Напоминание

Формирование знаний о природе у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.


Автор: Чистякова Оксана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: посёлек Спирово, Тверская область
Наименование материала: статья - сообщение из опыта работы
Тема: Формирование знаний о природе у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В последние десятилетия человечество столкнулось с серьёзными экологическими проблемами. Причина во многом в экологической безграмотности большинства населения. Поэтому важную роль в решении экологических проблем отводят экологическому образованию. Овладение знаниями о природе важная составная часть экологического образования. Знания о природе у детей начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Природа воздействует на ребёнка такими своими проявлениями как яркость красок, многообразие, динамичность. С помощью органов чувств ребёнок воспринимает красоту природы, которая проявляется в формах и окраске цветков, плодов, листьев растений, в пении птиц, в плывущих облаках, в журчании ручья, в движениях животных и т.п. Восприятие природы развивает в детях жажду познания, творчества. Ребёнок начинает отражать увиденное, пережитое в своих рисунках, аппликациях, поделках. Для эффективности формирования природоведческих знаний у детей важно использовать разнообразные формы и методы в комплексе, правильно сочетая их между собой. В качестве такого комплексного подхода можно сочетать занятия по природоведению и изобразительную деятельность. Эффективность именно таких занятий мы и попытались определить в ходе экспериментально-практического исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад « Солнышко» п. Спирово, Тверской области с 12 февраля по 4 мая 2016 года. В исследовании участвовали 20 дошкольников старшей группы. Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня сформированности знаний о природе. Для диагностики использовалась методика О.А. Соломенниковой . При этом индивидуально с каждым ребёнком проводилась беседа, в ходе которой он отвечал на вопросы и выполнял задания. Вопросы и задания были разделены на ряд блоков: знания о животных, о растениях, о неживой природе и о временах года. Ответы ребёнка оценивались в баллах, с учётом правильности, полноты и аргументированности ответа. Все оценки за ответы на вопросы каждого блока суммировались и распределялись по уровням сформированности знаний: низкий, средний, высокий. Диагностика показала, что наиболее сложными для детей являются вопросы на знания о животных и растениях. Лучше всего дети отвечали на вопросы о временах года. В целом по результатам констатирующего этапа исследования 35% детей имели низкий уровень сформированности знаний о природе, 45% – средний уровень и лишь 20% – высокий уровень.
На формирующем этапе исследования нами были проведены занятия, нацеленные на повышение уровня сформированности знаний о природе. Всего было проведено пять занятий по темам «Весенние цветы», «Наши любимцы», «Времена года», «Море», «Снегирь». Все занятия включали в себя изобразительную деятельность – рисование, лепку, аппликации. Применялись такие методы, как рассказ, беседа, объяснение, демонстрация наглядных пособий, рассматривание иллюстраций, анализ детских работ, игры. При разработке занятий мы опирались на разработки Саллинен Е.В., Малышевой А.Н. и других специалистов. Приведём для примера краткую методику проведения занятия по теме «Снегирь». С детьми была проведена беседа о зимующих птицах. В качестве зимующей птицы был выбран один их самых ярких и запоминающихся представителей – снегирь. В ходе беседы были выявлены существенные признаки снегиря ( особенности окраски, клюва), выяснилось, как снегирь выживает в суровых зимних условиях, чем питается. Далее дети занимались аппликацией. На цветном листе картона были приклеены по форме круга ватные диски, которые дети преобразовывали в форму птицы. Затем птица соответствующим образом раскрашивалась. Для определения эффективности разработанного нами комплекса занятий по повышению уровня сформированности знаний о природе у старших дошкольников был проведён контрольный этап исследования. При этом использовалась та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. Диагностика показала, что низкий уровень сформированности знаний о природе у 20% детей, средний уровень – у 30%, высокий уровень – у 50% детей. Таким образом, уровень сформированности знаний о природе у старших дошкольников значительно повысился. Результаты исследования свидетельствуют о том, что изобразительная деятельность может быть эффективным средством формирования знаний о природе у старших дошкольников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия развития, 2010.- 144с. 2. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Пос. для педагогов ДОУ. СПб.: КАРО, 2010.-192с. 3. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 7 - С. 21 - 27.


В раздел образования