Аудитория: родители подготовительной к школе группы.
Количество участников : воспитатели группы.
Задачи :
1.
Повысить
педагогическую
грамотность
родителей в
понимании
особенностей развития речи детей 7-го года жизни.
2.
Формировать понятие родителей о возможности игры как средства
развития речи ребенка
3.
Стимулировать
интерес
родителей
для
совместной
игровой
деятельности с собственным ребенком.
Ожидаемые результаты:
1.
Повышена
педагогическая
грамотность
родителей в
понимании
особенностей развития речи детей 7-го года жизни.
2.
Сформировано понятие родителей о возможности игры как средства
для развития речи ребенка
3.
Родители
заинтересованы
в
совместной
игровой
деятельности
с
собственным ребенком.
Информационно - техническое обеспечение:
музыкальный центр.
Материалы и оборудование :
- карточки с изображением мнемотаблиц
- листы бумаги формата А3
- разноцветные карандаши
- книги со стихами
- картинки с изображением животных.
Повестка дня:
1.
Консультация для родителей «Развитие речи у дошкольников».
2.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия речи.
3.
Работа с мнемотаблицами.
4.
Составление мнемотаблицы по стихотворению.
5.
Игра с родителями «Животные из страны «Выдумляндия».
6.
Чтение стихов родителями.
7.
Рефлексия.
8.
Итог собрания.
Логика проведения:
Вступительное слово воспитателя:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас в нашей
группе. Тема нашей сегодняшней встречи «Игровые технологии для решения
проблемы речевого развития дошкольников».
1.
С
консультацией
для
родителей
на
тему
« Развитие
речи
у
дошкольников» выступила воспитатель группы.
Своевременное
и
полноценное
формирование
речи
в
дошкольном
детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в
дальнейшем его успешного обучения в школе. Важное значение имеет
развитие
всех
сторон
речи,
особенно
в
период
обучения
грамоте
(чтению
и
письму).
Что
надо
делать,
чтобы
избежать
последствий
неправильного
речевого
развития
своего
ребенка?
Опыт
работы
показывает:
взаимодействие
детского
сада
и
семьи
–
необходимое
условие
полноценного
речевого
развития
дошкольников.
Так
как
наилучшие
результаты
отмечаются
там,
где
педагоги
и
родители
действуют согласованно. Участие семей в речевом развитии начинается
с момента прихода ребенка в детский сад. Чтение и письмо- только
необходимое
средство,
которым
на
определенном
этапе
ребенок
овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом
чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют о т ребенка
определенного уровня развития, в том числе и речевого. Известно, что
качественно
овладеть
чтением
и
письмом
невозможно
без
чистого
звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п.
Воспитатель предлагает поиграть в игру.
2.
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия
Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую.
Облака
Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубочка, наш рот,
Ну, а теперь - на облака
И отдохнём пока.
Родители выполняют действия, предложенные воспитателем.
3.
Работа с мнемотаблицей на слово “зима”.
Цель: Развиать образное мышление, умение связно мыслить, составлять
рассказы.
Воспитатель предложила образец рассказа по мнемотаблице. У зимы
три месяца: декабрь, январь, февраль. Зимой снег повсюду: на земле, на
деревьях, на домах. Солнце светит, но не греет. В домах топят печи.
Люди одеваются тепло: в меховые шубы, шапки, валенки, шерстяные
шарфы,
варежки.
Домашние
животные
зимой
находятся
в
тёплых
хлевах.
Дикие
животные
зимуют
по-разному:
медведь
и
ёжик
–
в
спячке, белка заготовила себе корм и устроила себе тёплое дупло,
сложнее зимой волку и лисе, зайчик сменил серую шубку на белую и
его не заметно на белом снегу. Люди заботятся о птицах, развешивают
кормушки, приносят корм. У детей зимой много развлечений: праздник
Новогодней Ёлки, подарки от Деда Мороза, катания на санках, лыжах,
коньках, игры со снегом. Зимой можно слепить снеговика, построить
горку, крепость, поиграть в снежки.
Затем предложила родителям самим составить рассказ с опорой на
мнемотаблицу.
Родители составляют рассказ.
4.
Родителям
было
предложено
самим нарисовать мнемотаблицу для
стихотворения:
- У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Под кустами еж колючий
Нагребает листьев кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно нем.
5.
Воспитатели организуют игру с родителями «Животные из страны
«Выдумляндия».
Цель: развивать фантазию, логическое мышление, умение высказывать
свои мысли.
Было предложено отыскать в каждом из фантастических животных
части
тела
знакомых
зверей.
Рассказать,
что
может
делать
это
необычное животное (летать, плавать, ползать, жить среди льдов, долго
находиться без воды и пр.) Как его назвать?.
6.
Предложили
родителям
с выражением
прочитать
стихи
без
подготовки из детской книжки.
Цель: развивать выразительность речи.
7.
Рефлексия: Поделись своими впечатлениями о нашей встрече.
8.
Подведение итогов собрания.
В заключении можно сказать следующее:
Использование
дидактических
игр
улучшают
развитие
речи
детей,
логическое
и
образное
мышление,
творческие
способности,
расширяют знания об окружающем мире.
