Автор: Тюлина Светлана Анатольевна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МБОУ СШ № 94 Населённый пункт: город Красноярск Наименование материала: интегрированный урок Тема: "Сказочная Русь" Раздел: среднее образование
Класс 5 предмет Музыка, ИЗО тема урока Сказочная Русь
Ф.И.О. учителя: Тюлина Светлана Анатольевна
Цель (педагогическая): Создать условия для обобщения и систематизации знаний обучающихся о народных промыслах, о народных инструментах
России.
Тип урока- интегрированный, опирается на полученные ранее знания образного языка народных промыслов и русского фольклора .
Зрительный ряд: произведения художественных промыслов и детские работы на тему: Городец, Хохлома, Гжель, Жостово.
Музыкальный ряд: русские народные мелодии в исполнении народных инструментов.
Материалы: русские народные инструменты, бумажные элементы росписей, жетоны.
Оборудование: ПК, проектор, экран, акустика, музыкальные инструменты (детские шумовые), интерактивная система голосования.
Этапы урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Образовательные результаты
Предметн
ые
Р а б о т а
с
информацие
й
Метапредметные
Личностные
познав
а-
тельн
ые
регуля-
тивны
е
коммун
и-
кативн
ые
Эмоциональны
й
н а с т р о й
(снятие
стресса,
страха
на уроке)
Приветствие учителя
З в у ч а н и е
м у з .
н а р .
инструментов
в
записи.
(Как под яблонькой.)
Ответное
п р и в е т с т в и е
обучающихся.
Актуализация
знаний
(увидеть
грани
з н а н и й
и
незнаний)
З р и т е л ь н ы й
р я д
и з
предметов быта народных
промыслов: детских работ
и л и
р е п р о д у к ц и й . Как
готовятся
к
празднику,
например, Новому году, у
вас дома? Для чего?
П о с м о т р и т е ,
к а к
м ы
Украшают
Чтобы стало красиво.
Анализ
визуальной
информации
Умение
украсили
наш
класс.
Это
не
случайно.
Ч ел овек
и з д а в н а
с т р е м и л с я
украсить
свое
жилище
и
все
что
его
окружало.
Изделия каких промыслов
мы видим на рисунках?
Что ещё можно украсить?
Посуду, одежду.
Гжель.
Городец.
Хохлома.
Жостово.
Ответы.
В
том
числе
и
музыкальные инструменты.
выявля
т ь
и
опреде
лять
Проблематиза
ция:
-
обнаружение
проблемы
Какие
чувства
вызывает
э т о т
и н с т р у м е н т ?
(нерасписанный)
А этот?
(расписанный)-На
чем
приятнее было бы играть:
на
расписной
или
просто
деревянной?
-У
нас
есть
нерасписные
муз. инструменты
-Какими
узорами
должны
быть
украшены
народные
инструменты?
Описывают.
Расписной.
У з о р а м и
н а р о д н ы х
промыслов.
Умение
распознават
ь
музыкальн
ые
инструмент
ы
-
целеполагание:
постановка
цели, учебной
задачи
Цель какая?
Украсить
инструменты
в
народном стиле.
умение
ставить
учебны
е цели
Решение
проблемы:
Что
нужно
сделать
для
решения проблемы?
На Руси работали сообща,
организовывали
артели.
Сегодня
каждая
группа
тоже
будет
называться
Нужны
инструменты
и
материалы
для
украшения
народных инструментов.
Группой
Умение
систем
атизир
овать
знания
Развитие
устойчивой
познавательн
ой
мотивации
и
интереса
к
артелью.
По какому принципу будем
д е л и т ь с я
н а
г р у п п ы ?
Предлагаю жеребьевку по
жетонам
(на
ж е т о н а х
э л е м е н т ы
р а з н ы х
промыслов)
По каким критериям будем
оценивать работу?
Представьте,
что
хотите
получить в результате?
Жеребьевка,
деление
на
г р у п п ы .
О п р е д е л я ю т
промысел,
вспоминают
э л е м е н т ы
р о с п и с и .
Обсуждают
композицию
и
э т а п ы
р а б о т ы .
Распределяют кто за что
отвечает в работе.
К о м п о з и ц и я ,
в ы б о р
элементов, аккуратность.
Умение
отличать
росписи
разных
промыслов
и
выполнять
аппликаци
ю.
Развитие
творческого
воображени
я.
Умение
искать
информацию
в
различных
источниках
(книги,
учебники,
рабочие
тетради,
альбомы)
Умение
планир
овать
деятель
ность
Умение
работать
в группе
изучаемой
теме.
Сохранение
и
поддержка
народных
традиций.
- проверка
гипотезы
(самоконтроль
– проверяет
свои действия,
утверждения
или находит
ошибку)
Консультация
учителя.
Звучит
народная
музыка
фоном.
- рефлексия
Закончили,
приклеили?
Когда
вы
работали,
то
непроизвольно
кач а л и
головой,
пристукивали
ногами и руками – чего вам
не хватало в руках?
Предлагаю каждой группе
п о
о ч е р е д и
в ы б р а т ь
р у с с к и е
н а р о д н ы е
инструменты
и
создать
свой
маленький
оркестр.
По каким критериям будем
оценивать
выступления
Музыкальных
инструментов.
Ритмичность.
Музыкальность.
Умение
определять
нац.
принадлеж
ность
муз.
инструмент
ов
г ру п п ?
Ка ку ю
п е с н ю
будете исполнять?
П р а в и л ь н о с т ь
в ы б о р а
инструментов.
Закрепление
(осуществление
проб)
Заметили
ли
вы
ошибки
п р и
в ы б о р е
р у с с к и х
народных инструментов?
Игра на муз. инструментах
Объяснение обучающихся.
Развитие
навыков
и г р ы
н а
детских
шумовых
инструмент
ах.
Итоговая
рефлексия
П о с м о т р и м
н а
н а ш и
и н с т р у м е н т ы .
К а к и е
росписи у вас получились?
Получилось
ли
то,
что
планировали? Что вызвало
затруднение?
Посмотрим,
как
вы
сами
оцените
по
в ы б р а н н ы м
в а м и
критериям работы каждой
артели.
П о с м о т р и т е ,
к а к
р а с п и с а н ы
м у з .
инструменты
настоящими
мастерами. (слайды)
Давайте
вспомним
цель
урока. Достигли ли мы её.
Правда,
красиво?
Как
в
русских народных сказках!
Как бы назвали наш урок?
Можно
ли
назвать
урок
«Сказочная Русь»?
Показывают
свою
работу,
предлагают
определить
промысел,
рассказывают
о
с в о и х
д о с т и же н и я х
и
трудностях.
Обмен впечатлениями.
Голосование.
Рефлек
сивная
самооц
енка
учебно
й
результ
ативнос
ти.
Умение
оценив
ать
степень
своего
участия
в
работе.