Напоминание

Роль классного руководителя в формировании микроклимата детского коллектива


Автор: Чикенева Татьяна Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ Вильская средняя школа
Населённый пункт: Нижегородская область городской округ г. Выкса р.п. Виля
Наименование материала: сообщение
Тема: Роль классного руководителя в формировании микроклимата детского коллектива
Раздел: среднее образование





Назад




Районный методическое объединение классных руководителей на базе МБОУ Вильской СОШ 2011 год
Роль классного руководителя в формировании микроклимата детского коллектива
Сообщение подготовила заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Вильской СОШ г. Выкса Нижегородской области Чикенева Т.В. Самой острой проблемой общества и государства является проблема воспитания. Педагогическая драма воспитания стремительно превращается в общенациональную трагедию. Детская преступность, агрессия, беспризорность, болезни, рост насилия и самоубийств, все это переросло в социальное бедствие. Школа же так и осталась "островком надежды" общества в вопросах воспитания. Так как именно здесь закладываются ценностные ориентации учащихся, устанавливаются социально-классовые и общечеловеческие ценности в области морали, формируется новая позиция личности в условиях рынка. В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон – город – регион - страна. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Классное руководство – традиционный для российского образования вид педагогической деятельности по организации воспитания учащихся в условиях первичного детского коллектива. Классный руководитель является формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности детей, помощником, вдохновителем, наставником, опекуном и другом своих воспитанников. Кто такой классный руководитель? Это человек, которому доверяют, идут за советом и помощью. Он легко выполняет функции всех членов семьи своих подопечных, а порой и вовсе их заменяет. Ни в коем случае классный руководитель не должен навязывать свои взгляды и интересы. Уметь незаметно для ребёнка подвести его к необходимым выводам и поступкам. Быть другом, наставником, который может выслушать мнения всех учащихся и помочь выбрать оптимальный вариант. Сложно совмещать педагогическую деятельность и классное руководство, но мы должны быть максимально мобильны и коммуникабельны. Классным руководителем не рождаются, им становятся! Каждый из нас понимает, что личность и коллектив взаимосвязаны друг с другом и эти два понятия жить полноценной жизнью друг без друга не могут. Поэтому необходимо определить, как и в чём они взаимосвязаны, какую роль играет в этой связи классный 1
руководитель, что может быть основой, неким фундаментом для построения отношений «личность+коллектив». Воспитание личности в коллективе — один из ведущих принципов педагогики. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель. Классный руководитель – центральная фигура в этом нелёгком и продолжительном процесса. Нет работы более сложной и трудной. Его деятельность многоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, бывают не только радости и победы, но огорчения и неудачи. И вместе с тем нет работы в школе более интересной, дающей большую отдачу и вдохновения. Управление воспитанием классного коллектива – это радость общения, это круг своих детей, это реализация педагогического сотрудничества и сотворчества. Руководство воспитательным процессом – это стремление быть нужным каждому и это радость небольших достижений и больших побед в в о с п и т а н и и ч е л о в е к а . «Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сделаю всё от меня зависящее для того, чтобы вверенный мне класс стал коллективом, тогда каждому ребенку будет более комфортно в школьной среде, он с удовольствием будет идти в школу к своим одноклассникам, и, возможно, я сделаю его чуточку счастливее в этом мире». Первичный коллектив — это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности подростков и старшеклассников в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив дает возможность каждому школьнику приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Для этого может потребоваться месяцы, а может быть и годы кропотливой работы. Коллектив, как живой общественный организм: рождается, развивается, живет. В создании, сплочении и всей жизнедеятельности первичного коллектива главная роль принадлежит классному руководителю. Руководствуясь общей теорией коллектива, сплочение учащихся он начинает с организации их деятельности. Педагог ставит перед классом общественно значимую и привлекательную для учащихся цель, открывает для них перспективу интересной и содержательной совместной жизни. Классный руководитель с первых дней своей работы оказывается включенным во всё многообразие проблем реального целостного педагогического процесса. Классному руководителю необходимо быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения. При этом он должен уметь учитывать конкретные условия жизнедеятельности вверенного ему детского классного коллектива, в соответствии с ними определять воспитательные задачи и средства их достижения, настойчиво и последовательно добиваться реальных результатов в развитии личности школьника. Как заметил классик советской педагогической науки В.А. Сухомлинский, «в наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда… Эти таланты раскроются лишь тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают… » И действительно, только искренняя заинтересованность проблемами детей, способность понять и увлечь за собой, а значит обучать, развивать и воспитывать – ключ к росту ребят. Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе, межэтнических, межконфессиональных отношений. Педагог также 2
принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Помочь ребёнку найти себя, сделать так, чтобы он ощутил свою уникальность, осознал свои возможности, сформировать веру в успех и как следствие, мотивацию на саморазвитие – вот основные задачи для нас, взрослых. Что же необходимо для того, чтобы группа детей с разными характерами, нравами, принципами и устоями стала одним коллективом?  открытость деятельности классного руководителя (планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе),  обратная связь после каждого проведенного дела (беседа, анализ, неформальное отношение),  сотворчество (сотрудничество в творчестве),  успешность (использовать инструмент оценки),  свобода выбора,  целевая направленность (конкретный результат дела),  привлекательная деятельность. Деятельность по формированию классного коллектива условно разбивают на несколько стадий, которые взаимосвязаны между собой. Стадии формирования классного коллектива:  I. Изучение класса, постановка целей и задач воспитательной работы.  II. Организация классного самоуправления, создание классных традиций, установление правильных взаимоотношений с общешкольным коллективом.  III. Установление благоприятного психологического микроклимата в классе. Конечно, каждый класс развивается уникально. Взаимодействие учащихся всегда имеет сложный и непредсказуемый характер. Каждый ученик должен быть самостоятельным и в учении и в общении. Главное средство воспитания – заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Учитель верит, что ребенок не может быть плохим. Если изо дня в день всем укладом жизни небольшого классного коллектива стали нравственные нормы. Всё это возможно когда в классе максимально комфортный климат для общения и сотворчества. И наоборот. Эмоционально-психологический климат – общественное чувство группы, система ее коллективных переживаний жизненного смысла явлений и ситуаций. Эмоционально- психологический климат отражает на эмоциональном уровне характер межличностных отношений. Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе складывается из следующих параметров: -гуманистическое отношение друг к другу; - чувство удовлетворенности группой; - эмоциональная включенность – сопереживания коллективным событиям; -устойчивый положительный настрой; - свобода и активность личности при выражении мнений и принятии решений. Эмоционально-психологический климат выполняет в жизни коллектива две важные функции: 1.Определяет самочувствие личности в коллективе. 2.Стимулирует продуктивность совместной работы. 3
Хорошее психологическое самочувствие подростков – большая ценность коллектива, один из показателей его высшего развития, т.к. эмоциональное благополучие - это определяющее условие для гармоничного развития личности. Только личность, испытывающая в данной группе психологический комфорт примет и разделит групповые ценности и нормы, станет лично причастной к групповому самосознанию. Коллективные эмоции имеют большую побудительную силу. Они тонизируют активность членов коллектива, сплачивают и объединяют их в едином коллективном переживании, или оказывают давление по типу «психического заражения», определяют стиль группового поведения. Любой ученический коллектив – система не только социально необходимая, но и принудительная, т.е. подросток не волен выбирать «доставшийся» ему коллектив. Поэтому работа классного руководителя в большей степени направлена на формирование группового согласия и гармонизацию отношений личности и коллектива с целью повышения такого показателя как привлекательность группы. Условия эффективного формирования коллектива: 1. Все члены группы четко представляют себе цели общей работы. 2. Умения каждого ученика должны быть известны другим, функции целесообразно распределены. 3.Хорошо развиты самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которая позволяет эффективно использовать время и потенциальные возможности. 4. Группа поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения. 5.Открытость отношений в группе для преодоления различных трудностей на пути эффективной работы. 6. Достаточно возможностей и соответствующих условий для того, чтобы собраться и обсудить все вопросы. «Один в поле не воин» - гласит народная пословица. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в уединенном образовательном пространстве и социокультурной среде. В процессе своей деятельности классный руководитель, в первую очередь, взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения, представление интересов своих воспитанников в педагогическом совете; привлечение учителей к работе с родителями; включение обучающихся своего класса в систему внеклассной работы по предметам разнообразные предметные кружки, факультативы, выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях. Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум. Классный руководитель координирует связь педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку. При поддержке педагога- психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с педагогами дополнительного образования. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы дополнительного образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников, стимулирования их 4
самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желания расширить зону общения; поддерживает допрофессиональную подготовку учащихся. Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования детей. В организации внеурочной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятиях классный руководитель активно взаимодействует с вожатым и заместителем директора по воспитательной работе. Согласуя совместную деятельность, классный руководитель привлекает его к проведению мероприятий внутри класса, организует участие обучающихся своего класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время. При такой поддержке классный руководитель привлекает к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность. Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов Широкое распространение в общеобразовательных учреждениях получают разнообразные детские общественные объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения, их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности. В этом направлении деятельности классному руководителю важно определиться в сотрудничестве со старшим вожатым. В частности, совместными усилиями организуются мероприятия различного характера и уровня для развития лидерских, организаторских и других качеств личности, умение работать в команде. Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности, через освоение классической и современной литературы. В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения. Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в, обучении, физическом и духовном развитии обучающегося. Классный руководитель привлекает родителей к участию, в воспитательном процессе в общеобразовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и за ее пределами. Он координирует усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию о наклонностях воспитанников, материально-бытовых, условиях, психологическом климате в семье, требования родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка. Классный руководитель также, организует работу по повышению педагогической и психологической культуры родителей через проведение родительских собраний, совместную деятельность. Что же необходимо предпринять для формирования благоприятного микроклимата в коллективе для благополучного развития личности? 5
1. Профессиональная компетентность классного руководителя базируется на
четырёх вариантах его деятельности:

Классный руководитель – организатор.
