Напоминание

"Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"


Автор: Кобзева Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 171 "Изюминка"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей На тему: «Формы и методы проведения организованной образовательной деятельности в соответствии с ФГОС» Особенности организации образовательной деятельности и культурных практик в соответствии с ФГОС. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач. В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: - в раннем возрасте (1 год – 3 года)- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. Инновационность Стандарта определяется тем что он сочетает в себе требования к обеспечению условий для социализации и индивидуализации дошкольника через воспроизведение детских видов деятельности прежде всего, игровой. В условиях введения стандарта необходимо создавать условия для становления и развития игры. Этих условий довольно много, но главным из них является способность и любовь взрослых к игровой деятельности. Иными словами, если взрослые умеют играть – у них есть все шансы обеспечить комфорт каждому ребенку. Очень серьезное требование ФГОС ДО – вернуть игровую деятельность и статус развивающих игровых занятий в ДОУ. При проведении образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д. Ежедневно педагоги должны планировать и организовывать игры: подвижные дидактические, настольно- печатные, театрализованные, сюжетно – ролевые. Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность. Представляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка. Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер
группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов. В обстановке, ориентированной на ребенка, дети: - делают выбор; - активно играют; - используют материалы, которым можно найти более чем одно применение; - работают все вместе и заботятся друг о друге; - отвечают за свои поступки. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми. Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей – и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением. Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы. Как продемонстрировать детям свое уважение - Всегда называйте детей по имени. - Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно. - При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул. - Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему. - Если вы пообещали детям, что вы что –то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это. - Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей. - Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах. - Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь. Воспитателям следует осознать, что дети, как и взрослые, чувствуют и замечают искренность, с которой к ним относится. Хвалить детей за результаты их работы следует индивидуально и искренне, взаимодействие должно быть естественным и непринужденным. Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.
Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей. Организация непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. Организация непосредственно образовательной деятельности в партнерской форме требует от взрослого стиля поведения, которой может быть выражен девизом: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это» Потребность в новых впечатлениях – это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней. Организация непосредственно – образовательной деятельности в форме непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми не означает хаоса и произвола ни со стороны воспитателя, ни со стороны детей. Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия. Дети включаются в непосредственно образовательную деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками. Постепенно у них возникает привычка к дневному и недельному ритму «рабочей» деятельности. Интерес на предстоящую деятельность подкрепляется логичностью данного вида деятельности в определенный временной период, что обеспечивается при реализации принципа событийности. Детей, не принявших участие в совместной деятельности (в рамках непосредственно образовательной) ориентируют на результативную самостоятельную деятельность. Результаты совместной и самостоятельной деятельности обязательно обсуждаются и оцениваются. Результаты продуктивной самостоятельной деятельности, точно также, как и совместной, необходимо доводить до состояний выставочных работ. При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, общая внимание взрослых – «Посмотрите, это ребенок сделал сам!». Подробная организация образовательного процесса будет способствовать постепенному формированию у детей представлений о жизнедеятельности в группе детского сада, где делу отводится время, а потехе – час. Примерные формы организации непосредственно образовательной деятельности.
Детская деятельность Примеры формы работы Игровая Сюжетные игры; игры с правилами; создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения, театрализованные игры, пальчиковые игры, игры с речевым сопровождением. Двигательная Подвижные игры с правилами; подвижные дидактические игры; игровые упражнения; соревнования; игровые ситуации; досуг; спортивные игры и упражнения; аттракционы; спортивные праздники; гимнастика (утренняя и пробуждения). Изобразительная и конструирование Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества; опытно – экспериментальная деятельность; выставки; мини- музеи. Познавательно - исследовательская Наблюдение; экскурсия; решение проблемных ситуаций; экспериментирование; увлечения; коллекционирование; мини-музеи. Восприятие художественной литературы и фольклора Чтение; обсуждение; заучивание; рассказывание; беседа; театрализованная деятельность; презентация книжек; выставки в книжном уголке. Коммуникативная Беседа; речевая ситуация; игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) Музыкальная Слушание; музыкально дидактические игры; импровизация; исполнение. Самообслуживание и элементарный бытовой труд Экскурсия; самообслуживание; поручения; совместные действия. Заключение. Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования.
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми: - уход от жестко регламентированного обучения школьного типа; - обеспечение двигательной активности детей в различных формах; - использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности; - формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.


В раздел образования