Напоминание

Особенности организации экспериментальной деятельности младших дошкольников


Автор: Белоненко Оксана Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ " ДСКВ №8 " Рябинка"
Населённый пункт: ХМАО- Югра,Тюменская область,город Лангепас
Наименование материала: Из опыта работы
Тема: Особенности организации экспериментальной деятельности младших дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Особенности организации экспериментальной деятельности у младших

дошкольников»
«Детская природа ясно требует наглядности. Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще…» К.Д.Ушинский Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для развития ребенка. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями. Качественные изменения в интеллектуальном и речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. Чтобы знания детей пополнялись, а словарь дошкольника планомерно уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями в процессе познавательной деятельности. В сентябре 2015 наши воспитанники стали участниками замечательного проекта «Наукоград. Лаборатория для малышей».Целью нашей работы является развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования. Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: 1. Углублять представления о живой и неживой природе. 2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов. 3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира Прежде, чем наш проект стартовал, мы с коллегой изучили необходимую литературу, посвященную экспериментальной деятельности младших дошкольников, составили картотеку дидактических игр и опытов. Далее, мы приступили к тематическому планированию на 2015-2016 год. Этот год мы посвятили изучению свойств воды, воздуха, песка и твердых тел (бумага, камень). На первом родительском собрании мы познакомили родителей с направлением работы, которую мы запланировали, подготовили памятки «Экспериментируем дома», «Развитие познавательного интереса у младших дошкольников». Уже на первых занятиях было видно с каким интересом дети наблюдают за, казалось бы, простыми процессами (окрашивание воды, тонущие предметы, таяние снега и другое). Все эксперименты были доступны не только для наблюдения, но и активного участия самих детей. Было приятно наблюдать с каким удовольствие малыши воображали из себя ученых, старались анализировать и делать выводы.
Но за время реализации проекта мы, конечно, столкнулись с некоторыми проблемами. Во первых , мы долго не могли подобрать удобное время для проведения опытов. Не секрет, какая насыщенная первая половина дня в детском саду , но время прогулок –это замечательное «поле для экспериментов» с воздухом, водой, снегом, песком. Благодаря предварительной работе, проделанной во время целевых прогулок, дети активнее участвовали в опытах и экспериментах, проводимых во второй половине дня, которые мы разнообразили дидактическими играми. У нас была возможность пользоваться профессиональными наборами для экспериментирования. Но, к сожалению, некоторое их содержимое не совсем подходило для возраста 3-4 лет. Поэтому на следующий 2016-2017 год мы решили оформить свой собственный уголок для самостоятельной свободной деятельности детей и индивидуальных занятий, содержанием которого являются:  Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы;  Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);  Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные предметы и др.);  Разные виды бумаги, пластилин;  Красители пищевые и не пищевые;  Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);  Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д.);  Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).  Детские фартуки;  Полотенца, тряпочки, щетка и совок;  Схемы проведения опытов. В 2016-2017 году наш проект будет продолжаться и мы активно изучаем разные источники, знакомимся с возрастными особенностями и составляем перспективный план для экспериментирования с детьми среднего дошкольного возраста. Мы надеемся на активное участие
родителей, ведь только совместными усилиями можно добиться реальных результатов.


В раздел образования