Это классный руководитель – умелый организатор коллективной деятельности школьников, развивающий увлечённость ребят общими делами, интересами коллектива. Его «конёк» – организация конкурсов, праздников, классных часов, походов, соревнований.
Классный руководитель – психолог.
Это классный руководитель, стремящийся развивать в классе доброжелательный микроклимат, понимающий взаимоотношения школьников и умеющий регулировать и развивать их общение и отношения, в том числе средствами психологических игр и тренингов.
Поддерживающий классный руководитель.
Это классный руководитель, стремящийся поддерживать самых разных школьников: от одарённых и активистов до «трудных» и имеющих проблемы в интеллектуальном развитии. Он умеет строить с ними доверительные отношения, регулировать их отношения с одноклассниками и учителями, помогать в решении их учебных и жизненных проблем.
Классный руководитель – социальный организатор.
Это классный руководитель, стремящийся увлечь школьников социально-направленной общественной деятельностью. Он умеет развить в ребятах социальные интересы и стремления, ориентирует их на участие в социальных проектах и других общественно-полезных делах. Классный руководитель может эффективно работать с детьми при условии его профессиональной компетентности в области теории, методики и технологии воспитания. Он должен обладать достаточными знаниями по практической философии, практической психологии, этике, эстетике, гигиене, культурологии. Основной показатель профессионализма классного руководителя - его научно- педагогическая компетентность, свободное владение научно-педагогическими понятиями, тонкое понимание сложных процессов становления личности, умение анализировать любую ситуацию, связанную с взаимодействием ученика с окружающим миром и другими людьми. 2. организация самоуправления коллектива. С самого первого дня работы основной целью классного руководителя является формирование ученического коллектива и последовательная подготовительная работа к переходу коллектива к самоуправлению. Распределение обязанностей - одна из форм работы по формированию учебного самоуправления. Обычно обязанности в классе распределяются по традиционным направлениям (секторам, "звездочкам" отделам и т. д.). Главное -задействовать весь коллектив, желательно распределить детей по секторам равномерно с учетом личностных качеств, способностей и предпочтений детей на добровольной основе: учебный сектор - группа детей, помогающих классному руководителю: • в проверке дневников; • в организации работы по развитию познавательных интересов; • в формировании команд к участию в олимпиадах, викторинах, интеллектуальных марафонах; • в организации помощи отстающим в учебе одноклассникам - "Буксир"; трудовой сектор - группа учащихся, помогающих учителю организовывать: • дежурство по школе, в столовой, в классе; • участие в трудовых акциях (например, субботнике); 6
• работу по оформлению кабинета (озеленение, поддержание хорошего состояния мебели, технических средств, поддержание чистоты). Можно отдельно выделить группу ответственных по столовой (организуют дежурство в столовой, учет посещаемости, подготовку классных • часов о гигиене и культуре питания); спортивный сектор - группа учащихся, помогающих учителю организовывать: • участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях класса и школы; • подготовку и проведение физкультминуток на уроках и переменах, подвижных игр во время прогулок (для школ, работающих в режиме полного дня); • п о д г о т о в к у ко м а н д ы к с п о р т и в н ы м т у р н и р а м , э с т а ф е т а м и т . п.; культмассовый сектор - группа учащихся организаторов-затейников и группа художников-оформителей, помогающих учителю организовывать: • классные "огоньки"; • общешкольные и внутриклассные праздники; • посещение театров, музеев, проведение экскурсий; • оформительскую работу при подготовке к участию в творческих делах школы и класса, оформление классного уголка или стенда; староста (или, например, главный помощник) - курирует организацию работы всех секторов самоуправления, помогает учителям-предметникам, работающим в классе, в обеспечении учебного процесса, помогает классному руководителю контролировать посещаемость учебных занятий; представитель класса в школьном комитете самоуправления, в обязанности которого входит посещать сборы общешкольного комитета самоуправления и быть связующим звеном между классом и школьным комитетом самоуправления. Обязанности между детьми могут распределяться сроком на четверть, полугодие или год. 3. организация внеклассной деятельности. Нужно организовывать внеклассную работу так, чтобы большую часть работы учащиеся выполняли сами. Классный же руководитель должен быть только «идейным» руководителем, т.