Особенности организации экспериментальной деятельности младших дошкольников
Автор: Белоненко Оксана Олеговна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЛГ МАДОУ " ДСКВ №8 " Рябинка" Населённый пункт: ХМАО- Югра,Тюменская область,город Лангепас Наименование материала: Из опыта работы Тема: Особенности организации экспериментальной деятельности младших дошкольников Раздел: дошкольное образование
«Особенности организации экспериментальной деятельности у младших
дошкольников»
«Детская природа ясно требует наглядности. Дитя мыслит формами,
образами, красками, звуками, ощущениями вообще…» К.Д.Ушинский
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для развития ребенка.
С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между
предметами и явлениями. Качественные изменения в интеллектуальном и
речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим
миром людей, вещей, природы.
Чтобы знания детей пополнялись, а словарь дошкольника планомерно
уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами
и явлениями, с их наименованиями в процессе познавательной деятельности.
В сентябре 2015 наши воспитанники стали участниками замечательного
проекта «Наукоград. Лаборатория для малышей».Целью нашей работы
является развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного
возраста через включение в процесс экспериментирования.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
1. Углублять представления о живой и неживой природе.
2. Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению
результатов опытов.
3. Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
Прежде, чем наш проект стартовал, мы с коллегой изучили необходимую
литературу, посвященную экспериментальной деятельности младших
дошкольников, составили картотеку дидактических игр и опытов. Далее, мы
приступили к тематическому планированию на 2015-2016 год. Этот год мы
посвятили изучению свойств воды, воздуха, песка и твердых тел (бумага,
камень). На первом родительском собрании мы познакомили родителей с
направлением работы, которую мы запланировали, подготовили памятки
«Экспериментируем дома», «Развитие познавательного интереса у младших
дошкольников».
Уже на первых занятиях было видно с каким интересом дети наблюдают за,
казалось бы, простыми процессами (окрашивание воды, тонущие предметы,
таяние снега и другое). Все эксперименты были доступны не только для
наблюдения, но и активного участия самих детей. Было приятно наблюдать с
каким удовольствие малыши воображали из себя ученых, старались
анализировать и делать выводы.
Но за время реализации проекта мы, конечно, столкнулись с некоторыми
проблемами. Во первых , мы долго не могли подобрать удобное время для
проведения опытов. Не секрет, какая насыщенная первая половина дня в
детском саду , но время прогулок –это замечательное «поле для
экспериментов» с воздухом, водой, снегом, песком. Благодаря
предварительной работе, проделанной во время целевых прогулок, дети
активнее участвовали в опытах и экспериментах, проводимых во второй
половине дня, которые мы разнообразили дидактическими играми.
У нас была возможность пользоваться профессиональными наборами для
экспериментирования. Но, к сожалению, некоторое их содержимое не совсем
подходило для возраста 3-4 лет. Поэтому на следующий 2016-2017 год мы
решили оформить свой собственный уголок для самостоятельной свободной
деятельности детей и индивидуальных занятий, содержанием которого
являются:
Разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и
формы;
Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина,
песок, ракушки, перья, шишки и т.д.);
Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые и железные
предметы и др.);
Разные виды бумаги, пластилин;
Красители пищевые и не пищевые;
Приборы – помощники (увеличительные стекла, весы, магниты и др.);
Медицинские материалы (пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики
и т.д.);
Прочие материалы (различные крупы, мука, соль, сахар, сито).
Детские фартуки;
Полотенца, тряпочки, щетка и совок;
Схемы проведения опытов.
В 2016-2017 году наш проект будет продолжаться и мы активно изучаем
разные источники, знакомимся с возрастными особенностями и
составляем перспективный план для экспериментирования с детьми
среднего дошкольного возраста. Мы надеемся на активное участие
родителей, ведь только совместными усилиями можно добиться реальных
результатов.