"Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у детей дошкольного возраста"
Автор: Зайцева Наталья Владимировна Должность: заведующий сп Учебное заведение: СП ГБОУ ООШ п. Пензено - Детский сад "Улыбка" Населённый пункт: Самарская область Большечерниговский район Наименование материала: сообщение из опыта работы Тема: "Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у детей дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы
«Воспитание духовно – нравственных чувств на традициях своего народа у
детей дошкольного возраста»
Автор: Зайцева Наталья Владимировна
СП ГБОУ ООШ п. Пензено – Детский сад «Улыбка»
В настоящее время происходит пересмотр системы дошкольного
образования.
Одно из основных направлений отечественной педагогики
сегодня обращено к духовно-нравственным ценностям Российского
образования и воспитания. Данное направление в настоящее время наиболее
перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни,
исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и
развитием национальных культур и воспитанием бережного отношения к
историческому наследию российского народа. Именно этого так не достает в
настоящее время в нашем современном обществе.
Воспитание у детей дошкольного возраста духовно – нравственных
чувств на традициях своего народа особенно актуальна. Современная семья
живет другими ценностями, придерживается иных взглядов на жизнь,
продиктованных обществом. Многие родители не знают обычаев и традиций
национальной культуры своего народа и не могут передать подрастающему
поколению опыт, накопленный веками. При этом именно взрослый выступает
посредником между ребенком и окружающим миром, направляем, регулирует
его восприятие действительности, передает свой опыт, учит видеть красоту
природы, любить малую родину уважать традиции предков.
Принимая во внимание актуальность проблемы воспитания у детей
дошкольного возраста духовно – нравственных чувств на традициях своего
народа коллектив СП - Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п. Пензено
разработал систему работы, которая строится на базе созданной нами
благоприятной воспитательно-образовательной среды, способствующей
разностороннему индивидуальному развитию личности ребенка, а также
творческого сотрудничества и взаимодействия детей и взрослых.
Цель – создание системы работы по воспитанию у детей дошкольного
возраста духовно – нравственных ценностей на культурных традициях своего
народа.
Задачи:
- воспитывать у детей чувства любви к своей семье, к своему родному
краю, своей малой родине на основе приобщения к культуре и традициям;
дать детям первоначальные представления о традициях русского
народа;
закреплять знания детей о русском фольклоре;
развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами
народного искусства;
воспитывать уважение к культурному прошлому России;
способствовать развитию творческой деятельности по освоению
элементов народной культуры;
активное вовлечение родительской общественности в работу
учреждения по формированию у детей дошкольного возраста первичных
представлений о социокультурных ценностях нашего народа;
совершенствовать педагогическую работу по освоению детьми
социокультурных ценностей нашего народа.
Цель и задачи, которые перед собой поставил коллектив вы видите на
экране.
Педагогический коллектив в своей работе использует разработанную
на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до
школы» под ред. Н.Е.Вераксы основную общеобразовательную программу
СП - Детский сад «Улыбка» ГБОУ ООШ п. Пензено.
Содержание образовательной программы включает совокупность
образовательных областей, и описание образовательной деятельности в
соответствии с направлениями развития ребенка: - физическое развитие,
познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое
развитие и социально-коммуникативное развитие и проходит через все виды
детской деятельности.
Определены целевые ориентиры:
-
Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности.
- Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности
к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации.
- Формирование самостоятельной личности, способной творчески
реализовывать свой жизненный замысел.
- Развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер
ребенка, составляющих основу его индивидуальности
Педагогами был составлен перспективный план работы с учетом
регионального компонента. Планирование образовательной деятельности
основывается на принципе развивающего обучения. Учитывается
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Учитывается принцип интеграции образовательных областей.
В своей работе коллектив использует различные формы работы с
детьми:
- НОД
- Беседы, рассказы
- Наблюдения
- Целевые прогулки
- Экскурсии
- Чтение художественной литературы
- Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
- Развлечения, праздники
- Тематические выставки
- Игры
Основной формой работы с детьми является непосредственно
образовательная деятельность.
- беседы, рассказы о семье, семейных традициях, о стране, её истории,
родном городе, о защитниках земли русской.
- наблюдения за деятельностью людей и общественными явлениями.
- целевые прогулки, экскурсии по улицам родного села, к памятникам
воинской славы, в музей детского сада.
- чтение художественной литературы. Знакомство с русскими фольклорными
сказками, потешками, закличками, пословицами, поговорками и загадками,
песнями и хороводами. Знакомство с творчеством отечественных писателей.
Знакомство с традиционными русскими ремеслами. - рассматривание
фотографий, иллюстраций, альбомов, репродукций картин.
- знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
(дымковской и городецкой росписью).
- развлечения, календарные и фольклорные праздники, посиделки.
(«Осенины», «День защитника Отечества», «День Победы», «День
космонавтики», «Масленица», «Новый год», «Пасха», «День народного
единства», «Рождественские посиделки»).
- тематические выставки «Осенние фантазии», «Моя малая Родина»,
«Зимняя сказка», «Защитники Отечества», «Дорога в космос», «Моя сама
лучшая», «День победы» .
- игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, народные).
С целью приобщения к общечеловеческим ценностям и развитии
художественно-творческих способностей ребенка в процессе ознакомления с
истоками русской народной культуры в нашем детском саду организованы
дополнительные образовательные услуги, кружок «Русская изба», на основе
программы О.Л.Князевой, М.Д.Маханевой «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры». Который проходит 1 раз в неделю с детьми от 5
до 7 лет, продолжительностью 20 мин, во второй половине дня за счет
времени отведенного на самостоятельную деятельность детей. Где
дошкольники знакомятся с семейным устройством, со старинными обрядами
связанными с уборкой урожая, осенние ярмарочные и другие развлечения.
В нашем детском саду спроектирована предметно-развивающая среда с
целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству, которая
базируется на естественной социокультурной ситуации, сложившейся в
нашем регионе. Невозможно воспитать полноценную личность без уважения
к истории и культуре своего Отечества, поэтому педагогами нашего детского
сада создан уголок «Мы живем в России». Огромную роль в формировании
интереса и любви к художественной литературе имеет книжный уголок.
В группах имеется уголок изобразительной деятельности, где
сосредоточен демонстрационный материал, альбомы с образцами,
разнообразные средства и материал для художественно – творческой
деятельности, материалы для нетрадиционной техники ИЗО.
Для приобщения детей к народной культуре, народному искусству
создана полочка народного прикладного искусства.
Для оформления выставок организованы уголки «Наш вернисаж» и
«Наше творчество».
Создан уголок сюжетно-ролевых игр, уголок театрализации, уголок
ряженья.
Уголок природы.
В нашем детском саду создан мини-музей русского быта, цель которого
пробудить в ребенке чувство любви к Родине через создание особой среды,
позволяющей знакомиться с культурным прошлым России.
Успешность работы по данному направлению в большой степени
зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли оно
продолжение дома. Поэтому работе с родителями наш коллектив придает
большое значение.
Формы работы с родителями осуществляется нами по следующим
направлениям.
Анкетирование, которое проводится для выявления уровня знаний
родителей по данной теме.
Родительские собрания на которых говорилось о роли семьи в
формировании духовно - нравственных чувств, о роли семейных традиций в
нравственном воспитании детей.
Консультации по вопросам ознакомления дошкольников с фольклором,
о развитии представлений об окружающем.
Совместные праздники, досуги и развлечения.
Выставки совместного творчества.
Для родителей организуются экскурсии в мини-музей русского быта.
Немаловажную роль в повышении уровня педагогической культуры
родителей играют наглядно-информационные формы работы, где ответы на
интересующие вопросы родители могут найти в уголках для родителей.
Основными формами работы с педагогами нашего учреждения в
работе по данному направлению и более эффективными мы считаем:
Консультации, педагогический совет, семинары, мастер классы, деловая
игра.
В результате проделанной работы расширились знания воспитателей о
русской народной культуре, что позволяет им свободно ориентироваться в
фольклорном материале, подбирать соответствующий материал (потешки,
загадки, сказки, былины и т.д.), создана картотека «Русские народные игры» с
учетом возраста детей. У педагогов появился интерес к русской народной
культуре, желание передавать свои знания детям и их родителям.
Накоплен богатый материал для работы с детьми, родителями,
педагогами. Русские народные традиции вошли в повседневную жизнь
детского сада.
Подводя итоги нашей работы, мы считаем, что последовательная
система работы дает устойчивый положительный результат. Духовно -
нравственное развитие дошкольников можно проследить в поведенческих и
деятельностных показателях: проявление чувства ответственности перед
семьей, группой сверстников, в соблюдении нравственных норм и правил. В
доброжелательном поведении, в способности к сопереживанию.
В конкретных делах: в участии в подготовке или изготовлении подарков
близким людям к государственным и традиционным православным
праздникам.
Родители стали принимать активное участие в работе по данной
проблеме.
Мы считаем, что наше образовательное учреждение является той
социокультурной средой, которая в свою очередь создаёт оптимальные
условия для воспитания у детей дошкольного возраста духовно –
нравственных чувств на культурных традициях своего народа.