Родителям были предложены
памятки с играми для развития речи
детей дома. В памятку вошли игры:
- Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель:учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных
суффиксов.
Мяч – мячик, кукла - …; мишка - …; матрешка - …; Петрушка - … .
- Дидактическое упражнение «Какой?»
Цель: упражнять в образовании признака от предмета.
Игрушка – игрушечный, кукла – кукольный, стол – настольный, зеркало - … .
- Подбери словечко"
Цель:
расширение
словарного
запаса,
развитие
умения
согласовывать
прилагательное с существительным.
В
эту
игру
можно
играть
с
мячом,
перекидывая,
его
друг
другу.
Про что можно сказать "свежий"… (воздух, огурец, хлеб, ветер); "старый"…
(дом,
пень,
человек,
ботинок);
"свежая"…
(булочка,
новость,
газета,
скатерть); "старая"…(мебель, сказка, книга, бабушка); "свежее"… (молоко,
мясо, варенье); "старое"…(кресло, сиденье, окно.
- "Мама потерялась"
Цель:
формирование
умения
правильно
согласовывать
слова
в
предложении
в
родительном
падеже,
развитие
словаря,
закрепление
обобщающих понятий "Дикие животные" и "Домашние животные".
В этой игре нам понадобятся картинки с изображением диких и домашних
животных и их детёнышей. Детёныши потерялись, а мамы их ищут и никак
не могут найти. Надо обязательно помочь мамам найти своих малышей.
Пример: Корова ищет…(телёнка).
Лошадь ищет…(жеребёнка).
Свинья ищет…(поросёнка).
Собака ищет…(щенка).
Кошка ищет…(котёнка).
Коза ищет…(козлёнка).
Овца ищет…(ягнёнка).
Лисица ищет…(лисёнка).
Зайчиха ищет…(зайчонка).
Волчица ищет…(волчонка).
Ежиха ищет…(ежонка).
Медведица ищет…(медвежонка).
Белка ищет…(бельчонка).
Консультация
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве -
одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его
успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе
развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его
деятельности в различных его формах. Важное значение имеет развитие всех
сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как
письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие
речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так
как именно они являются причинами дисгармонии и дислексии. Родители,
сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка,
естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему
ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые
слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные
правила правописания и пр. А ведь многие из них занимались своим
ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы
добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и
читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело?
Что было сделано не так? И что надо делать, чтобы избежать последствий
неправильного речевого развития своего ребенка? ( На эти и другие вопросы
родители могут найти ответы в программе для детских садов «Из детства в
отрочество»). Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и
семьи – необходимое условие полноценного речевого развития
дошкольников. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги (
логопеды, воспитатели) и родители действуют согласованно. Однако
подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему
предшествует целенаправленная работа педагогов. В процессе которой
родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к
проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании). Участие
семей в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский
сад. Уже на этом этапе ( и во время последующих встреч) родителей
стараются убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка
значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а
иногда и вовсе безрезультатны. Для правильного и эффективного воздействия
на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть
следующие моменты. 1. следует реально оценить состояние здоровья
ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с
различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из
первых страдает именно речь. 2. если родителей что-то беспокоит в речевом
развитии ребенка, не надо боятся обращаться за консультацией к
специалистам. У нас обследование ребенка специалистами-логопедами
проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, т. к.становление
речи завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока
происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс,
не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты
принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если
учитывать состояние здоровья современных детей. Многие исследователи в
разные годы неоднократно подчеркивали: не надо ждать, когда закончится
процесс развития речи ребенка, - необходимо оказывать ему разностороннюю
помощь до завершения этого процесса, способствуя таким образом
предупреждению возможных расстройств речи ( возрастных и некоторых
патологических). 3. нельзя сводить проблему формирования речи к обучению
грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи-
сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь
составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это
умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и
умение рассказывать стихи как минимум. Поэтому они стремятся как можно
раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие
важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда
вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и
писать не является показателем его развития. Чтение и письмо- только
необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает
для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо
– сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня
развития, в том числе и речевого. Известно, что качественно овладеть
чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без
развитого речевого слуха и т.п. овладение грамотой – не самоцель, это
определенный этап речевого развития ребенка , который подразумевает
серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и
языковому развитию детей. 4. необходимо весьма осторожно относится к
раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него
проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не
стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе.
Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам
вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их
фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале
звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку
подразумевает постановку правильного звукопроизношения. Вот тут и
начинаются трудности. Предлагаемая методика по развитию речи: -учитывает
состояние речевого развития детей на современном этапе; -ориентируется в
первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не
только возрастные; -активно использует педагогические технологии, которые
позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые
отклонения; -охватывает все стороны речи: произношение, словарь,
грамматический строй и связную речь; -рассматривает обучение грамоте не
как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи
ребенка, являющуюся естественным её продолжением; -тесно взаимосвязана
с другими видами жизнедеятельности ребенка;-опирается на помощь
родителей в вопросах развития речи детей. Перед ДОУ и семьей стоят
единые задачи развития детей, отличаются лишь пути их реализации.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии
ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение,
каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса
формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится
целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.