Автор: Клименко Ирина Михайловна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад №4 Населённый пункт: г. Каменск-Шахтинский Наименование материала: консультация для педагогов Тема: Природа и ребенок Раздел: дошкольное образование
на тему: «Природа и ребенок»
Во-первых, экологически грамотное поведение человека – залог
выживания человечества в общем для всех нас доме – на планете
Земля.
Во-вторых,
приобщение
к
природе
дает
возможность
наилучшим
образом
приобщить
ребенка
к
красоте,
гуманности
и
здоровому Смыслу… Малыш ближе нас к природе в прямом смысле
этого слова, хотя бы потому, что мал ростом. Трава ему действительно
по пояс, цветы поднимают свои венчики к самым его глазам. Но и
клубы
выхлопного
дыма
плывут
малышу
прямо
в
лицо,
и
груды
мусора контейнера угрожающе нависают над головой…
Поняв
особенности
взаимоотношений
малыша
и
природы,
мы
получаем
неограниченные
возможности развить в нем лучшие человеческие черты, вовремя обнаружить и поддержать таланты,
укрепить здоровье.
Сейчас только ленивый не сетует на плохое состояние окружающей среды. Но если заглянуть в
словарь, то можно увидеть, что это второе значение слова «экология». А первое звучит так – «наука об
отношении растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде». Окружающий
нас мир природы богат, прекрасен и бесконечно разнообразен. А ребенок дошкольного возраста открыт,
доверчив и восприимчив к окружающему. Поэтому задача и долг всех взрослых: родителей и педагогов –
ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу.
Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов
взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому
начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей,
существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать,
восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам
рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует
полноценному развитию личности маленького ребенка.
Большинство изменений в мире природы человек может заметить, почувствовать и пережить только
вне стен помещения, в непосредственном контакте с природой. Поэтому так важно ввести ребенка в
природу с детства. Выходя на прогулку, взрослые должны сознавать, что для детей это путешествие в
большой, многообразный мир. Ребенок исследует окружающий мир, тянется красивому, яркому. Все это
он может увидеть в природе, и все удивляет и радует. Мы, взрослые, вводим ребенка в этот прекрасный
мир природы, раскрываем перед ним его тайны и законы, воспитываем правильное отношение к природе,
потребность в ее познании, а значит, можем и должны помочь ребенку в освоении элементарных
природоведческих знаний. В развитии умения познавать мир природы, приобщить его к элементарному
труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ. На этой основе воспитывается
заботливое отношение ко всему живому в ближайшем окружении. Поэтому так важно специально учить
ребенка всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать
наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение и объектам природы. Важно помочь
ребенку открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом, равно необходимый
всем, кто в нем живет. Именно это должно найти отклик в душе каждого ребенка. Решить эту задачу
можно, если активно приобщать ребенка к миру природы.
Задача взрослых – помочь детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений и
достоверных представлений о природе.