е. направлять деятельность учащихся в нужном направлении. В начальной школе и в среднем звене дети больше прислушиваются к мнению взрослых, поэтому вся активность предложений по организации внеурочной деятельности лежит полностью на классном руководителе. Необходимо заметить, что большая доля эмоционально- комфортного состояния классного коллектива складывается именно в организации внеклассной деятельности. Поэтому к данному вопросу необходимо подходить более основательно. В старшем же звене дети способны и могут предложить формы проведения такого рода мероприятий, поэтому необходимо уметь выслушать всех и каждого для положительных эмоций и недопущения «раскола» в коллективе на подгруппы по идейным предубеждениям. 4. система воспитательной работы. Немаловажную роль в формировании микроклимата коллектива играет планирование воспитательной работы в классе. Лучше всего, чтобы классный руководитель сформировал воспитательную систему класса на несколько лет. Жить необходимо будущим и уметь прогнозировать результаты своей деятельности. Для создания системы необходимо провести ряд диагностик для изучения жизненных ценностей и интересов учащихся, выявления неких «пробелов» и, конечно же, ориентируясь на социальный заказ. Это сложный процесс, но поверьте, что он принесёт положительные результаты уже на первом году реализации воспитательной системы. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений между классным руководителем и учащимися играют классные часы (в особенности организационные и ситуационные). В работе по формированию классного коллектива и выявлению личностных качеств детей, определению формальных и неформальных лидеров в 7
классе удобно проводить ситуационные классные часы. Формированию эф- фективного поведения для достижения согласия в классе помогают различные интерактивные игры. Они позволяют сплотить коллектив, выявляют коммуни- кативный уровень детей, готовность к доминированию в группе. Разнообразные формы классных часов и уровень их подготовки приводят к заинтересованности учащихся и некой зависимости от общения с одноклассниками и классным руководителем. 5. взаимоотношения с родителями. Многое зависит от взаимоотношений с родителями. Довольно сложно найти общий язык в условиях изменения российского образования. Родители сравнивают своё обучение в школе и предъявляют большие претензии ко всему педагогическому коллективу. Классному руководителю необходимо помочь родителям освоиться в современном школьном мире, объяснить и заинтересовать в совместной работе по образованию детей. Немаловажную роль в этом играют родительские лектории, которые необходимо проводить для просвещения родителей. Большинство родителей не занимаются воспитанием детей, так как заняты более серьёзным делом (по их мнению) – обеспечивают своих детей и семью материально. Именно классному руководителю необходимо помочь разобраться родителям в сложившейся ситуации. «Дети – это загадки, и в самих загадках кроется ответ» (М.Цветаева). Для каждого классного руководителя его класс, - самый лучший, любимый, конечно же, доставляющий массу хлопот и переживаний, но вместе с тем неповторимый и уникальный. И это правильно. Занятость детей, их постоянные творческие поиски, помогут им заполнить пустоту, которая создана в нашем обществе, объединит их, а классному руководителю поможет достичь нужной цели. Классный руководитель должен убедить ребят в том, что какие бы невзгоды и бури не проносились над родной землёй, мы не должны мириться с тем, что равнодушие и чёрствость побеждает. Люди нуждаются в доброте, верности, сердечности. Именно эти свойства делают жизнь каждого человека светлой, яркой, радостной. Добро, милосердие, гуманность должны быть противопоставлены злу и бессердечию, безответственности и равнодушию. Главное для классного руководителя, чтобы ребёнок р о с и р а з в и в а л с я н е т о л ь к о ф и з и ч е с к и , н о и д у х о в н о . Радостно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам своих товарищей и даже учителя. Задача эта очень сложная, способы её решения более разнообразны. Это и личный пример, и воспитательная беседа, и советы, и влияние родительского авторитета и многое другое. В конечном счёте, позиция такова — мир должен быть основан на любви, доброте, милосердии, взаимоотношении, когда законом жизни становится «Закон протянутой руки, души распахнутой». Именно в доверии, которое так щедро дарит нам детское сердце, мы черпаем силы и энтузиазм для нашей непростой, но такой нужной работы. 8


В раздел образования