Напоминание

"Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у детей дошкольного возраста"


Автор: Зайцева Наталья Владимировна
Должность: заведующий сп
Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ п. Пензено - Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: Самарская область Большечерниговский район
Наименование материала: сообщение из опыта работы
Тема: "Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Из опыта работы «Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у детей дошкольного возраста» Автор: Зайцева Наталья Владимировна СП ГБОУ ООШ п. Пензено – Детский сад «Улыбка» В настоящее время происходит пересмотр системы дошкольного образования. Одно из основных направлений отечественной педагогики сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского образования и воспитания. Данное направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в настоящее время в нашем современном обществе. Воспитание у детей дошкольного возраста духовно – нравственных чувств на традициях своего народа особенно актуальна. Современная семья живет другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь, продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему поколению опыт, накопленный веками. При этом именно взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим миром, направляем, регулирует его восприятие действительности, передает свой опыт, учит видеть красоту природы, любить малую родину уважать традиции предков. Принимая во внимание актуальность проблемы воспитания у детей дошкольного возраста духовно – нравственных чувств на традициях своего народа коллектив СП - Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п. Пензено разработал систему работы, которая строится на базе созданной нами благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей разностороннему индивидуальному развитию личности ребенка, а также творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых. Цель – создание системы работы по воспитанию у детей дошкольного возраста духовно – нравственных ценностей на культурных традициях своего народа. Задачи: - воспитывать у детей чувства любви к своей семье, к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям; дать детям первоначальные представления о традициях русского народа; закреплять знания детей о русском фольклоре;
развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства; воспитывать уважение к культурному прошлому России; способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры; активное вовлечение родительской общественности в работу учреждения по формированию у детей дошкольного возраста первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа; совершенствовать педагогическую работу по освоению детьми социокультурных ценностей нашего народа. Цель и задачи, которые перед собой поставил коллектив вы видите на экране. Педагогический коллектив в своей работе использует разработанную на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы основную общеобразовательную программу СП - Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п. Пензено. Содержание образовательной программы включает совокупность образовательных областей, и описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка: - физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие и социально-коммуникативное развитие и проходит через все виды детской деятельности. Определены целевые ориентиры: - Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. - Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации. - Формирование самостоятельной личности, способной творчески реализовывать свой жизненный замысел. - Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер ребенка, составляющих основу его индивидуальности Педагогами был составлен перспективный план работы с учетом регионального компонента. Планирование образовательной деятельности основывается на принципе развивающего обучения. Учитывается комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. Учитывается принцип интеграции образовательных областей. В своей работе коллектив использует различные формы работы с детьми: - НОД - Беседы, рассказы - Наблюдения - Целевые прогулки - Экскурсии - Чтение художественной литературы
- Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством - Развлечения, праздники - Тематические выставки - Игры Основной формой работы с детьми является непосредственно образовательная деятельность. - беседы, рассказы о семье, семейных традициях, о стране, её истории, родном городе, о защитниках земли русской. - наблюдения за деятельностью людей и общественными явлениями. - целевые прогулки, экскурсии по улицам родного села, к памятникам воинской славы, в музей детского сада. - чтение художественной литературы. Знакомство с русскими фольклорными сказками, потешками, закличками, пословицами, поговорками и загадками, песнями и хороводами. Знакомство с творчеством отечественных писателей. Знакомство с традиционными русскими ремеслами. - рассматривание фотографий, иллюстраций, альбомов, репродукций картин. - знакомство с народным декоративно-прикладным искусством (дымковской и городецкой росписью). - развлечения, календарные и фольклорные праздники, посиделки. («Осенины», «День защитника Отечества», «День Победы», «День космонавтики», «Масленица», «Новый год», «Пасха», «День народного единства», «Рождественские посиделки»). - тематические выставки «Осенние фантазии», «Моя малая Родина», «Зимняя сказка», «Защитники Отечества», «Дорога в космос», «Моя сама лучшая», «День победы» . - игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные). С целью приобщения к общечеловеческим ценностям и развитии художественно-творческих способностей ребенка в процессе ознакомления с истоками русской народной культуры в нашем детском саду организованы дополнительные образовательные услуги, кружок «Русская изба», на основе программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Который проходит 1 раз в неделю с детьми от 5 до 7 лет, продолжительностью 20 мин, во второй половине дня за счет времени отведенного на самостоятельную деятельность детей. Где дошкольники знакомятся с семейным устройством, со старинными обрядами связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения. В нашем детском саду спроектирована предметно-развивающая среда с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству, которая базируется на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в нашем регионе. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения к истории и культуре своего Отечества, поэтому педагогами нашего детского сада создан уголок «Мы живем в России». Огромную роль в формировании интереса и любви к художественной литературе имеет книжный уголок. В группах имеется уголок изобразительной деятельности, где сосредоточен демонстрационный материал, альбомы с образцами,
разнообразные средства и материал для художественно – творческой деятельности, материалы для нетрадиционной техники ИЗО. Для приобщения детей к народной культуре, народному искусству создана полочка народного прикладного искусства. Для оформления выставок организованы уголки «Наш вернисаж» и «Наше творчество». Создан уголок сюжетно-ролевых игр, уголок театрализации, уголок ряженья. Уголок природы. В нашем детском саду создан мини-музей русского быта, цель которого пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды, позволяющей знакомиться с культурным прошлым России. Успешность работы по данному направлению в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно продолжение дома. Поэтому работе с родителями наш коллектив придает большое значение. Формы работы с родителями осуществляется нами по следующим направлениям. Анкетирование, которое проводится для выявления уровня знаний родителей по данной теме. Родительские собрания на которых говорилось о роли семьи в формировании духовно - нравственных чувств, о роли семейных традиций в нравственном воспитании детей. Консультации по вопросам ознакомления дошкольников с фольклором, о развитии представлений об окружающем. Совместные праздники, досуги и развлечения. Выставки совместного творчества. Для родителей организуются экскурсии в мини-музей русского быта. Немаловажную роль в повышении уровня педагогической культуры родителей играют наглядно-информационные формы работы, где ответы на интересующие вопросы родители могут найти в уголках для родителей. Основными формами работы с педагогами нашего учреждения в работе по данному направлению и более эффективными мы считаем: Консультации, педагогический совет, семинары, мастер классы, деловая игра. В результате проделанной работы расширились знания воспитателей о русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки, загадки, сказки, былины и т.д.), создана картотека «Русские народные игры» с учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям. Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями, педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь детского сада.
Подводя итоги нашей работы, мы считаем, что последовательная система работы дает устойчивый положительный результат. Духовно - нравственное развитие дошкольников можно проследить в поведенческих и деятельностных показателях: проявление чувства ответственности перед семьей, группой сверстников, в соблюдении нравственных норм и правил. В доброжелательном поведении, в способности к сопереживанию. В конкретных делах: в участии в подготовке или изготовлении подарков близким людям к государственным и традиционным православным праздникам. Родители стали принимать активное участие в работе по данной проблеме. Мы считаем, что наше образовательное учреждение является той социокультурной средой, которая в свою очередь создаёт оптимальные условия для воспитания у детей дошкольного возраста духовно – нравственных чувств на культурных традициях своего народа.


В раздел образования