"Детская журналистика, средства интелектуально-творческое развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения".
Автор: Званская Наталья Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад№ 12 Населённый пункт: Воронежская обл., г. Борисоглебск Наименование материала: статья Тема: "Детская журналистика, средства интелектуально-творческое развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения". Раздел: дошкольное образование
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров,
спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные
технологии
дают
нам
новые
возможности.
Наших
сегодняшних
воспитанников
ждет
интересное
будущее.
Чтобы
они
были
успешными,
умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их
легко
и
быстро
воспринимать
информацию,
анализировать
ее,
осваивать
новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Поэтому основополагающим требованием общества к современному
дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела
бы
самостоятельно
творчески
решать
различные
задачи,
критически
мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
самообразования,
совершенствовать
умения,
творчески
применять
их
в
действительности.
Изучая структуру современных инновационных технологий в условиях
реализации
ФГОС,
я
пришла
к
выводу,
что
одной
из
таких
технологий
является
детская
журналистика.
Основываясь
на
л и ч н о с т н о -
ориентированном
подходе
к
обучению
и
воспитанию,
она
развивает
познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки
сотрудничества.
В
результате
данной
деятельности
дошкольники
учатся
ориентироваться
и
продуктивно
взаимодействовать
с
информационной
средой
и
окружающим
социумом.
Детская
журналистика
способствует
формированию
исследовательских
умений
и
навыков,
основ
научного
мышления,
деятельности,
направленной
на
самостоятельное
творческое
познание, социальной уверенности.
Уникальность
данной
технологии
ещё
и
в
том,
что
её
можно
использовать для реализации любой образовательной области и в полной
мере основываться на интегрированном подходе.
Целью технологии «Детская журналистика» является: формирование
культурной, творческой, социально-активной личности дошкольника,
ориентированной на социально-значимую деятельность.
Вот почему в основу своей педагогической деятельности заложила
основу
«журналистику»,
так
как
журналистика
–
это
наука,
стала
неотъемлемой
частью
моей
педагогической
деятельности,
оно
не
только
повышает мой профессиональный уровень, который на мой взгляд меняет
подходы
к
воспитанию
и
обучению
детей,
раскрывает
их
творческий
потенциал. А самое главное – моим детям очень нравится заниматься этим
трудным, но интересным делом.
Хочу отметить, что меня натолкнули на идею реализации технологии
детской
журналистики
именно
дети.
Мои
воспитанники
встали
перед
многими
проблемами.
В
поисках
решения
этих
проблем
мои
юные
исследователи пришли к выводу: организовали лабораторию и назвали её
«Журналистское расследование». Они понимали, что знаний у них не хватает,
и попросили меня рассказать им о профессии журналиста как можно больше.
С
помощью
презентации
я
познакомила
детей
с
профессией
журналист.
Какие предметы необходимо для их работы, чем они занимаются.
С
детьми
старшего
дошкольного
возраста
мной
планируется
познавательно-исследовательская
образовательная
деятельность, целью
которой является выявление
причинно-следственных
связей,
умение
логично
рассуждать,
развитие творческого
мышления.
В
основе
образовательной
деятельности
по
изучению
основ
журналистики
лежит
особый
вид
речевой
деятельности,
связанный
с
логично
построенным
обсуждением
ряда
конкретных
фактов,
итогом
которых
являются
умозаключения детей.
Условия,
которые
я
использую
при
разработке
содержания
познавательной деятельности, представлены вашему вниманию.
Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности
с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций,
наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации,
рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.
В
ходе
образовательной
деятельности
используются
наглядные,
практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на
коммуникативно
–
познавательной
основе,
что
представляет
детям
творческую
самостоятельность.
Развитие
речи,
словесно
–
логического
мышления,
памяти
и
фантазии
позволяет
воспитывать
самостоятельно
мыслящую, творческую личность.
В
условиях
ФГОС
основным
видом
деятельности
дошкольников
является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис,
в
рамках
которого
происходит
формирование
и
совершенствование
исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри
на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку»,
«Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие.
Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с
развитием
психических
процессов,
таких,
как
восприятие,
память,
мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию
этих процессов. Ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что
лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д.
Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы –
журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и
многообразием
атрибутики,
максимальной
приближенностью
к
действительности.
Ведь
журналисты,
ведущие
различные
телепередачи
и
делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка.
Дети
запоминают
их
лица,
узнают
по
манере
говорить,
пытаются
им
подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.
Со своими воспитанниками хотела организовать экскурсию в
« Борисоглебские вести», но к сожалению в нашем городе типография
закрыта.
Хочется отметить, что в ходе хорошо продуманной деятельности мои
дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее
особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в
жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста,
специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника,
дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их
творческого труда.
Мои воспитанники учатся активно и целенаправленно брать интервью,
последовательно
рассматривать
газетные
жанры,
соотносить
увиденное
с
личным
опытом,
чувствами
и
представлениями
добром,
справедливом,
прекрасном
При
организации
работы
по
детской
журналистике
в
своей
работе использую различные формы:
-
Непосредственно образовательная деятельность. В зависимости от
тематики
недели
планирую
такие
занятия:
«
Удивительный
мир
животных»,
«
профессии
так
важны
и
нужны»,
«
Животные
Воронежской
области»,
«
Наш
славный
город
Борисоглебск»,
«
Обитатели речной фауны реки Ворона», « Эти загадочные улицы
города».
-
Наблюдения: « Осенний листопад, листья падают, а затем……», «
Непослушный ветерок», « Откуда берется иней», « Куда улетают
птицы?».
-
Экскурсии: в школу, в библиотеку, в картинную галерею.
Проводится индивидуальная работа с детьми: беседы на различные
темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций
общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).
В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских
умений
и
навыков
я
использую
моделирование.
Замена
вербальных
абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной
были
разработаны:
куб
помощник,
карты-схемы,
которые
используются
ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им
предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами.
Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые
можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок -
корреспондент
строит
диалог,
имея
зрительную
опору
в
виде
картинок-
символов.
Свою систему проведения образовательной деятельности я стараюсь
строить
с
учетом
принципов
последовательности
и
системности
в
формировании знаний, навыков и умений, в ходе, которой у дошкольников
закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая.
Через ознакомление с журналистикой мои дети подводятся к пониманию
того, что журналистика – это целая наука, которая им очень нравится
Так как работа над данной темой началась в 2015 году, мы пока учимся
издавать
репортажи.
Для
работы
я
создала
мини-центр журналистики, в
котором мои юные журналисты подбирают материал, обрабатывают, а потом
оформляют репортаж.
В
ходе
этой
деятельности,
на
мой
взгляд,
развиваются
детско-
родительские отношения. Тема « Детская журналистика» ориентирована на
уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии
в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок оказывается
интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает,
экспериментирует. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием. Поэтому
стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих
воспитанников.
С помощью родителей, моих союзников
материал для мини-музея
увеличивается. У нас имеются журналы, газеты, изданные 20-30 лет назад.
Мной составлен перспективный план работы с детьми и родителями по
данному направлению.
Несмотря на то, что по данной теме я
работа недолго, проведение
промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что
уровень
исследовательских
умений
и
навыков у
моих
воспитанников
повысился.
Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой
работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не
скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших
на
вопросы
журналиста
и
с
гордостью
рассказывающих
о
профессии
журналиста.
Хочется сказать, что обращение к детской журналистике, на мой взгляд,
наполнило
новым
содержанием
привычную
среду
развития
ребенка,
специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру
медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Правильно
организованная
журналистская
исследовательская
деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых
знаниях,
впечатлениях,
способствует
воспитанию
любознательного,
самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и
необходимым
для успешного
обучения
в
школе,
адаптации
ребёнка
в
обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение
Борисоглебского городского округа
Детский сад№12 общеразвивающего вида
СООБЩЕНИЕ
«Детская журналистика, средства интедектуально-творческое
развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в
образовательном процессе дошкольного учреждения».
Подготовил:
Воспитатель старшей
группы
Званская Н.С., IКК
2016 год