Напоминание

"Детская журналистика, средства интелектуально-творческое развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения".


Автор: Званская Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ БГО Детский сад№ 12
Населённый пункт: Воронежская обл., г. Борисоглебск
Наименование материала: статья
Тема: "Детская журналистика, средства интелектуально-творческое развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в образовательном процессе дошкольного учреждения".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях. Поэтому основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Изучая структуру современных инновационных технологий в условиях реализации ФГОС, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на л и ч н о с т н о - ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе. Целью технологии «Детская журналистика» является:
формирование

культурной, творческой, социально-активной личности дошкольника,

ориентированной на социально-значимую деятельность.
Вот почему в основу своей педагогической деятельности заложила основу «журналистику», так как журналистика – это наука, стала неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, оно не только повышает мой профессиональный уровень, который на мой взгляд меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает их творческий потенциал. А самое главное – моим детям очень нравится заниматься этим трудным, но интересным делом. Хочу отметить, что меня натолкнули на идею реализации технологии детской журналистики именно дети. Мои воспитанники встали перед многими проблемами. В поисках решения этих проблем мои юные исследователи пришли к выводу: организовали лабораторию и назвали её «Журналистское расследование». Они понимали, что знаний у них не хватает, и попросили меня рассказать им о профессии журналиста как можно больше.
С помощью презентации я познакомила детей с профессией журналист. Какие предметы необходимо для их работы, чем они занимаются. С детьми старшего дошкольного возраста мной планируется познавательно-исследовательская образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности по изучению основ журналистики лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей. Условия, которые я использую при разработке содержания познавательной деятельности, представлены вашему вниманию. Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения. В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. В условиях ФГОС основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие. Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д. Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям. Со своими воспитанниками хотела организовать экскурсию в « Борисоглебские вести», но к сожалению в нашем городе типография закрыта. Хочется отметить, что в ходе хорошо продуманной деятельности мои дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее
особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда. Мои воспитанники учатся активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями добром, справедливом, прекрасном При организации работы по детской журналистике в своей работе использую различные формы: - Непосредственно образовательная деятельность. В зависимости от тематики недели планирую такие занятия: « Удивительный мир животных», « профессии так важны и нужны», « Животные Воронежской области», « Наш славный город Борисоглебск», « Обитатели речной фауны реки Ворона», « Эти загадочные улицы города». - Наблюдения: « Осенний листопад, листья падают, а затем……», « Непослушный ветерок», « Откуда берется иней», « Куда улетают птицы?». - Экскурсии: в школу, в библиотеку, в картинную галерею. Проводится индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка). В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной были разработаны: куб помощник, карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога. Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок- символов. Свою систему проведения образовательной деятельности я стараюсь строить с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе, которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой мои дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука, которая им очень нравится Так как работа над данной темой началась в 2015 году, мы пока учимся издавать репортажи. Для работы я создала мини-центр журналистики, в котором мои юные журналисты подбирают материал, обрабатывают, а потом оформляют репортаж.
В ходе этой деятельности, на мой взгляд, развиваются детско- родительские отношения. Тема « Детская журналистика» ориентирована на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием. Поэтому стало доброй традицией привлекать к работе над этой темой родителей моих воспитанников. С помощью родителей, моих союзников материал для мини-музея увеличивается. У нас имеются журналы, газеты, изданные 20-30 лет назад. Мной составлен перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению. Несмотря на то, что по данной теме я работа недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился. Даже родители, проявлявшие недоверчивое отношение к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста. Хочется сказать, что обращение к детской журналистике, на мой взгляд, наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса. Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.


Муниципальное казённое дошкольное общеобразовательное учреждение

Борисоглебского городского округа


Детский сад№12 общеразвивающего вида

СООБЩЕНИЕ

«Детская журналистика, средства интедектуально-творческое

развитие старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС в

образовательном процессе дошкольного учреждения».
Подготовил: Воспитатель старшей группы Званская Н.С., IКК 2016 год


В раздел образования