Формирование знаний о природе у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности.
Автор: Чистякова Оксана Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: посёлек Спирово, Тверская область Наименование материала: статья - сообщение из опыта работы Тема: Формирование знаний о природе у старших дошкольников посредством изобразительной деятельности. Раздел: дошкольное образование
ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ О ПРИРОДЕ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
В последние десятилетия человечество столкнулось с серьёзными
экологическими проблемами. Причина во многом в экологической
безграмотности большинства населения. Поэтому важную роль в решении
экологических проблем отводят экологическому образованию. Овладение
знаниями о природе важная составная часть экологического образования.
Знания о природе у детей начинают формироваться уже в дошкольном
возрасте. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой.
Природа воздействует на ребёнка такими своими проявлениями как яркость
красок, многообразие, динамичность. С помощью органов чувств ребёнок
воспринимает красоту природы, которая проявляется в формах и окраске
цветков, плодов, листьев растений, в пении птиц, в плывущих облаках, в
журчании ручья, в движениях животных и т.п. Восприятие природы
развивает в детях жажду познания, творчества. Ребёнок начинает отражать
увиденное, пережитое в своих рисунках, аппликациях, поделках.
Для эффективности формирования природоведческих знаний у детей
важно использовать разнообразные формы и методы в комплексе, правильно
сочетая их между собой. В качестве такого комплексного подхода можно
сочетать занятия по природоведению и изобразительную деятельность.
Эффективность именно таких занятий мы и попытались определить в ходе
экспериментально-практического исследования.
Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад « Солнышко» п.
Спирово, Тверской области с 12 февраля по 4 мая 2016 года. В исследовании
участвовали 20 дошкольников старшей группы.
Исследование включало три этапа: констатирующий, формирующий и
контрольный.
На констатирующем этапе проводилась диагностика уровня
сформированности знаний о природе. Для диагностики использовалась
методика О.А. Соломенниковой . При этом индивидуально с каждым
ребёнком проводилась беседа, в ходе которой он отвечал на вопросы и
выполнял задания. Вопросы и задания были разделены на ряд блоков: знания
о животных, о растениях, о неживой природе и о временах года. Ответы
ребёнка оценивались в баллах, с учётом правильности, полноты и
аргументированности ответа. Все оценки за ответы на вопросы каждого
блока суммировались и распределялись по уровням сформированности
знаний: низкий, средний, высокий.
Диагностика показала, что наиболее сложными для детей являются
вопросы на знания о животных и растениях. Лучше всего дети отвечали на
вопросы о временах года. В целом по результатам констатирующего этапа
исследования 35% детей имели низкий уровень сформированности знаний о
природе, 45% – средний уровень и лишь 20% – высокий уровень.
На формирующем этапе исследования нами были проведены занятия,
нацеленные на повышение уровня сформированности знаний о природе.
Всего было проведено пять занятий по темам «Весенние цветы», «Наши
любимцы», «Времена года», «Море», «Снегирь».
Все занятия включали в себя изобразительную деятельность –
рисование, лепку, аппликации. Применялись такие методы, как рассказ,
беседа, объяснение, демонстрация наглядных пособий, рассматривание
иллюстраций, анализ детских работ, игры. При разработке занятий мы
опирались на разработки Саллинен Е.В., Малышевой А.Н. и других
специалистов.
Приведём для примера краткую методику проведения занятия по теме
«Снегирь». С детьми была проведена беседа о зимующих птицах. В качестве
зимующей птицы был выбран один их самых ярких и запоминающихся
представителей – снегирь. В ходе беседы были выявлены существенные
признаки снегиря ( особенности окраски, клюва), выяснилось, как снегирь
выживает в суровых зимних условиях, чем питается. Далее дети занимались
аппликацией. На цветном листе картона были приклеены по форме круга
ватные диски, которые дети преобразовывали в форму птицы. Затем птица
соответствующим образом раскрашивалась.
Для определения эффективности разработанного нами комплекса
занятий по повышению уровня сформированности знаний о природе у
старших дошкольников был проведён контрольный этап исследования. При
этом использовалась та же диагностическая методика, что и на
констатирующем этапе.
Диагностика показала, что низкий уровень сформированности знаний о
природе у 20% детей, средний уровень – у 30%, высокий уровень – у 50%
детей. Таким образом, уровень сформированности знаний о природе у
старших дошкольников значительно повысился.
Результаты исследования свидетельствуют о том, что изобразительная
деятельность может быть эффективным средством формирования знаний о
природе у старших дошкольников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малышева А.Н. Аппликация в детском саду. Ярославль: Академия
развития, 2010.- 144с.
2. Саллинен Е.В. Занятия по изобразительной деятельности. Пос. для
педагогов ДОУ. СПб.: КАРО, 2010.-192с.
3. Соломенникова О.А. Диагностика экологических знаний
дошкольников // Дошкольное воспитание, 2004, № 7 - С. 21 - 27.